о признании права собственности



Дело № 2-356/2011                                                                                                             

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Ильинский                                                                                                  13 сентября 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.,

       с участием истца ФИО2,

       при секретаре Власовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к ООО «СПК им.Никольского А.П.» о признании права собственности на квартиру,

установил:

       ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к ООО «СПК им. Никольского А.П.» о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, мотивируя свои требования следующим:

       5 августа 2011 года между истцом и ООО «СПК им.Никольского А.П.» был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу. Он уплатил в кассу предприятия оговоренную договором сумму, исполнив тем самым условия договора, однако, продавец уклоняется от регистрации перехода права собственности на квартиру в органе государственной регистрации прав, не исполняя тем самым условий договора. Имущество по договору было принято продавцом в день подписания договора купли-продажи.

       В судебном заседании истец исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что по договору купли-продажи квартиры он уплатил 168116 руб. ответчику, который уклоняется от исполнения условий заключенного договора купли-продажи недвижимости в части передачи документов для государственной регистрации права собственности за ним. Просит признать право собственности на спорную квартиру.

       Представители ответчика ООО «СПК им. Никольского А.П.» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия представителя, с иском согласны.

       Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие.

       Заслушав истца, ознакомившись с материалами дела, суд находит заявление ФИО2 подлежащим удовлетворению.

       Из технического паспорта на квартиру установлено, что по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> расположена <данные изъяты> квартира инвентарный номер , общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м.

       Согласно архивной выписке № 751 следует, что в документах архивного фонда Ф-56 «Администрация Филатовского сельского совета» Ильинского района Пермской области в похозяйственных книгах за 1997-2001 г.г. в <адрес> лицевой счет значится хозяйство ФИО1. В графе «Список членов семьи» муж ФИО2.

       Согласно карточке анализа субконто вышеуказанная квартира числится на балансе основных средств ООО «СПК им. Никольского А.П.».

       Таким образом, судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> принадлежит ООО «СПК им. Никольского А.П.».

       В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 20 ФЗ от 08.12.1995 г. с последующими изменениями № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится рассмотрение и принятие решения по вопросу отчуждения земли и основных средств производства кооператива, их приобретение, а также совершение сделок, если решение по этому вопросу настоящим Федеральным законом или уставом кооператива отнесено к компетенции общего собрания членов кооператива.

       В силу п.3 ст.38 ФЗ от 08.12.1995 г. с последующими изменениями № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» сделки кооператива по отчуждению и приобретению земельных участков и основных средств кооператива совершаются в соответствии с пунктом 3 ст. 20 настоящего Федерального закона.

       Поскольку квартиры относятся к основным средствам кооператива, то сделки кооператива по отчуждению квартиры должны совершаться в соответствии с вышеуказанной нормой закона.

       В силу пункта 3 ст. 20 вышеуказанного закона решения по вопросу, отчуждения основных средств кооператива считаются принятыми, если за них подано не менее чем две трети голосов от числа членов кооператива.

       Согласно содержанию выписки из протокола общего собрания от 27 июля 2010 года на собрании присутствовали 6 членов кооператива из 6, то есть 100 %, и 1 ассоциированный член кооператива из 8 членов.

       Как следует из выписки из протокола общего собрания членов СПК им. Никольского А.П. от 27 июля 2010 года большинством голосов принято решение об одобрении сделки по продаже квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> за <данные изъяты>.

       Таким образом, суд считает установленным, что решение об отчуждении квартиры ФИО2 было принято в соответствии с действующим законодательством, и за принятие данного решения проголосовало необходимое количество членов кооператива.

       О недостоверности протокола общего собрания члены кооператива заявления не подавали.

       Во исполнение решения общего собрания членов СПК им. Никольского А.П. от 27 июля 2010 года ООО «СПК им. Никольского А.П.» в лице директора Тухватулиной В.В., действующей на основании Устава и ФИО2 5 августа 2011 года заключили договор, согласно которому продавец продал, а покупатель купил <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., на первом этаже одноэтажного жилого дома, инвентарный , расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Покупатель купил квартиру за <данные изъяты> В тот же день квартира была передана продавцом покупателю, что подтверждается актом приема-передачи.

       На момент подписания договора по указанному адресу кроме покупателя зарегистрированы и проживают: ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО7

       Покупателем квартира принята по акту передачи 5 августа 2011 года.

       В соответствии с ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными нормативными правовыми актами (императивным нормам), действующим на момент его заключения.

       В силу ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

       В соответствии с ч.1 ст.549 ГК РФ по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество. В силу ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимого имущества заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.

       Суду предоставлены доказательства, что договор между ООО «СПК им. Никольского А.П.» и ФИО2 был заключен в надлежащей форме.

       Существенными условиями договора в соответствии со ст.ст.554 и 555 ГК РФ являются данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, а также условия о цене недвижимости.

       Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.558 ГК РФ существенными условиями договора купли-продажи жилого дома или квартиры, в которых проживают лица, сохраняющие право пользования этим жилым помещением после его приобретения покупателем, является перечень этих лиц с указанием их прав на пользование продаваемым жилым помещением.

       Из представленного договора купли-продажи заключенного 5 августа 2011 года между ООО «СПК им. Никольского А.П.» и ФИО2 установлено, что в договоре перечислены все существенные условия, характерные для договора купли-продажи жилого помещения, а именно, в пункте 1 данного договора указаны данные, позволяющие определенно установить объект недвижимости (жилое помещение), подлежащее передаче покупателю, адрес, технические данные квартиры.

       Согласно пункту 2 договора купли - продажи указана цена, за которую продавец продал, а покупатель купил квартиру.

       Из пункта 3 договора купли-продажи следует, что кроме покупателя в квартире зарегистрированы и проживают: ФИО6, ФИО6, ФИО7, ФИО7 Эти же сведения подтверждаются справкой, выданной Администрацией Филатовского сельского поселения.

       Истец внес в кассу ООО «СПК им. Никольского А.П.» 15 августа 2011 года <данные изъяты> в счет оплаты стоимости квартиры, что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру № 86 и № 87, а ООО « СПК им.Никольского А.П.» указанную сумму принял. Таким образом, обязанность уплатить за квартиру определенную договором сумму ФИО2 выполнил.

       В соответствии с ч.1 ст.556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

       Акт передачи жилья был подписан директором ООО «СПК им.Никольского А.П.» и ФИО2 И фактически и документально квартира была передана от ООО «СПК им. Никольского А.П.» в собственность ФИО2 Акт передачи был приложен к договору купли-продажи квартиры от 5 августа 2011 года.

       Совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, исполнен ФИО2 в полном объеме: стоимость квартиры была оплачена, по акту передачи квартиру он принял. ООО «СПК им. Никольского А.П.» договор купли-продажи квартиры также был исполнен, в оплату стоимости квартиры от истца были приняты деньги в сумме 168116 рублей, квартира была передана покупателю по акту передачи жилья, однако ООО «СПК им. Никольского А.П.» отказалось от регистрации договора купли-продажи и перехода права собственности на квартиру, что установлено из письма направленного истцу ответчиком, в котором ООО «СПК им. Никольского А.П.» сообщает, что в связи с трудным материальным положением ООО «СПК им. Никольского А.П.» отказывается исполнять условия договора купли-продажи от 5 августа 2011 года по государственной регистрации.

       Согласно сообщению Управления Росреестра по Пермскому краю сведения о зарегистрированных правах на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, <адрес>, <адрес>, отсутствуют.

       Таким образом, в судебном заседании установлено, что 5 августа 2011 года между ООО «СПК им.Никольского А.П.» и ФИО2 заключен договор купли-продажи квартиры, по которому продавец продал в частную собственность покупателя, а покупатель купил жилое помещение - трехкомнатную квартиру, расположенную в <адрес>, <адрес>, <адрес>. Договором стоимость квартиры была определена в размере <данные изъяты>, которые покупатель уплатил продавцу 15 августа 2011 года.

       Анализ изученных судом документов - выписка из протокола общего собрания, договор купли-продажи квартиры, акт приема-передачи квартиры, квитанции к приходному кассовому ордеру - позволили суду сделать вывод о состоявшейся сделке продажи ООО «СПК им. Никольского А.П.» квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, покупателю ФИО2

       Отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости.

       После передачи недвижимого имущества покупателю, но до государственной регистрации перехода права собственности продавец не вправе им распоряжаться, поскольку указанное имущество служит предметом исполненного продавцом обязательства, а покупатель является его законным владельцем.

       Как следует из представленных суду документов ООО «СПК им.Никольского А.П.» отказывается исполнять условия договора купли-продажи от 5 августа 2011 года в части передачи документов для государственной регистрации перехода права собственности за покупателем в Управлении Росреестра, ссылаясь на трудное материальное положение.

       На основании ч.3 ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

       В силу ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.       

       В соответствии с п.3 ч.1 ст.8 ГК РФ, основанием возникновения гражданских прав является судебное решение, устанавливающее гражданские права и обязанности.

       Судом установлено, что <данные изъяты> квартира общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, была продана ООО «СПК им. Никольского А.П.» ФИО2, в связи с чем, последний имеет право на защиту своих прав, путем признания за ним права на указанную выше квартиру и право собственности подлежит государственной регистрации.

      

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Признать за ФИО2 право собственности на <данные изъяты> квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, инвентарный номер .

       Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности ФИО2 на указанную выше квартиру.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                           Торопицына Л.Ю.