ДЕЛО № 2-34/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«01» февраля 2011 года с.Верхнеяркеево
Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,
при секретаре Салимгареевой Л.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Казыханова Ф.К. об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет <адрес> в постановке на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Казыханова Ф.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения главы администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> об отказе в постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая, что в начале ноября 2010 года он обратился к главе СП Яркеевский сельсовет с заявлением о принятии его на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий в связи с отсутствием у него жилья. В заявлении указывал, что является участником и инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. ДД.ММ.ГГГГ он получил ответ главы СП Яркеевский сельсовет ФИО1 об отказе в принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на то, что согласно ФЗ «О ветеранах» участник Великой Отечественной войны может состоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий при наличии условий, указанных законами; так как они с супругой проживают в частном доме, общая площадь которого составляет 46,4 кв.м, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 23,2 кв.м., что более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления сельского поселения Яркеевский сельсовет. Он не согласен с указанным решением Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет, поскольку данное решение ущемляет его конституционные права. В настоящее время он проживает по адресу: <адрес> РБ, по <адрес>. Указанный <адрес> года постройки со значительной степенью износа, требующий больших затрат на ежегодный ремонт. Дом сельского типа без удобств и условий для нормального проживания людей преклонного возраста. Дом фактически принадлежит его сыну ФИО2 с 2005 года, которому он продал этот дом с целью приобретения благоустроенной квартиры, однако, в связи с резким ростом цен на жилье, не смог купить квартиру и с супругой продолжают проживать в этом доме. Как участник войны имеет право на обеспечение жильем и пользоваться всеми благами и льготами для ВВО войны в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ВВО войны 1941-1945 годов. Основываясь на вышеизложенное, ФИО2 просит обязать главу Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> отменить незаконное решение об отказе его в принятии на учет как нуждающийся в получении жилья и поставить на учет и в соответствии со ст. 2 ЖК РФ обеспечить условия для осуществления его права на жилище, используя бюджетные средства.
В ходе судебного заседания представитель заявителя Казыханова Ф.К. по доверенности ФИО2 заявление Казыханова Ф.К. поддержал в полном объеме и пояснил, что его отец является участником и инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; в настоящее отец с матерью проживают в доме, собственником которого является он, поскольку отец в 2005 году указанный дом продал ему. Дом был построен в 1961 году самим отцом Казыханова Ф.К., с указанного времени они с матерью там живут и зарегистрированы. Отец имеет право, как участник и инвалид Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, на жилое помещение в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ВВО войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом «О ветеранах». Отец в ноябре месяце 2010 года обратился в Администрацию СП Яркеевский сельсовет с заявлением о принятии на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, однако в постановке на учет ему было отказано. Решение об отказе в постановке на учет считает необоснованным, поскольку действия Администрации СП Яркеевский сельсовет нарушают права его отца на получение им жилья за счет средств федерального бюджета.
Представитель Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> ФИО3 заявление Казыханова Ф.К. не признала и показала суду, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, относится к полномочиям сельских поселений. Заявитель Казыханова Ф.К. действительно проживает на территории сельского поселения Яркеевский сельсовет, является ВВО войны 1941-1945 годов. ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию сельского поселения Яркеевский сельсовет поступило заявление от имени Казыханова Ф.К. о принятии его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, подписанное не им самим. Учитывая то обстоятельство, что Казыханова Ф.К. с супругой зарегистрированы и проживают в доме, расположенном по адресу: <адрес>, имеющим общую площадь 46,4 кв.м, отсюда обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 23,2 кв.м., что более учетной нормы, установленной органом местного самоуправления сельского поселения Яркеевский сельсовет в размере 12 кв.м, в удовлетворении заявления Казыханова Ф.К. было отказано. Кроме того, жилой дом, где зарегистрирован и проживает Казыханова Ф.К., был обследован межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы Администрации муниципального района, к компетенции которой отнесена оценка соответствия жилых домов установленным требованиям. Вышеуказанная комиссия, обследовав жилой дом, где проживает Казыханова Ф.К. в его присутствии и присутствии его сына ФИО2, приняла решение в виде Заключения о признании указанного жилого дома пригодным для дальнейшего проживания. Кроме того, на бюджетные средства летом 2010 года указанному дому был произведен ремонт - окна дома были заменены на пластиковые.
Выслушав представителя заявителя Казыханова Ф.К. ФИО2, представителя Администрации СП Яркеевский сельсовет ФИО3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 6 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Казыханова Ф.К. действительно является участником и инвалидом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ Казыханова Ф.К. обратился к главе СП Яркеевский сельсовет с заявлением о принятии его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д. 7).
Решением комиссии по социальным вопросам при Администрации СП Яркеевский сельсовет и межведомственной комиссии, назначенной распоряжением главы Администрации МР <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ Казыханова Ф.К. в постановке на учет, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, отказано.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Казыханова Ф.К. сообщено о том, что ему в постановке на учет, как нуждающийся в улучшении жилищно-бытовых условий, отказано на том основании, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составляет 23,2 кв.м. (л.д. 8).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем ВВО войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом «О ветеранах», обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является одной из мер социальной поддержки.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона.
П. 2 ч. 3 ст. 23.2 вышеназванного Федерального закона предусматривает обеспечение жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на указанную меру социальной поддержки.
Таким образом, при получении данного вида социальной поддержки согласно вышеприведенных Указа Президента РФ и Федерального закона обязательным условием является признание инвалидов и участников войны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом или федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан.
Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися установлен в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы собственниками жилых помещений и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы или проживающим в помещении, не отвечающим установленным для жилых помещений нормам;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Как установлено в ходе судебного заседания и подтверждается материалами дела, Казыханова Ф.К. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Собственником указанного жилого дома является ФИО2 - сын заявителя Казыханова Ф.К., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15). <адрес> указанного жилого дома составляет 46,6 кв.м,
Согласно выписке из похозяйственной книги № Администрации СП Яркеевский сельсовет, по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают Казыханова Ф.К. с ДД.ММ.ГГГГ и его супруга ФИО10 с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Как установлено в ходе судебного заседания, Постановлением главы Администрации муниципального образования Яркеевский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №, в <адрес> учетная норма площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Отсюда, обеспеченность общей жилой площадью на одного члена семьи заявителя составляет 23,2 кв.м., что превышает учетную норму площади жилого помещения по сельскому поселению Яркеевский сельсовет.
Жилищный кодекс РФ относит к полномочиям органов государственной власти РФ определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания; признает жилым помещением изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства); делегирует Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (статьи 12, 15, 32).
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 33 данного Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в частности вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельных его частей эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Оценку соответствия жилых домов (жилых помещений) установленным требованиям проводит межведомственная комиссия, которая по результатам своей работы принимает решение в виде заключения о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными либо пригодными для проживания, либо пригодными для проживания после проведения капитального ремонта (пункты 42-48 Положения).
Из Акта обследования жилого помещения, где зарегистрирован и проживает заявитель, от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного Межведомственной комиссией в составе: председателя ФИО4 - заместителя главы администрации МР, ФИО9 - директора МУП «Архитектурно-планировочное бюро», ФИО5 - начальника ОГПН, ФИО8 - начальника Илишевского территориального участка Дюртюлинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ, ФИО6 - директора МУП «Илишевский ОКС», ФИО7 - начальника отдела труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по <адрес>, ФИО1 - главы СП Яркеевский сельсовет, при участии собственника жилого дома ФИО2, дом бревенчатый, 1961 года постройки, фундамент бетоно-литочный, материал кровли – оцинкованное железо, износ дома составляет 55 %, произведен ремонт, окна заменены на пластиковые, условия проживания хорошие, водопровод, канализация имеется, отопление газовое, туалет находится внутри помещения, имеются хозяйственные постройки: баня, сарай, гараж, санитарно-гигиенические условия в доме соблюдаются.
Как следует из вышеприведенного Акта и Заключения Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, дом по <адрес>, в <адрес>, признан пригодным для проживания.
Вышеприведенные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что Администрацией СП Яркеевский сельсовет Казыханова Ф.К. не мог быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Суд не соглашается с доводами представителя заявителя о том, что его отец не имеет в собственности жилья, он проживает в доме, принадлежащем иному лицу, то есть, ему, в связи с чем Администрация сельского поселения Яркеевский сельсовет неправомерно отказала в постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Ст. 51 Жилищного кодекса РФ не предусматривает в качестве основания для признания лица нуждающимся в жилье отсутствие в его собственности жилья, а предусматривает отсутствие жилья, которым он мог бы пользоваться.
Казыханова Ф.К., будучи отцом ФИО2 - собственника жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, проживает в указанном доме, пользуется им, зарегистрирован там с момента постройки и вселения, обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, после отчуждения дома своему сыну не стал выселяться оттуда, а продолжает проживать в доме, сын не возражал и не возражает проживанию отца в данном доме, что им не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о необоснованности требований Казыханова Ф.К. о признании отказа администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет муниципального района <адрес> в постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 254-258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Казыханова Ф.К. в удовлетворении заявления об оспаривании отказа Администрации сельского поселения Яркеевский сельсовет <адрес> в постановке на учет, как нуждающегося в жилом помещении, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Л.Я.Миннебаева