12-28/2012 в отношении Халяповой Л.И. по ч.3 ст.20.4 КоАП РФ



ДЕЛО № 12-28/2012

РЕШЕНИЕ

«05» мая 2012 года            с.Верхнеяркеево

Судья Илишевского районного суда Республики Башкортостан Миннебаева Л.Я.,

с участием заявителя Халяповой Ларисы Ириковны, главного государственного инспектора     Илишевского района     по пожарному надзору Газизова Р.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заведующей МБДОУ детский сад № 4 с.Верхнеяркеево Халяповой Ларисы Ириковны на     постановление главного государственного инспектора     Илишевского района     по пожарному надзору Газизова Р.Ф. от      ДД.ММ.ГГГГ     года по делу об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛА:

Постановлением главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору Газизова Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №5 с.Верхнеяркеево Халяпова Л.И. привлечена к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях - ей назначено наказание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> руб.

Постановление в отношении заведующей МБДОУ детский сад № 4 с.Верхнеяркеево Халяповой Л.И. вынесено по материалам проверки, произведенной ДД.ММ.ГГГГ в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 с.Верхнеяркеево, в ходе которой обнаружены следующие нарушения требований Правил пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г.,     Норм пожарной безопасности (НПБ 166-97), строительных норм и правил (СНиП 21.01-97*):

  1. не выполнены зажимами или пайкой соединения электропроводов в ответвительных коробах разветвлений электролиний в помещениях детского сада на 2 этаже;
  2. не обеспечен вывод сигнала о срабатывании автоматической установки пожарной сигнализации в ПЧ-122 ФГКУ ОФПС-18;
  3. используется самодельный удлинитель с осветительным прибором без защитного колпака (плафона) для освещения в помещении овощехранилища;
  4. отсутствует защитный колпак (плафон) на электросветильнике освещения помещения овощехранилища, помещения склада (складское помещение в коридоре второй младшей группы), тамбура эвакуационного выхода из 2 младшей группы;
  5. не произведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций кровли здания детского сада;
  6. не установлены пандусы на инженерные сети (труба водоснабжения), проложенные на путях эвакуации у эвакуационного выхода из помещения прачки;
  7. не укомплектованы пожарные краны № 2,8 пожарным стволом;
  8. открываются не по направлению выхода из здания двери эвакуационного выхода из игровой комнаты подготовительной, 1, 2 старшей, средней, 1 и 2 младшей групп;
  9. не закреплены ковровые дорожки в музыкальном зале, раздевалках, подготовительной, 1 и 2 старшей, средней, 1 и 2 младших групп;
  10. не произведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц из эвакуационных выходов игровой комнаты подготовительной, 1, 2 старшей, средней группы;
  11. не установлены электросветильники освещения над эвакуационными выходами из игровых комнат 2 младшей, 1 старшей, подготовительной, 1-2 групп, над эвакуационным выходом из помещения изолятора;
  12. не предоставлены акты проверок внутренних пожарных кранов на водоотдачу;
  13. не произведено остекление на всей площади оконного проема чердачного помещения;
  14. не открывается из помещения игровой комнаты 2 младшей группы дверь эвакуационного выхода;
  15. применяется сгораемая отделка на путях эвакуации (для отделки поверхности полов общих коридоров 1 и 2 этажей детского сада применяется сгораемая отделка - линолеум);
  16. двери групповых ячеек не имеют уплотнений в притворах.

Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №5 с.Верхнеяркеево Халяпова Л.И. обратилась в суд с рассматриваемой жалобой, ссылаясь на то, что вынесенное постановление главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору Газизова Р.Ф. незаконно, поскольку в диспозиции ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам здании, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения. Выявленные в ходе проверки нарушения лишь частично подпадают под диспозицию ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, так как внутреннее водоснабжение пожарной безопасности не нарушено, по электроустановкам нарушений не выявлено, первичные средства пожаротушения имеются, акты проверок внутренних пожарных кранов предоставлены, лишь имеются замечания по его составлению. Считает, что в отношении нее возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. Нарушения правил пожарной безопасности допущены вследствие нехватки финансовых средств, часть нарушений устранены на следующий же день после их выявления. Кроме того, она не располагает возможностью уплатить штраф в сумме 6000 руб., поскольку имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей, а ее заработная плата составляет 8800,0 руб. в месяц.

Основываясь на вышеизложенное, заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №5 с.Верхнеяркеево Халяпова Л.И. просит отменить постановление главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору Газизова Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ и прекратить производство по делу.

Главный государственный инспектор Илишевского района по пожарному надзору Газизов Р.Ф. возражал удовлетворению жалобы, ссылаясь на то, что вынесенное им     постановление является законным и обоснованным, нарушение требований пожарной безопасности, относящееся к административным правонарушениям, посягающим на общественную безопасность, в данном случае, на жизнь и здоровье малолетних детей, воспитывающихся в детском саду, не может квалифицироваться малозначительным правонарушением; нарушения, указанные в п.п. 1, 3, 4, 7, 11 протокола об административном правонарушении, явились основанием для квалификации административного правонарушения по ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вышеуказанные и иные нарушения являются существенными с учетом того, что в бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 с.Верхнеяркеево воспитываются 160 ребенка, при них находятся постоянно более 30 воспитателей и иные сотрудники детского учреждения, возраст детей маленький, так что при возникновении пожара они не смогут сориентироваться и сохранить себе жизнь и здоровье, выявленные нарушения при возникновении пожара могут привести к тяжким последствиям.

Выслушав заведующую муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №5 с.Верхнеяркеево Халяпову Л.И., главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору Газизова Р.Ф., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

В силу требований ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно ст. 38 указанного Федерального закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Из примечания к ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Установлено, что Халяпова Л.И. - заведующая муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №5 с.Верхнеяркеево, является должностным лицом со специальными полномочиями, осуществляющим организационно-распорядительные функции.

Как установлено в ходе судебного заседания, данное детское учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении отдела образования Администрации муниципального района Илишевский район.

Суд находит, что главный государственный инспектор Илишевского района по пожарному надзору Газизов Р.Ф. законно признал Халяпову Л.И. ответственным лицом за обеспечение мер пожарной безопасности.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года №313 «Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации» установлен перечень требований пожарной безопасности, обязательный для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п.3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) наряду с указанными Правилами следует руководствоваться и иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

Ни одной сторон не оспаривается факт нарушений Халяповой Л.И. вышеприведенных Правил пожарной безопасности в РФ, Строительных норм и правил, Правил установки электроустановок, данный факт подтвержден подписанным Халяповой Л.И. актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Факт совершения     заведующей МБДОУ детский сад № 5 с.Верхнеяркеево Халяповой Л.И. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, а именно: актом проверки, протоколом об административном правонарушении, оцененными главным государственным инспектором     Илишевского района     по пожарному надзору     Газизовым Р.Ф.     в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, Халяпова Л.И., являясь заведующей МБДОУ детский сад № 5 с.Верхнеяркеево, в силу закрепленных за ней полномочий, выступает должностным лицом, осуществляющим руководство текущей деятельностью МБДОУ детский сад № 5, координирует материально-техническое и финансовое обеспечение комплекса мер по пожарной безопасности зданий и помещений МБДОУ детский сад № 5 с.Верхнеяркеево.

Суд находит, что действия заведующей муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад №5 с.Верхнеяркеево правильно квалифицированы по ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения предусмотрены диспозицией ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обсуждая доводы Халяповой Л.И. о малозначительности совершенного       административного правонарушения, суд приходит к следующему.

В силу п. 21 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Административное правонарушение против общественной безопасности является существенным нарушением общественных правоотношений, в связи с чем не может быть признано малозначительным.

Не могут быть приняты также во внимание доводы жалобы об отсутствии денежных средств для принятия мер пожарной безопасности. Устранение части нарушений, выявленных в ходе проверки, не требовало привлечение денежных средств, их устранение было возможно при проявлении должностным лицом внимательности и изучении Правил пожарной безопасности в РФ.

Установлено, что в бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №5 с.Верхнеяркеево воспитываются 160 ребенка, являющиеся детьми дошкольного возраста, их воспитанием заняты более 30 воспитателей и иных лиц, то есть в учреждении пребывает около 200 человек, отсюда нарушения Правил пожарной безопасности в данном учреждении недопустимы.

В связи с изложенным, доводы заявителя жалобы о незаконности постановлении главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору Газизова Р.Ф. ввиду отсутствия денежных средств у бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №5 с.Верхнеяркеево необоснованны.

В силу ч.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд находит, что главным государственным инспектором Илишевского района по пожарному надзору Газизовым Р.Ф. при назначении наказания Халяповой Л.И. учтены обстоятельства, предусмотренные ч.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - наказание ей назначено в минимальных пределах санкции ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление главного государственного инспектора Илишевского района по пожарному надзору Газизова Р.Ф. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Халяповой Ларисы Ириковны к административной ответственности по ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу Халяповой Ларисы Ириковны - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.

Судья        Миннебаева Л.Я.