№12-41/2012 по жалобе главы Администрации СП Итеевский сельсовет на постановление государственного инспектора о назначении административного наказания



                                                                                 Дело № 12-41/2012

Решение

06 июня 2012 года       с.Верхнеяркеево

Илишевский районный суд Республики Башкортостан в составе судьи Ишмухаметовой Л.Р.

с участием представителей Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> Сарваров Р.А., Нагимов А.Т.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела в отношении Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> и жалобу главы Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> на постановление государственного инспектора Нефтекамского территориального отдела Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Набиуллиной Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания,

установил:

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в соответствии с распоряжением Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ -рп государственным инспектором Нефтекамского территориального отдела Приуральского управления Ростехнадзора осуществлена внеплановая проверка юридического лица Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> на предмет эксплуатации гидротехнического сооружения - пруда у <адрес> на реке Буралы объемом 715 т.м.куб. площадью 23 га, соблюдения обязательных требований законодательства в области безопасности гидротехнического сооружения. По результатам проверки составлен Акт от 12 мая , в котором инспектором Нефтекамского территориального отдела Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Набиуллиной Д.И. отражены следующие нарушения:

1) не организован и не осуществляется постоянный контроль за показателями состояния гидротехнического сооружения, не осуществляется оценка безопасности гидротехнического сооружения, не разработаны критерии безопасности гидротехнического сооружения, что является нарушением ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

2) отсутствуют документы, подтверждающие внесение гидротехнического сооружения в Российский регистр гидротехнических сооружений, что является нарушением ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

3) отсутствует Расчет размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, что является нарушением ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

4) не представлено финансовое обеспечение гражданской ответственности, что является нарушением ст.9, ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

5) не имеют соответствующей квалификации работники, обслуживающие гидротехническое сооружение, что является нарушением ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

6) отсутствуют Правила эксплуатации гидротехнического сооружения, утвержденные и согласованные с федеральными органами исполнительное власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, что является нарушением ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

7) не разработаны и не утверждены местные инструкции по эксплуатации гидротехнического сооружения, что является нарушением ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

8) отсутствует договор и полис страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии гидротехнического сооружения, что является нарушением ст.15, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений»;

9) отсутствует разметка дорожными знаками подъездных дорог к гидротехническому сооружению, отсутствует схема подъездных дорог, движения людей и транспорта на обслуживающем участке, что является нарушением п.2.11 Правил безопасности гидротехнических сооружений, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от ДД.ММ.ГГГГ .

Признав Администрацию Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, инспектор Нефтекамского территориального отдела Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Набиуллиной Д.И. постановлением от ДД.ММ.ГГГГ наложила административное взыскание в виде штрафа в сумме <данные изъяты> руб..

Не согласившись с названным постановлением на том основании, что Администрация Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> привлечена к административной ответственности незаконно, требуя отмену вышеуказанного Постановления и прекращение производства по делу, глава Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> обратился в суд с жалобой

В судебном заседании представители Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> Сарваров Р.А., Нагимов А.Т. жалобу поддержали в полном объеме, дополнили её следующим: Администрация Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> не является собственником как гидротехнического сооружения - пруда у <адрес> на реке Буралы объемом 715 т.м.куб. площадью 23 га, так и земельного участка, на котором расположено вышеуказанное гидротехническое сооружение. Поскольку оформление в собственность, содержание, эксплуатация гидротехнического сооружения требует больших материальных затрат, а Администрация Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> не имеет и не будет иметь таких денежных средств, то не намерена и в будущем заявлять права о передаче ей в собственность вышеуказанного гидротехнического сооружения. Вышеуказанный пруд на реке Буралы находится на землях неразграниченной государственной собственности, отсюда распоряжается прудом Администрация муниципального района <адрес>. Как видно из ответа на их запрос, Администрацией муниципального района <адрес> пруд у <адрес> на реке Буралы передавался в аренду ФИО1 для разведения ценных пород рыб, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, что подтверждает их доводы о распоряжении прудом Администрацией муниципального района <адрес>.

Инспектор Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Набиуллиной Д.И. на судебное заседание не явилась, в направленном суду заявлении просила о рассмотрении дела в её отсутствие, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие инспектора Набиуллиной Д.И..

Выслушав представителей представителе Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> Сарваров Р.А., Нагимов А.Т., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 8, 9, 10 Федерального Закона "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте.

В соответствии со ст.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

а) организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

б) содержать в исправном состоянии гидротехническое сооружение, своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению его безопасности;

в) обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения;

г) финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

д) осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

е) обеспечивать режим наполнения и сработки водохранилищ, соблюдая приоритет питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также потребности рыбного хозяйства на участках рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроизводства рыбных ресурсов;

ж) обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и содействовать органу государственного надзора в реализации его функций;

з) осуществлять гидротехнические, производственно-технологические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных и других природных объектов;

и) соблюдать установленный режим водоохранных зон;

к) незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения региональные органы государственного надзора, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления;

л) выполнять другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности (или обязанностей эксплуатирующей организации) к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Из изложенного следует, что обязанность обеспечения соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте лежит на собственнике гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации.

В силу ч.1 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

В силу ст.16 Земельного кодекса РФ государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В судебном заседании достоверно установлено, что Администрация Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> не является собственником пруда у <адрес> на реке Буралы объемом 715 т.м.куб. площадью 23 га, не является собственником и земельного участка, на котором расположено вышеуказанное гидротехническое сооружение. Данный факт подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о государственной регистрации прав Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет на недвижимое имущество, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ , где содержатся сведения, что земельный участок с кадастровым номером 02:27:000000:92 не имеет правообладателя, справкой Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что пруд на реке Буралы на балансе Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> не состоит.

Более того, в судебном заседании установлено, что пруд у <адрес> на реке Буралы расположен на земле, являющейся государственной собственностью, государственная собственность на которую не разграничена. Данный факт подтверждается в том числе Постановлением прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении производства об административном правонарушении в отношении ФИО1 по ст.9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, из содержания которого следует, что пруд у <адрес> на реке Буралы объемом 715 т.м.куб. площадью 23 га эксплуатируется ФИО1 для разведения ценных пород рыб. Установлено, что ФИО1 земельный участок с кадастровым номером 02:27:000000:92, занятый прудом, передан в аренду постановлением главы Администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды - по ДД.ММ.ГГГГ, из пояснений главы Сельского поселения Итеевский сельсовет Сарваров Р.А., договор аренды между Администрацией муниципального района <адрес> и ФИО1 продлен после ДД.ММ.ГГГГ. Изложенное свидетельствует о том, что прудом у <адрес> на реке Буралы объемом 715 т.м.куб. площадью 23 га, поскольку отсутствует собственник водоема и водоем расположен на земле, являющейся неразграниченной государственной собственностью, распоряжается Администрация муниципального района <адрес>.

Отсюда суд находит, что протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности в отношении Администрации Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> составлены с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, а именно без выяснения собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующего его лица.

В силу п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассматривать дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Суд находит, что органом государственного надзора не приняты меры для выяснения ответственного лица за обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения, и это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть административное дело, в связи с чем считает необходимым постановление о привлечении к административной ответственности Администрацию Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> отменить и дело возвратить на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд

решил:

Постановление государственного инспектора Нефтекамского территориального отдела Приуральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Набиуллиной Д.И. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности Администрацию Сельского поселения Итеевский сельсовет муниципального района <адрес> по ст.9.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Илишевский районный суд в течение 10 дней со для получения его копии.

Судья Ишмухаметова Л.Р.