дело № 2-441/2012 Решение Именем Российской Федерации 31 июля 2012 года с.Верхнеяркеево Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Миннебаевой Л.Я. при секретаре Шамсемовой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илишевского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия по обеспечению транспортной безопасности незаконным, установил: Прокурор Илишевского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан о признании бездействия по обеспечению транспортной безопасности незаконным, ссылаясь на нижеследующее: в ведении администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет находятся автомобильные дороги в границах населенных пунктов сельского поселения. При этом администрацией сельского поселения меры по оценке уязвимости мостов и автомобильных дорог сельского поселения не приняты, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности. В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п.8 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Пунктом 9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии с п.п. 5, 7, 7.1 и 8 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 1, 6, 7, 9 и 12 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно п.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России №87 от 12.04.2010 года, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с разделами 2, 5, 9 Указа Президента РФ от 31.03.2010 года №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» безопасность населения на транспорте - состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Бездействием администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 года №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Федерального закона «О транспортной безопасности» создаются условия для совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозы техногенного и природного характера. Основываясь на изложенное, прокурор просит признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет, выражающееся в непринятии мер для проведения оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет от актов незаконного вмешательства, обязать Администрацию сельского поселения Базитамакский сельсовет принять меры по проведению оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет от актов незаконного вмешательства и разработать план обеспечения транспортной безопасности автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет. В судебном заседании помощник прокурора Хайруллин Д.М. исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель сельского поселения Базитамакский сельсовет Нагимов А.Т. исковые требования не признал, пояснив, что для осуществления мероприятий по проведению оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет от актов незаконного вмешательства отсутствуют денежные средства, на балансе сельского поселения мосты и автомобильные дороги не имеются. Выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Согласно п.8 ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Пунктом 9 ст.1 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В соответствии с п.п. 5, 7, 7.1 и 8 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения, участие в профилактике терроризма и экстремизма в границах поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические и юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 1, 6, 7, 9 и 12 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения, использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 года 16-ФЗ «О транспортной безопасности» на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Указанные планы предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Согласно п.2 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России №87 от 12.04.2010 года, оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В соответствии с разделами 2, 5, 9 Указа Президента РФ от 31.03.2010 года №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» безопасность населения на транспорте - состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Реализацию мероприятий по обеспечению безопасности населения на транспорте в полном объеме на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, планируется осуществить в соответствии с требованиями Федерального закона «О транспортной безопасности» после проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, их категорирования, разработки и утверждения планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, что позволит обеспечить проведение эффективных мероприятий с учетом специфики местных условий и определить необходимые затраты с учетом средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных источников. Установлено, что в ведении администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет находятся автомобильные дороги и мосты в границах населенных пунктов сельского поселения. При этом администрацией сельского поселения меры по оценке уязвимости мостов и автомобильных дорог сельского поселения не приняты, не разработаны планы обеспечения транспортной безопасности. Из пояснений представителя ответчика, меры не приняты в связи с отсутствием у органа местного самоуправления денежных средств. Ни в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, ни в ходе рассмотрения дела по существу представителем ответчика не представлены доказательства обращения в компетентные органы с просьбой выделения денежных средств на вышеуказанные цели. Следовательно, налицо бездействие администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет. Бездействием администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации от 31.03.2010 года №403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» и Федерального закона «О транспортной безопасности» создаются условия для совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, угрозы техногенного и природного характера. Кроме того, в ходе судебного заседания установлено, что сельское поселение проводит работу по очистке от снега автомобильных дорог и мостов, расположенных на территории сельского поселения, следовательно сельское поселение владеет указанными автомобильными дорогами и мостами. Из изложенного следует, что исковые требования прокурора обоснованные, подлежат удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора Илишевского района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан, выразившееся в непринятии мер для проведения оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет от актов незаконного вмешательства, обязать Администрацию сельского поселения Базитамакский сельсовет муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан принять меры по проведению оценки уязвимости мостов и автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет от актов незаконного вмешательства и разработать план обеспечения транспортной безопасности автомобильных дорог населенных пунктов сельского поселения Базитамакский сельсовет. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение одного месяца со дня вынесения. Судья Миннебаева Л.Я.