о признании неправомерным отказ в назначении трудовой пенсии



ДЕЛО № 2-196/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"18" марта 2011 года с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я.,

при секретаре Салимгареевой Л.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Амбарцумян В.Х. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании неправомерным отказ в установлении страхового стажа,

УСТАНОВИЛ:

Амбарцумян В.Х. обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ о признании отказ в установлении страхового стажа неправомерным, обосновав его тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ с заявлением о включении в трудовой стаж для исчисления размера пенсии периоды его работы в колхозе им.С.Юлаева <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий». Однако Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> приняло решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в установлении трудового стажа по тем мотивам, что в лицевых счетах колхозников колхоза им.С.Юлаева за 1980-1996 годы он не значится. Решение Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> считает неправомерным по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ он был принят в колхоз им.С.Юлаева в качестве строителя, что подтверждается записью в его трудовой книжке (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в бригаде ФИО1, выполнял различные строительные работы на объектах колхоза им.С.Юлаева, расположенные в селах Сюльтино, Новоаташево, <адрес>, ему ежемесячно начисляли заработную плату. При получении заработной платы в бухгалтерии колхоза им.С.Юлаева он расписывался в ведомостях о получении заработной платы.

Основываясь на вышеизложенном, Амбарцумян В.Х. просит решение ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении периодов его работы в колхозе им.С.Юлаева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в стаж работы для исчисления размера пенсии признать неправомерным и обязать ответчика установить факт его трудового стажа, а именно, работы в качестве строителя в колхозе им.С.Юлаева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Амбарцумян В.Х. исковые требования поддержал в полном объеме и показал суду, что в колхозе им.С.Юлаева <адрес> он работал с 1979 года по 1986 год, а в 1980 году был принят членом колхоза. Трудовая книжка ему была заведена и записи о том, что он ДД.ММ.ГГГГ он принят в колхоз и ДД.ММ.ГГГГ уволен с работы внесены лишь в 1996 году, когда у него возникла необходимость оформления гражданства и получения паспорта гражданина РФ. В летние периоды он работал в строительной бригаде своего брата ФИО1 Бригада брата занималась строительством различных сельскохозяйственных объектов (коровников, воловников, телятников и т.д.) на территории колхоза им.С.Юлаева. А в зимние месяцы, когда остальные члены бригады уезжали, он оставался в селе Сюльтино, проживал в выделенной ему колхозом квартире, работал строителем в колхозе, получал заработную плату, при этом расписывался в ведомости.

Представитель Управления Пенсионного фонда в <адрес> РБ ФИО2 исковые требования Амбарцумян В.Х. не признала, пояснив, что в лицевых счетах колхозников имени С.Юлаева <адрес> за 1980-1996 годы Амбарцумян В.Х. не значится, в связи с чем период его работы в колхозе им.С.Юлаева в указанные периоды на основании первичных документов не подтверждается и не может быть включен в стаж работы для исчисления размера пенсии. Согласно справке архивного отдела Администрации муниципального района <адрес>, истребованной Управлением Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ еще после первого обращения Амбарцумян В.Х. с заявлением о включении в трудовой стаж периодов его работы в колхозе им.С.Юлаева с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, истец в указанный период работавшим в колхозе и получавшим заработную плату также не значится. Истцом какие-либо доказательства его работы в колхозе, кроме как записи в трудовой книжке, в Управление Пенсионного фонда не представлены. Не может быть установлен трудовой стаж истца и на основании свидетельских показаний, поскольку согласно п. 29 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» лишь при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника, периоды работы устанавливаются на оснований двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина. В данном же случае, архив колхоза им.С.Юлаева сохранен полностью, не уничтожен, однако архивные данные о том, что истец в указанный выше период работал в колхозе им.С.Юлаева, на него был заведен лицевой счет, он получал заработную плату, ведомости начисления и выдачи заработной платы отсутствуют, в связи с чем показания истца о том, что он являлся членом вышеуказанного колхоза, получал заработную плату, при этом расписывался в ведомости, Управлением пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ не может принято во внимание.

Выслушав истца Амбарцумян В.Х., представителя ответчика ФИО2, допросив свидетелей ФИО1, ФИО3, ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона, право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п.п. «а» п. 2 Правил «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории РФ лицами, застрахованными в соответствии с законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании.

В силу п. 28 вышеназванных Правил, периоды работы на территории РФ, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 настоящих Правил, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно.

В соответствии с п. 29 вышеназванных Правил, при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на оснований двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что для установления факта работы истца в качестве строителя с 1980 года по 1996 год на основании свидетельских показаний необходимым условием является факт работы этих свидетелей у того же работодателя и наличие у них документов о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу истицы, а также утрата документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника.

В связи с изложенным, суд к показаниям свидетелей ФИО3, ФИО4 и ФИО1 о том, что Амбарцумян В.Х. в указанный выше период действительно являлся членом колхоза им.С.Юлаева и работал в должности строителя, ему начислялась и выдавалась заработная плата, суд относится критически, поскольку, как установлено истребованием документов из архивного отдела Администрации муниципального района <адрес>, архив колхоза им.С.Юлаева за указанные периоды сохранен полностью, кроме того, из этих документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ заседание правления колхоза либо общее собрание колхозников, решением которых Амбарцумян В.Х. был принят в члены колхоза, отсутствует.

Из представленных архивным отделом Администрации МР <адрес> документов следует, что на собраниях уполномоченных колхоза им.С.Юлаева и на заседаниях правления колхоза в 1980-1982 годах лишь рассматривались вопросы о заключении договоров на строительство различных сельскохозяйственных объектов на территории колхоза с наемной бригадой ФИО1

Протоколы собраний заседаний правлений колхоза и собрания уполномоченных не содержат сведений о том, что истец обращался с заявлением о принятии его в члены колхоза и был принят членом колхоза.

Из лицевых счетов (заработная плата) также следует, что заработная плата истцу в указанный выше период колхозом не начислялась и по ведомости не выдавалась.

Как следует из указанных документов, деньги за выполненные работы начислялись Амбарцумян В.Х. Ашоту.

Из показаний свидетеля ФИО1, и это подтверждается записью в его трудовой книжке, он был принят на работу в Илишевский МСО, и будучи работником данной организации и по ее заказу занимался строительством различных объектов в колхозах <адрес>. Истец Амбарцумян В.Х., приходившийся ему родным братом, числился в его бригаде.

Суд к показаниям истца о том, что он являлся членом колхоза им.С.Юлаева в 1980-1996 годах относится критически также и потому, поскольку из его же показаний, трудовая книжка ему была выдана лишь в 1996 году в связи с возникшей необходимостью оформления гражданства и получения паспорта гражданина РФ.

Исследованием трудовой книжки истца установлено, что там содержится запись о том, что собранием уполномоченных колхоза от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) истец был принят в колхоз им.С.Юлаева ДД.ММ.ГГГГ. При этом ни сам истец, ни свидетели не могли пояснить, в связи с чем истец в 1984 году принят членом колхоза за 1980 год.

Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ в архивном отделе отсутствует.

Из изложенного выше, суд приходит к выводу о том, что записи в трудовой книжке истца внесены лишь в декабре 1996 года в целях оказания помощи истцу в связи оформлением им гражданства Российской Федерации, сами протоколы общих собраний о принятии истца в колхоз и увольнении его, а также лицевые счета и иные первичные документы, подтверждающие тот факт, что Амбарцумян В.Х. являлся работником колхоза, отсутствуют, в связи с чем у суда нет оснований доверять записям в трудовой книжке.

Кроме того, трудовая книжка не содержит записей о выполнении истцом трудодней в колхозе в указанный выше период.

Таким образом, в ходе судебного заседания доказательства в подтверждение доводов истца о том, что он в 1980-1996 годах являлся членом колхоза им.С.Юлаева и занимал должность строителя, не добыты.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о невозможности удовлетворения исковых требований истца о признании неправомерным отказ ответчика в установлении страхового стажа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 197, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Амбарцумян В.Х. к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании неправомерным отказ в установлении страхового стажа и об обязании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> установить факт его трудового стажа в качестве строителя в колхозе им.С.Юлаева <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Л.Я.Миннебаева