об оспаривании неправомерного решения главы сельского поселения



дело № 2 -17/2011

Решение

Именем Российской Федерации

27 января 2011 года с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишмухаметовой Л.Р.

при секретаре Гаязовой А.Г.

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Набиева З.М. об оспаривании неправомерного решения главы сельского поселения Яркеевский сельсовет,

установил:

Заявитель Набиева З.М. обратилась в суд с заявлением об оспаривании неправомерного решения главы сельского поселения Яркеевский сельсовет об отказе в постановке на учет как нуждающейся в получении жилья со ссылкой на нижеследующее:

она, Набиева З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего в 1994 году инвалида 2 группы Великой Отечественной войны ФИО1, до 2003 года проживала в 1968 году построенном доме в <адрес> общей площадью 72,7 кв.м. без элементарных условий для проживания и значительной степенью износа. В 2003 году в связи с получением перелома тазобедренной кости признана инвалидом 1 группы и нуждающейся в постоянном уходе, по этой причине дочь ФИО2 перевезла её в свой дом в <адрес>, она свой дом по договору дарения передала дочери ФИО2. Она осталась без жилья. Учитывая изменения, внесенные в Жилищный кодекс РФ, в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», направленные на улучшение жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, обратилась в начале ноября 2010 года к главе Сельского поселения Яркеевский сельсовет ФИО6 с заявлением о содействии в предоставлении благоустроенной квартиры. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в постановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что она одна проживает в квартире, общая площадь проживаемого жилого помещения составляет 72,7 кв.м., что превышает учтенную норму 12 кв.м., установленную органом местного самоуправления Сельским поселением Яркеевский сельсовет. Она с данным отказом не может согласиться, считает, что действиями главы Сельского поселения Яркеевский сельсовет нарушается её право на жилище, в силу ст.ст. 21-23.2 Закона «О ветеранах» она вправе на обеспечение жильем один раз за счет средств федерального бюджета, выделяемых специально на эти цели. Основываясь на изложенное, Набиева З.М. просит признать неправомерным решение главы сельского поселения Яркеевский сельсовет об отказе в постановке её на учет как нуждающейся в получении жилья, возложить на орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение её права на жилье путем возложения обязанности постановки на учет как нуждающейся в получении жилья.

В судебном заседании представители Набиева З.М. по доверенности ФИО2 и по письменному заявлению ФИО3 заявление поддержали в полном объеме, ФИО2 пояснила, что мать Набиева З.М. прикована к постели, является инвалидом 1 группы, она осуществляет за нею уход в своем доме, начиная с 2003 года, с этого времени мать проживает в доме, принадлежащем ей и её супругу ФИО5, зарегистрированном на имя супруга, дом находится в <адрес>, о чем Сельскому поселению достоверно известно. После обращения матери в ноябре 2010 года к главе Сельского поселения Яркеевский сельсовет с заявлением о содействии в предоставлении благоустроенной квартиры были обследованы жилищно-бытовые условия матери по месту её регистрации с выездом в принадлежащий ей ФИО2 дом в <адрес>, межведомственная жилищная комиссия ДД.ММ.ГГГГ составила акт о годности жилья для проживания после осуществления ремонта – замены 1-2 рядов бревен в венцах, ремонта полов, кровли, комиссия в этом же акте указала, что в доме никто не проживает из-за отсутствия условий для проживания, а местом проживания Набиева З.М. является <адрес> в <адрес>. По поручению суда межведомственная жилищная комиссия ДД.ММ.ГГГГ с выездом в принадлежащий её супругу ФИО5 <адрес> в <адрес> обследовала жилищно-бытовые условия матери, пришла к выводу о годности дома для проживания. В обоих случаях межведомственной жилищной комиссией не были учтены: дом по <адрес> является ветхим и негодным для проживания, а в доме по <адрес> площадью 51,1 кв.м. проживает пять человек, мать Набиева З.М. они в настоящее время также зарегистрировали по данному адресу по месту фактического проживания, таким образом, в настоящее время в доме по <адрес> площадью 51,1 кв.м. проживают и зарегистрированы пять человек и на каждого члена семьи приходится 10,22 кв.м., что ниже учетной нормы 12 кв.м., установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Яркеевский сельсовет. Кроме этого, они полагают, что норму обеспеченности жильем заявителя следует определять исходя из п.2 ч.3 ст.23.2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», где указано: «Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площадью жилья 36 кв.м. и средней рыночной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации», то есть из нормы обеспеченности жилья площадью 36 кв.м.. При обследовании дома по <адрес> межведомственной жилищной комиссией должно было быть отражено, что в доме отсутствует туалет, ванная, теплая вода, поскольку их отсутствие затрудняет осуществление ею ухода за лежащей в постели Набиева З.М.. Отсюда отказ в постановке матери - вдовы умершего в 1994 году инвалида 2 группы Великой Отечественной войны, на учет как нуждающейся в получении жилья, является незаконным. Представители ФИО2 и ФИО3 просят признать неправомерным решение главы сельского поселения Яркеевский сельсовет об отказе в постановке на учет Набиева З.М. как нуждающейся в получении жилья, возложить на орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение права Набиева З.М. на жилье путем возложения обязанности постановки на учет как нуждающейся в получении жилья.

Представитель Сельского поселения Яркеевский сельсовет ФИО4 заявленные требования не признала, пояснила, что поскольку Набиева З.М., хотя и проживает в <адрес> в <адрес> у дочери ФИО2, о чем Сельскому поселению Яркеевский сельсовет известно, однако одна была зарегистрирована в <адрес>, поэтому межведомственной жилищной комиссией Сельского поселения Яркеевский сельсовет были обследованы жилищно-бытовые условия дома по <адрес>, отапливаемая площадь указанного дома составляет 44,1 кв.м., что превышает учетную норму 12 кв.м., установленную органом местного самоуправления. Дом по <адрес> не признан ветхим либо аварийным: согласно справке, предоставленной Илишевским территориальным участком Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП «БТИ РБ», процент износа составляет 57 %, согласно акту обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, процент износа составляет 65 %, дом требует ремонта, поскольку в течение длительного времени вообще не производились какие-либо работы для приведения дома в нормальное состояние, требуется замена 1-2 рядов бревен в венцах, частичный ремонт полов, кровли. По поручению суда межведомственной жилищной комиссией Сельского поселения Яркеевский сельсовет были обследованы жилищно-бытовые условия заявителя по фактическому месту жительства – <адрес> в <адрес>. Установлено, что дом является общей совместной собственностью супругов ФИО2 и ФИО5, в ЕГРП дом зарегистрирован на ФИО5, Набиева З.М. проживает в данном доме с 2003 года, занимает отдельную комнату, лежит в постели, вставать и ходить не может, ФИО2 осуществляет за нею уход. Дом в хорошем состоянии, площадь отапливаемой части дома составляет 51,1 кв.м., в нем проживают пять человек, м Набиева З.М. в настоящее время также зарегистрировали по данному адресу по месту фактического проживания, таким образом, в настоящее время в доме по <адрес> площадью 51,1 кв.м. проживают и зарегистрированы пять человек. В силу ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Поскольку мать Набиева З.М. является членом семьи ФИО2, и ФИО2, и ФИО5 имеют зарегистрированные за ними на праве собственности жилые дома, то с учетом общей отапливаемой площади двух жилых домов 95,2 кв.м. на каждого члена семьи приходится 19,04 кв.м., что выше учетной нормы -12 кв.м., установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Яркеевский сельсовет. Отсюда Сельским поселением Яркеевский сельсовет Набиева З.М. правомерно отказано в постановке на учет как нуждающейся в получении жилья.

Представитель отдела УТ и СЗН Минтруда РБ по <адрес> и <адрес> в <адрес> ФИО8 с заявлением Набиева З.М. не согласилась, пояснив, что определяющим для установления обеспеченности нормой жилой площади является регистрация гражданина, а не место его жительства, площадь жилого помещения, в котором была зарегистрирована Набиева З.М., составляет 44,1 кв.м., что превышает учетную норму 12 кв.м., установленную органом местного самоуправления Сельским поселением Яркеевский сельсовет, в связи с чем Набиева З.М. правомерно было отказано в постановке на учет как нуждающейся в получении жилья. В дальнейшем Набиева З.М. поменяла регистрацию по фактическому месту проживания, однако её нельзя признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку Набиева З.М. является членом семьи ФИО2, и ФИО2, и ФИО5 имеют зарегистрированные за ними на праве собственности жилые дома, то с учетом общей отапливаемой площади двух жилых домов 95,2 кв.м. на каждого члена семьи приходится 19,04 кв.м., что выше учетной нормы 12 кв.м., установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Яркеевский сельсовет. Отсюда Сельским поселением Яркеевский сельсовет Набиева З.М. правомерно отказано в постановке на учет как нуждающейся в получении жилья.

Представитель межведомственной жилищной комиссией Сельского поселения Яркеевский сельсовет ФИО6 в ходе подготовки дела к судебному разбирательству и представитель ФИО4 в судебном заседании пояснили, что межведомственная жилищная комиссия Сельского поселения Яркеевский сельсовет создана исключительно для обследования жилищно-бытовых условий граждан, руководствуется в своей деятельности утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В исключительной компетенции данной комиссии решение вопроса о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан. Обследовав дома по <адрес> и по <адрес>, комиссия пришла к выводу о годности обоих домов для проживания граждан, о необходимости проведения ремонта дома по <адрес> – данный дом газифицирован, однако требуют ремонта нижние венцы, полы, кровля. Поскольку оба дома являются пригодными для проживания граждан, то с учетом общей отапливаемой площади двух жилых домов 95,2 кв.м. на каждого члена семьи приходится 19,04 кв.м., что выше учетной нормы 12 кв.м., установленной органом местного самоуправления Сельским поселением Яркеевский сельсовет, поэтому им как главой Сельского поселения было отказано в постановке на учет Набиева З.М. как нуждающейся в получении жилья.

Выслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании достоверно установлено, что Набиева З.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдова умершего в 1994 году инвалида 2 группы Великой Отечественной войны ФИО1, до 2003 года проживала в построенном в 1968 году доме в <адрес> общей площадью 44,1 кв.м. (исключая веранду, сени). В 2003 году в связи с получением перелома тазобедренной кости Набиева З.М. признана инвалидом 1 группы и нуждающейся в постоянном уходе, по этой причине дочь ФИО2 перевезла Набиева З.М. в дом в <адрес>, принадлежащий ФИО2 и ФИО5 на праве общей совместной собственности и зарегистрированный в Едином государственном реестре прав за ФИО5. Набиева З.М. свой дом по договору дарения передала дочери ФИО2, в Едином государственном реестре прав дом по <адрес> зарегистрирован за ФИО2. С 2003 года Набиева З.М. проживает с дочерью ФИО2, зятем ФИО5, внуками ФИО7 и ФИО7.

В силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Поскольку Набиева З.М. является матерью ФИО2, совместно проживает в семье дочери с 2003 года в доме по <адрес>, ФИО2 и ФИО5 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ, отсюда дом по <адрес> в силу ч.1 ст.34 Семейного кодекса РФ как имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью и зарегистрирован в Едином государственном реестре прав за ФИО5., то Набиева З.М. в силу ч.1 ст.31 Жилищного кодекса РФ является членом семьи ФИО2 и ФИО5.

Согласно п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Применительно к ч.3 ст.49 Жилищного кодекса РФ на предоставление жилого помещения по договору социального найма имеют право члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, они отнесены к иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, приведены в ст.51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вышеприведенный Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» не содержит каких либо положений об учетной норме, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, п.2 ч.3 ст.23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах» содержит лишь требование об учетной норме предоставления жилья, отсюда учетная норма, исходя из которого определяется уровень обеспеченности вдовы инвалида Великой Отечественной войны общей площадью жилого помещения определяется по нормам Жилищного кодекса РФ.

В силу ч.4 и ч.5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановления главы Сельского поселения Яркеевский сельсовет № от ДД.ММ.ГГГГ учетная норма, исходя из которого определяется уровень обеспеченности гражданина общей площадью жилого помещения, устанавливается в размере 12 кв.м. на одного человека.

Исходя из указанных требований Жилищного кодекса РФ Набиева З.М. нельзя отнести к категориям граждан, нуждающимся в жилом помещении.

Из выписок из Единого государственного реестра прав, ФИО2 принадлежит на праве собственности дом по <адрес>, а ФИО5 дом по <адрес>. Всего в доме по <адрес> проживают пять человек: Набиева З.М., ФИО2, ФИО5, сыновья Саетовыз ФИО7, ФИО7, все данные лица по указанному адресу зарегистрированы, Набиева З.М. зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ. Из технического паспорта дома по <адрес>, общая площадь (отапливаемая) его составляет 51,1 кв.м., из справки, предоставленной Илишевским территориальным участком Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП «БТИ РБ», общая площадь (отапливаемая) по <адрес>, составляет 44,1 кв.м.. Исходя из требований ч.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, с учетом общей площади двух домов 95,2 кв.м на каждого члена семьи приходится 19,04 кв.м., что выше учетной нормы 12 кв.м., установленной органом местного самоуправления. В этой связи нельзя согласиться с доводами представителей заявителя о том, что при этом должны быть учтены только площади жилых частей домов, поскольку согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ учетная норма определяется исходя из общей площади жилого помещения.

Суд не соглашается и с доводами заявителя и представителей о том, что дом по <адрес> неправильно признан пригодным для проживания. Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Согласно п.7 вышеуказанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, то есть в компетенции данной комиссии решение вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан. Обследовав дома по <адрес> и по <адрес>, межведомственная комиссия Сельского поселения Яркеевский сельсовет пришла к выводу о годности обоих домов для проживания граждан, о необходимости проведения ремонта дома по <адрес>.

Поскольку дома по <адрес> и по <адрес>, находящиеся в собственности соответственно ФИО2 и ФИО5, признаны пригодными для проживания граждан, а Набиева З.М. является членом семьи вышеуказанных лиц, то с учетом того, что на каждого члена семьи приходится 19,04 кв.м., что выше учетной нормы 12 кв.м., установленной органом местного самоуправления - Сельским поселением Яркеевский сельсовет, суд находит правомерным отказ в постановке на учет Набиева З.М. как нуждающейся в жилом помещении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Набиева З.М. о признании неправомерным решения главы сельского поселения Яркеевский сельсовет об отказе в постановке её на учет как нуждающейся в получении жилья и возложении на орган местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение её права на жилье путем возложения обязанности постановки на учет как нуждающейся в получении жилья отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья Ишмухаметова Л.Р.

Копия верна:

И.о. председателя <адрес>

суда <адрес> Ишмухаметова Л.Р.