ДЕЛО № 12-90/2011 РЕШЕНИЕ «14» декабря 2011 года с.Верхнеяркеево Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Миннебаевой Л.Я., с участием представителя заявителя Мухамадиева Х.М. по доверенности ФИО2, главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мухамадиева Х. М. на постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, УСТАНОВИЛ: Постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, Мухамадиев Х. М., главный врач МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ», признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, а именно в том, что: - не установлена автоматическая установка пожарной сигнализации в поликлинике, детском отделении, левого крыла терапевтического отделения, ортопедическом, инфекционном отделениях, операционном блоке, в отделении сестринского ухода, помещениях аптеки, в подвальных помещениях ЦРБ, в лаборатории, морге, прачечной, котельной, отделении скорой помощи, здании ЛФК, холле хирургического отделения, палате интенсивной терапии, приемном отделении, в помещениях сельских врачебных амбулаторий с.<адрес>, <адрес>, <адрес>, всех ФАПов; - не установлена система оповещения и управления эвакуацией III-типа в поликлинике, терапевтическом, родильном, хирургическом, детском, гинекологическом, инфекционном отделениях, в отделении сестринского ухода, операционном блоке, детской и женской консультации; - неисправна автоматическая установка пожарной сигнализации в детской консультации; - открывается не по направлению выхода из здания дверь тамбура эвакуационного выхода из бухгалтерии; - не установлена система оповещения о пожаре II типа в лаборатории, ортопедии, зубоврачебном отделении, в помещениях сельских врачебных амбулаторий с.<адрес>, <адрес>, <адрес>; - захламлен тамбур эвакуационного выхода из бухгалтерии (складированы картонные коробки ПЭВМ); - не представлены акты испытаний молниезащиты зданий; - отсутствуют легкооткрываемые запоры на двери эвакуационного выхода их помещении бухгалтерии; - допускается складирование уборочного инвентаря и установлен шкаф из сгораемого материала в узле управления центрального отопления под маршем лестницы первого этажа эвакуационного выхода из поликлиники; - открывается не по направлению выхода из здания дверь эвакуационного выхода между приемной и кабинетом заместителя главного врача (дверь на лестничную клетку эвакуационного выхода из поликлиники); - не присоединен пожарный рукав к пожарному крану на пожарном кране в гардеробе, приемном отделении; - не представлены акты замера сопротивления изоляции электропроводов и силовых линии всех фельдшерско-акушерских пунктов и <адрес>, <адрес> <адрес> и <адрес> сельских врачебных амбулаторий; - на путях эвакуации под лестницей ведущей на второй этаж поликлиники оборудована раздевалка; - отсутствует план эвакуации из помещений и здания поликлиники на I и II этажах здания поликлиники, приемного отделения, из помещений здания ЛФК, стоматологии; - на путях эвакуации в фойе первого этажа у выхода из стационара оборудована аптека, выгороженная из сгораемого материала (пластиковые панели); - отсутствует остекление окон чердаков поликлиники, стационара, ЛФК, операционного блока, инфекционного отделения; - не заперты люки выхода под кровлю на кровле операционного блока, поликлиники, стационара, инфекционного отделения, кровли <адрес> СВА; - не обеспечен вывод сигнала о срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации в ЦРБ на пульт ПЧ-122 ГУ ОФПС-18; - территория ЦРБ не оборудована наружным освещением для быстрого нахождения пожарных гидрантов; - на путях эвакуации в отделениях, стационаре, поликлиники отсутствуют указатели направления движения, выполненные в соответствии с ГОСТ №; - двери коридоров, лестничных клеток всех отделений, поликлиники не оборудованы устройствами для самозакрывания; - не соответствует пределу огнестойкости дверь электрощитовой в фойе первого этажа поликлиники; - не ведется журнал учета проверок наличия и состояния огнетушителей по учреждению, на огнетушители не заведены паспорта и отсутствует нумерация огнетушителей; - отсутствуют на наружных стенах здания указатели пожарных гидрантов; - не заделаны отверстия в местах прохождения силовых кабелей через потолочное перекрытие в электрощитовой в фойе первого этажа поликлиники; - дежурный персонал стационара, сельских врачебных амбулаторий с.<адрес>, <адрес>, <адрес> не обеспечен электрическими ручными фонарями на случай отключении электроэнергии из расчета 1:1; - дежурный персонал стационара и <адрес> СВА не обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания; - отсутствует барашек вентиля пожарного крана, установленного напротив кабинета УВЧ, на лестничной клетке главного входа в родильное отделение, под лестничной клеткой лаборатории; - отсутствует информация о месте нахождении первичных средств пожаротушения, огнетушителей в поликлинике, подвальных помещениях; - на путях эвакуации на лестничной клетке левого крыла I этажа и на центральном выходе из подвального помещения на полу проложены инженерные сети (трубы отопления); - заперты на висячий замок двери эвакуационного выхода из лестничной клетки левого крыла здания; - отсутствует второй эвакуационный выход из детского отделения; - установлен на высоте более 1,5 м. от верха огнетушителя огнетушитель в ящиках обеих пожарных кранов детского отделения, огнетушители на выходе из помещений <адрес> СВА; - не произведена перезарядка огнетушителей в детском отделении и стоматологии (2003 года выпуска); - не произведена перезарядка огнетушителей терапевтического отделения (правое и левое крыло 2003 и 1994 годов выпуска соответственно); - дверь выхода на лестничную клетку из правого крыла терапевтического отделения открывается не на всю ширину (дверь провисла); - установлен огнетушитель на лестничной клетке центрального входа в терапевтическое и хирургическое отделения на высоте более 1,5 м. от верха огнетушителя (в ящике пожарного крана); - установлен огнетушитель в ящиках пожарных кранов правого и левого крыла хирургического отделения, в операционном блоке, палаты интенсивной терапии на высоте более 1,5 м. от верха огнетушителя; - не произведена перезарядка 2 огнетушителей ОП-4 родильного отделения (2003 года выпуска), 2 огнетушителей хирургического отделения, 1 огнетушителя операционного блока и палаты интенсивной терапии (2003 года выпуска); - отсутствуют подставки из несгораемого материала в помещениях, где используются электроутюги для глажения белья во всех помещениях ЦРБ, в помещениях сельских врачебных амбулаторий с.<адрес>, <адрес>, <адрес>; - отверстия в местах пересечения инженерными сетями ограждающих конструкций подвала (стен и потолков) не заделаны негорючим материалом; - не укомплектованы рукавами и стволами внутренние пожарные краны подвального помещения, ПК-1 лаборатории, пожарный кран <адрес> СВА; - не заделаны отверстия в местах пересечения электросиловыми кабелями ограждающих конструкций (противопожарных стен) помещения электрощитовой; - не разработан план эвакуации подвального помещения; - не соответствует пределу огнестойкости дверь помещения главной электрощитовой в подвальном помещении; - отсутствует лифт с режимом работы «перевозка пожарных подразделений» в главном корпусе; - отсутствует система дымоудаления в подвальном помещении здания стационара; - допускается устройство кладовых, мастерских в подвальном помещении без изолирования от общих лестничных клеток; - высоту в свету горизонтальных путей эвакуации в эксплуатируемом подвале менее 2 м; - отсутствуют выходы из подвала, непосредственно наружу, обособленными от общих лестничных клеток перегородками 1 типа; - лестничная клетка, ведущая в подвал, не отделена от основной части глухой противопожарной перегородкой 1-го типа; - допускается эксплуатация электросветильников без плафонов закрытого исполнения в подвальных помещениях; - в помещении электрика в подвальном помещении эксплуатируется самодельный электрообогреватель; - входные двери хирургического отделения на лестничной клетке открываются не по направлению выхода из этажа; - полотно двери электрощитовой в операционном блоке выполнена из горючего материала; - оборудован склад инвентаря, имущества и мебели в чердачном помещении над переходом из поликлиники в стационар; - пожарные краны не присоединены к стволу и рукаву в терапевтическом отделении, на пожарном кране левого крыла хирургического отделения пожарный ствол к пожарному рукаву; - хранение кислородных баллонов осуществляется непосредственно в здании стационара; - отсутствует защитный колпак на электросветильнике в помещении для кислородных баллонов; - отсутствует второй эвакуационный выход из здания ЛФК; - помещения ЛФК не укомплектованы первичными средствами пожаротушения; - открывается не по направлению выхода из здания дверь тамбура основного выхода ЛФК; - не установлено освещение над выходом из здания ЛФК, тамбура и основного выхода из здания <адрес> СВА, эвакуационного выхода <адрес> СВА; - не закреплены ковровые дорожки в помещениях ЛФК; - не оборудованы проезды по периметру здания стационара (разделен металлическим забором); - на поверхности полов общих путей эвакуации в коридорах инфекционного отделения, ОСУ и стоматологии применяется горючая отделка (линолеум); - двери эвакуационных выходов с палат 4,5,6,3,7,8 ОСУ забиты, на полу у эвакуационных выходов проложены инженерные сети (трубы отопления); - не произведена перезарядка огнетушителей инфекционного отделения и ОСУ, лаборатории, автогаража, 2 этажа стоматологии, внутрибольничной аптеки (2003 года); - Установлена глухая металлическая решетка на оконном проеме изолятора ОСУ; - Отсутствует на электросветильнике защитный колпак в помещении раздаточной и изолятора ОСУ, на электросветильник над входом в инфекционное отделение; - не соответствует пределу огнестойкости дверь электрощитовой инфекционного отделения и прачечной; - оборудовано на выходе из стоматологического отделения помещение регистратуры из сгораемого материала; - отсутствует второй эвакуационный выход из помещений стоматологии на 1 и 2 этаже здания, второго этажа лаборатории, стоматологии и амбулатории <адрес> СВА; - на полу у основного выхода из помещений внутрибольничной аптеки проложены инженерные сети (трубы отопления); - оборудованы шкафы из горючего материала (древесно-стружечные плиты) вдоль стен тамбура основного выхода из внутрибольничной аптеки; - не закреплена электророзетка в помещении медперсонала <адрес> СВА; - на поверхности полов общих путей эвакуации в коридорах <адрес> СВА применяется горючая отделка (линолеум); - не укомплектован электросветильник приемного покоя <адрес> СВА защитным колпаком; - не произведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций кровли здания СВА <адрес>; - не произведено испытание обработанных огнезащитным составом сгораемых конструкций кровли здания поликлиники, стационара, инфекционного отделения, лаборатории, морга, <адрес> СВА; - закреплен на сгораемом основании электровыключатель освещения коридора <адрес> СВА (на косяке двери эвакуационного выхода); - установлена некалиброванная плавкая вставка («жучек») на аппаратах защиты электроосветительной линии от перегрузок в помещении терапевта <адрес> СВА; - не разделены помещения СВА <адрес> от остальных помещений социального комплекса противопожарными преградами, и привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб. Не согласившись с указанным постановлением главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1, считая его незаконным, Мухамадиев Х.М. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, ссылаясь на то, что МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ» полностью является бюджетной организацией, финансируется за счет средств районного бюджета, устранение выявленных нарушений будет возможно только после выделения денежных средств Администрацией муниципального района; денежные средства, несмотря на поданные заявки, на выполнение противопожарных мероприятий, не выделяются. Мухамадиев Х.М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения его жалобы, на заседание суда не явился, судом определено о рассмотрении дела в его отсутствие. Представитель Мухамадиева Х.М. по доверенности ФИО2 в ходе судебного заседания жалобу Мухамадиева Х.М. поддержала в полном объеме и пояснила, что нарушения правил пожарной безопасности допущены вследствие нехватки финансовых средств, часть выявленных в ходе проверки нарушений пожарной безопасности, в частности, не требующие финансовых средств, устранены к моменту рассмотрения данной жалобы, а остальные нарушения будут устранены в ходе капитального ремонта, проведение которого запланировано на 2012 год, и просила постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Мухамадиева Х.М. к административной ответственности отменить, признать совершенное им правонарушение малозначительным, поскольку они не повлекли наступление вредных последствий, и ограничиться объявлением Мухамадиеву Х.М. устного замечания. Главный государственный инспектор <адрес> по пожарному надзору ФИО1 возражал удовлетворению жалобы Мухамадиева Х.М., ссылаясь на то, что вынесенное им постановление является законным и обоснованным, нарушение требований пожарной безопасности, относящееся к административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, в данном случае, на жизнь и здоровье граждан, обращающихся за медицинской помощью в лечебное учреждение, не может квалифицироваться малозначительным правонарушением. Нарушения, выявленные в ходе проверки, явились основанием для квалификации административного правонарушения по ч. 4 ст. 20.4 КоАп РФ. Выявленные нарушения являются существенными. При привлечении Мухамадиева Х.М. к административной ответственности также было учтено то обстоятельство, что МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ» является учреждением с круглосуточным нахождением там людей, так например, к моменту проверки там находилось на стационарном лечении 125 человек, в том числе 25 детей. Кроме того, население района получает лечение в стационаре дневного пребывания, каждый день большое количество людей обращаются за медицинской помощью в поликлинику ЦРБ. Выслушав представителя Мухамадиева Х.М. по доверенности ФИО2 и главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1, проверив материалы дела, материалы административного дела в отношении Мухамадиева Х.М., изучив доводы жалобы, суд не находит оснований для отмены обжалуемого постановления. В соответствии частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений. В силу требований статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Согласно статьи 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством. Из примечания к ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Установлено, что Мухамадиев Х.М. - главный врач МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ», является должностным лицом со специальными полномочиями, осуществляющим организационно-распорядительные функции. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1 на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка противопожарного состояния МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ». В ходе указанной проверки были выявлены нарушения МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ» требований Правил пожарной безопасности ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от ДД.ММ.ГГГГ, НПБ 166-97, СНиП 31-06-2009, НПБ 110-03, СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", которые изложены выше. Факт совершения главным врачом МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ» Мухамадиевым Х.М. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, оцененными главным государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору ФИО1 в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, Мухамадиев Х.М., являясь главным врачом МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ», в силу закрепленных за ним полномочий, выступает должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ», координирует материально-техническое и финансовое обеспечение комплекса мер по пожарной безопасности зданий и помещений ЦРБ. Обсуждая доводы представителя Мухамадиева Х.М. по доверенности ФИО2 о малозначительности совершенного Мухамадиевым Х.М. административного правонарушения, суд приходит к следующему. В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания. Административное правонарушение против общественной безопасности является существенным нарушением общественных правоотношений, в связи с чем не может быть признано малозначительным. Не могут быть приняты также во внимание доводы жалобы об отсутствии денежных средств для принятия мер пожарной безопасности. Устранение части нарушений, выявленных в ходе проверки, не требовало привлечение денежных средств, их устранение было возможно при проявлении должностным лицом внимательности и изучении Правил пожарной безопасности в РФ. При этом суд учитывает также то, что МУЗ «Верхнеяркеевская ЦРБ» является учреждением с круглосуточным нахождением там людей, в том числе детей, как на стационарном, так и на амбулаторном лечениях, оказанием медицинской помощи населению района занято большое количество врачей, среднего и младшего медицинского персонала, то есть, в учреждении пребывает постоянно большое количество людей, в связи с чем нарушения Правил пожарной безопасности в данном учреждении недопустимы. Совершенное Мухамадиевым Х.М. административное правонарушение квалифицировано правильно, согласно установленным обстоятельствам и требованиям КоАП Российской Федерации, что нашло отражение в тексте постановления главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 Постановление о привлечении Мухамадиева Х.М. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Административное наказание назначено Мухамадиеву Х.М. в соответствии с санкцией части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд РЕШИЛ: Постановление главного государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Мухамадиева Х. М. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу Мухамадиева Х. М. - без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня получения копии решения. Судья Миннебаева Л.Я.