Дело № 2-72/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Ильинский 08 февраля 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С. с участием пом. прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю. представителя Совета депутатов Ильинского сельского поселения Спешкова С.А. при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании недействующим приложения 2 решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения № 194 от 24 декабря 2010 года установил: Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим приложения 2 решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения № 194 от 24 декабря 2010 года «Об установлении платы граждан за жилищно-коммунальные услуги», мотивируя свои требования тем, что указанным решением, опубликованным в районной газете «Знамя» № 113 от 31 декабря 2010 года, установлена плата за коммунальную услугу водоотведения в пределах нормативов потребления коммунальных услуг без учета требований части 4.1 пункта 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 154, 157 ЖК РФ, ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (с изменениями, внесенными в них Федеральным законом № 237 от 27 июля 2010 года), которым исключены из полномочий органов местного самоуправления осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей. Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги… определяется (при отсутствии приборов учета) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Указав в приложении 2 нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифы по ним, представительный орган Ильинского сельского поселения вышел за рамки своих полномочий. Согласно п. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с действующим законодательством. В судебном заседании прокурор требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Представитель Совета депутатов Ильинского сельского поселения с заявлением не согласен, указал, что поскольку Региональная энергетическая комиссия не утверждает тариф на вывоз жидких нечистот, руководство МУП «Велес» обратилось к Совету депутатов поселения для установления тарифа для населения на данную услугу. В соответствии с письмом РЭК от 06.12.2010 года № СЭД-46-03-07-132 «Об установлении тарифов на услуги организаций коммунального комплекса» РЭК наделена полномочиями по установлению тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и утилизация (захоронения) твердых бытовых отходов. Услуга «канализация» (вывоз жидких нечистот) к данным услугам не относится. На территории поселения оказывается как услуга водоотведение, так и вывоз жидких бытовых отходов. Выслушав прокурора, представителя Совета депутатов Ильинского сельского поселения, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявление прокурора подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции, вправе обратиться в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа или должностного лица местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части. Как установлено судом решением Совета депутатов Ильинского сельского поселения № 194 от 24 декабря 2010 года «Об установлении платы граждан за жилищно-коммунальные услуги» для населения установлена плата за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, плата за коммунальные услуги для нанимателей жилых помещений и собственников жилых помещений, не принявших решения о выборе способа управления многоквартирным домом, в пределах нормативов потребления, согласно приложениям № 1, 2. Приложением № 1 установлена плата за жилищные услуги: плата за содержание и ремонт жилого помещения, плата за пользование жилым помещением, плата за капитальный ремонт. Приложением № 2 установлена плата за коммунальные услуги в пределах нормативов потребления - стоимость жидких отходов- канализацию. Решение было опубликовано в районной газете «Знамя» № 113 (9674) от 31 декабря 2010 года. Пунктом пятым решения от 24.12.2010 г. № 194 предусмотрено, что решение вступает в действие с 01 января 2011 года. Согласно Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 г. № 167, под водоотведением понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. В соответствии с п. 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 г., под твердыми и жидкими бытовыми отходами следует считать отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы централизованной канализации и др.). Статьей 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно части 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 указанной статьи плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В указанный перечень не входит сбор, вывоз, утилизация твердых и жидких бытовых отходов. Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги… определяется (при отсутствии приборов учета) исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В ст. 1 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» предусмотрено, что указанный закон устанавливает основы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости в системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса. Указанный закон не относит услугу по выгребу (откачке) жидких отходов к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию. На основании Постановления Правительства Пермского края от 24 июля 2006 г. N 14-п "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края" Региональная энергетическая комиссия Пермского края устанавливает индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по всем муниципальным образованиям Пермского края. Полномочия органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок закреплены в ст. 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Федеральным законом № 237 от 27 июля 2010 года из полномочий органов местного самоуправления исключено полномочие-осуществление расчета цен (тарифов) для потребителей. В соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме является составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Деятельность по содержанию общего имущества является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 ст. 156 ЖК РФ). Подпунктом 4.1 пункта 1 ст. 17 Федерального Закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления регулируют тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 13-14 ЖК РФ не имеют полномочий устанавливать тарифы (цены, ставки платы) за водоотведение и сбор и вывоз жидких бытовых отходов. Таким образом, указав в приложении № 2 Решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифы по ним, представительный орган Ильинского сельского поселения вышел за рамки своих полномочий. В соответствии с ч. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам. Таким образом, приложение № 2 решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения № 194 от 24 декабря 2010 года «Об установлении платы граждан за жилищно-коммунальные услуги», в части установления норматива потребления жилищно-коммунальных услуг и тарифов по ним не соответствует статья 13,14, 154,157 Жилищного кодекса РФ, ст. 5 Федерального закона РФ от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», п. 4.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и принято с превышением предоставленных органам местного самоуправления полномочий. В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Ильинского района удовлетворить. Признать недействующим с момента принятия приложение № 2 решения Совета депутатов Ильинского сельского поселения № 194 от 24 декабря 2010 года «Об установлении платы граждан за жилищно-коммунальные услуги». Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней. Судья подпись И.С. Шляпина