о предоставлении жилья



Дело № 2-92/2011                                                                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Ильинский                                                                                                            8 апреля 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.,

       с участием заместителя прокурора Ильинского района Ревенко Л.В.,

       истца ФИО1,

       при секретаре Власовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ильинского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилья,

установил:

       Прокурор Ильинского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для семьи ФИО1, состоящей из трех человек, которое должно быть предоставлено ему по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В обоснование требований указано следующее:

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       В силу ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В соответствии с п. 14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

       Положением предусмотрено предоставление для указанных целей средств краевого бюджета. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных район Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке, органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежным поручением Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края.

       Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009г. № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

       Родители ФИО1 по решению Ильинского районного суда от 29 января 2000 года были лишены родительских прав, истец приобрел статус лица, оставшегося без попечения родителей.

       26 июня 2009 года ФИО1 закончил ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 67».

       Жилое помещение по адресу: <адрес>, которое было закреплено за ФИО1 и его сестрой, пришло в непригодное для проживания состояние, поскольку длительный период времени было не заселено.

       Распоряжением и.о. главы городского поселения № 45-р от 12 августа 2010 года <адрес>, в <адрес> была признана непригодной для проживания, и с этого момента у ФИО1 возникло право на получение жилого помещения вне очереди.

       18 июня 2010 года ФИО1 заключил брак с ФИО8

       13 июня 2010 года у ФИО1 родилась дочь ФИО15.

       Из-за отсутствия жилого помещения ФИО1 с семьей проживает в съемной квартире.

       ФИО1 обращался в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления жилья, но до настоящего времени вопрос не решен.

       В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.          

       В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, согласился с объяснениями прокурора.

       Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признал.

       Представитель ответчика Правительства Пермского края просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признал, указывал в отзыве на исковое заявление следующее:

       В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

       Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

       Также ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

       В силу ст. ст. 5,8 ФЗ № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

       Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.

       В пределах своих полномочий Пермский край как субъект РФ в ст.6 Закона Пермской области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора.

       Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000г. № 179 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п.

       Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

       Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам.

       Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

       Правительством Пермского края в 2009 и 2010 годах обязательства исполнены в полном объеме.

       Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

       В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 14 декабря 2010 года № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Ильинскому муниципальному району выделено 4 276, тыс. руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке.

      Предоставление ФИО1 жилого помещения с учетом его жены и несовершеннолетнего ребенка приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.

       Заслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему:

       Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.

       Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации.

       В соответствии со ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан.       

       Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

       Из свидетельства о рождении ФИО1 установлено, что он родился ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является ФИО3, матерью - ФИО4.

       Из решения Ильинского районного суда от 29 января 2000 года установлено, что родители ФИО1 лишены родительских прав.

       В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав.

       Таким образом, ФИО1 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

       Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

       В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.

       В силу подпункта 2 п. 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

       В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст. 5, абзаца 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       Согласно ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008г. № 255-К «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», принятого в соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учета, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (п. 9 ст. 1 Закона от 14.07.2008г.) с учетом членов их семей.

       Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

       В соответствии со ст.132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств.

       Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных, в том числе, и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

       В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край - в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу ст.4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

       В силу п.14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

       Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района.

       Из ходатайства Управления образования администрации Ильинского муниципального района установлено, что на основании решения Ильинского районного суда Пермской области от 29 января 2000 года за ФИО1 закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.

       Распоряжением главы Чермозского городского поселения от 12 августа 2010 года № 45-р <адрес> признана непригодной для постоянного проживания.

       Постановлением главы администрации Чермозского городского поселения от 21 января 2011 года № 9 ФИО1 поставлен в льготную очередь на получение жилья, что подтверждается списком детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Пермскому краю, Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ» сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за ФИО1, его женой ФИО9 и их несовершеннолетним ребенком ФИО5, отсутствуют.

       Таким образом, судом установлено, что в настоящее время жилое помещение, которое было закреплено за ФИО1, признано непригодным для проживания. Истец, его супруга и ребёнок в собственности и в пользовании жилья не имеют.

       Согласно диплому о начальном профессиональном образовании ФИО1 25 июня 2009 года окончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 67».

       Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО1 имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, за ним было закреплено жилое помещение, которое стало непригодным для проживания. ФИО1 и члены его семьи не имеют жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Истец поставлен в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Таким образом, ФИО1 с 12 августа 2010 года имеет право на получение жилого помещения вне очереди, поскольку закреплённое за ним жильё признано непригодным для проживания.

       Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории.

       Таким образом, бездействием ответчика администрации Ильинского района нарушено право ФИО1 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.

       Доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязанности предоставления жилья членам семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о том, что целевое использование денежных средств на указанные нужды предусмотрено лицам, обладающим указанным статусом, не основаны на законе.

       В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из норы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

       Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом членов их семей.

       В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

       Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, супруга и ребёнок истца также подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам.

       Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц.

       Согласно свидетельству о заключении брака установлено, что ФИО1 18 июня 2010 года зарегистрировал брак с ФИО8, после регистрации жене присвоена фамилия «ФИО24».

       Согласно свидетельству о рождении ФИО1 является отцом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

       С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района в части возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО1 с учетом членов его семьи на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованны и подлежат удовлетворению.

       Поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть выделено за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.

       

       На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Удовлетворить исковые требования прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1.

       Признать за ФИО1 право на получение жилого помещения вне очереди с 12 августа 2010 года и обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение для семьи ФИО1, состоящей из трех человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, которое должно быть предоставлено по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                        Торопицына Л.Ю.