Дело № 2-197/2011 РЕШЕНИЕ п. Ильинский 06 мая 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С. с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности представителя территориальной избирательной комиссии Ильинского района Кирова Валерия Геннадьевича - председателя комиссии при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению ФИО3 о признании решения от 11 февраля 2011 года противоречащим закону и свободе слова установил: ФИО6 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать решение территориальной избирательной комиссии Ильинского муниципального района № 06/60 от 11 февраля 2011 года ненадлежащим, противоречащим закону о свободе слова и дискриминирующим права свободного гражданина, мотивируя свои требования тем, что в феврале 2011 года ею была написана статья «Имя нам подскажет», которая была запрещена к печати и распространению другими возможными способами решением территориальной избирательной комиссии, чем нарушены ее права, предусмотренные ст. 29 Конституции РФ, которой гарантируется свобода мысли и слова, свобода массовой информации, цензура запрещается. Кроме того, отказ в опубликовании статьи нарушил Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В избирательной компании она участия не принимала, статья была написана обзорная. В судебное заседание заявитель ФИО6 не явилась, направив в суд своего представителя. Представитель заявителя ФИО1 заявление поддержал, по доводам изложенным в заявлении, пояснив, что считает, что статья не является агитационной и была написана до окончания срока агитационного периода. Цель написания статьи навести людей на размышление, чтобы каждый задумался кого выбирает, а не просто так поставил галочку. Они обратились в редакцию газеты, однако редактор объяснил, что напечатать статью он может только с разрешения ТИК, но территориальная избирательная комиссия публиковать статью запретила, чем нарушила свободу слова, хотя и не имеет права вмешиваться в деятельность прессы. ТИК предложила обратиться к кому-либо из кандидатов, чтобы они опубликовали статью. Он обращался к кандидатам, чтобы они опубликовали статью, однако они отказались это сделать, увидев письмо территориальной избирательной комиссии. Представитель территориальной избирательной комиссии Ильинского муниципального района ФИО2 считает действия территориальной избирательной комиссии законными, с требованиями заявителя по этой причине не согласен. Пояснил, что 11 февраля 2011 г. к ним обратилась ФИО6, которая просила дать разъяснение имеет ли она право на публикацию письма-информации, написанного ею с целью опубликования в предвыборные дни в районной газете «Знамя», являются ли действия главного редактора газеты противозаконными. В этот же день письмо ФИО3 было рассмотрено на заседании избирательной комиссии и дан ответ, что письмо- информация признано в соответствии со ст. 42 п. 6 Закона Пермского края № 208-ПК от 13.03.2008 г. предвыборной агитацией, в связи с чем, письмо не может быть опубликовано в газете, поскольку в период предвыборной агитации граждане, не являющимися кандидатами, имеют право публиковать статьи за счет средств избирательного фонда, поэтому заявителю было предложено обратиться с данным письмом с кому-либо из кандидатов, которые имеют право опубликовать данную статью. Выслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела, заслушав свидетеля, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению исходя из следующего: В силу ч. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства в силу ст. 255 ГПК РФ относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Статьей 29 Конституции РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается. Как установлено судом,11 февраля 2011 года ФИО6 обратилась к редактору газеты «Знамя» по поводу опубликования написанной ею статьи «Имя нам подскажет», в которой было приведено толкование фамилий кандидатов на пост главы администрации Ильинского муниципального района, выборы которого были назначены на 13 марта 2011 года. Главный редактор газеты «Знамя» ФИО8 отказался опубликовать данный материал, мотивируя отказ тем, что заметка могла повлиять на имидж кандидатов, на момент обращения ФИО3 в редакцию, начался агитационный период, и рекомендовал обратиться к кому-либо из кандидатов, которые имеют право опубликовать материал, оплатив печатную площадь из избирательного фонда. 11 февраля 2011 года ФИО6 обратилась в территориальную избирательную комиссию администрации Ильинского муниципального района с заявлением, в котором просила разъяснить имеет ли она право опубликовать материал в предвыборные дни, являются ли действия главного редактора газеты «Знамя» отказавшегося опубликовать заметку противозаконными, не нарушит ли редактор газеты закон о выборах, если опубликует письмо-информацию в предвыборные дни. Рассмотрев заявление ФИО3, территориальная избирательная комиссия приняла решение №06/ 60, в котором указала, что в соответствии с Законом Пермского края № 208-ПК от 13.03.2008 года ст.42 п.6, материал заявителя был признан предвыборной агитацией, как деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшего кандидата. Редактору газеты «Знамя» Симонову В.И. данное письмо в газете не публиковать. В судебном заседании установлено, что 17 декабря 2010 года в Ильинском районе Пермского края были назначены выборы главы Ильинского муниципального района, о чем опубликованы сведения в газете «Знамя». В силу ч. 2 ст. 42 Закона Пермского края от 13.03.2008 г. № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в <адрес>» предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются: 1) призывы голосовать за или против кандидата; 2) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности, указание на то, за какого кандидата будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования (обнародования) результатов опроса общественного мнения в соответствии с частью 2 статьи 40 настоящего Закона); 3) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не будет избран; 4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями; 5) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей; 6) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата. Проанализировав содержание текста материала предложенного ФИО3 к опубликованию редактору газеты «Знамя», суд пришел к выводу, что текст статьи в силу п.6 ст.42 Закона Пермского края от 13.03.2008 г. № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае», носит агитационный характер. В силу п.1 с.49 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 1 ст. 43 Закона Пермского края от 13.03.2008 г. № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в 00 часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. В соответствии с п. 2 ст.49 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 ст. 43 Закона Пермского края от 13.03.2008 г. № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» проведение предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается за одни сутки до дня голосования. Таким образом, проведение предвыборной агитации на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях начиналось с 12 февраля 2011 года. Пункт 5 ст. 48 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается. Аналогичные положения закреплены и в ч. 6 ст. 42 Закона Пермского края от 13.03.2008 г. № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» согласно которой, расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет средств избирательных фондов кандидатов в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается. Таким образом, устанавливая порядок проведения предвыборной агитации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закон Пермского края от 13.03.2008 г. № 208-ПК «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» предусмотрел разные правовые режимы агитационной деятельности для ее участников - кандидатов, избирательных объединений, с одной стороны, и граждан, с другой. Постановлением Конституционного Суда РФ от 16.06.2006 N 7-П положение пункта 5 статьи 48 во взаимосвязи с положениями статьи 51 пункта 6 статьи 52, пунктов 1, 2, 3, 5 и 6 статьи 54, статьи 58, пункта 5 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в той части, в какой ими не допускается проведение предвыборной агитации за или против кандидата (кандидатов, список, списки кандидатов) гражданами, не являющимися кандидатами, их представителями, представителями избирательного объединения, методами, требующими финансовых затрат, осуществляемых помимо избирательных фондов, признано не противоречащим Конституции РФ. В своем Постановлении Конституционный суд РФ указал, что, гарантируя свободу выражения мнений в ходе избирательного процесса, федеральный законодатель - в силу того, что положения статьи 29 Конституции Российской Федерации служат конституционно-правовой основой информационного обеспечения выборов, - обязан надлежащим образом обеспечить реализацию права граждан на получение и распространение информации о выборах. Вместе с тем он должен исходить из необходимости поддержания баланса взаимосвязанных конституционно защищаемых ценностей - права на свободные выборы и права на свободу слова и свободу информации с учетом природы этих прав и в целях соблюдения публично-правовых интересов. Рассматривая вопрос об отличии информирования избирателей, право на осуществление которого пунктом 1 статьи названного Федерального закона наряду с иными субъектами предоставлено гражданам, от предвыборной агитации, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указал, что в ходе информирования избирателей, связанного с распространением информации и определяемого в своей основе нормативным содержанием конституционного права на свободу информации, граждане могут свободно и беспрепятственно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию; предвыборная агитация же по своему содержанию, определенному пунктом 4 статьи 2 того же Федерального закона, рассматривается в качестве одного из субъективных избирательных прав граждан, которое может быть ограничено законом в целях обеспечения свободных выборов, достижения объективных их итогов как необходимых условий формирования легитимных органов власти. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установленное Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" разграничение информирования избирателей и предвыборной агитации направлено на обеспечение формирования свободного волеизъявления граждан и гласности выборов и отвечает требованиям статей 3 (часть 3), 29 (части 1,3 4 и 5), 32 ( части 1,2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку только в условиях, когда реально гарантированы право на объективную информацию и свобода выражения мнений, выборы могут считаться свободными. Граждане, не являющиеся кандидатами и не выступающие от имени кандидатов, избирательных объединений в установленном законом порядке, вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат: они могут организовывать агитационные публичные мероприятия и участвовать в них, осуществлять устную агитацию, агитировать иными способами. При наличии согласия кандидата, избирательного объединения граждане имеют возможность проводить предвыборную агитацию в рамках предоставляемых кандидату, избирательному объединению эфирного времени и печатной площади, а также создавать и распространять печатные, аудиовизуальные и иные агитационные материалы, при том что соответствующие финансовые затраты производятся исключительно за счет средств избирательного фонда. Таким образом, ФИО6 не являясь кандидатом и не выступая от имени кандидатов, избирательных объединений была вправе проводить предвыборную агитацию в таких формах и такими методами, которые не требуют финансовых затрат. Из пояснения главного реактора газеты «Знамя» ФИО9 затраты для опубликования статьи заявителя «Имя нам подскажет» составили бы 5000 рублей. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что решение № 06/60 от 11 февраля 2011 года территориальной избирательной комиссии Ильинского муниципального района основано на законе, обоснованно, в связи с чем, требования заявителя о признании решения ненадлежащим, противоречащим закону о свободе слова и дискриминирующим права свободного гражданина удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд решил: Отказать ФИО3 в удовлетворении заявления о признании решения № 06/60 от 11 февраля 2011 года территориальной избирательной комиссии Ильинского муниципального района ненадлежащим, противоречащим закону о свободе слова и дискриминирующим права свободного гражданина. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья И.С. Шляпина
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ