Дело № 2-93/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п.Ильинский 8 апреля 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю., с участием заместителя прокурора Ильинского района Ревенко Л.В., истца ФИО1, при секретаре Власовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ильинского муниципального района и Правительству Пермского края о предоставлении жилья, установил: Прокурор Ильинского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1, просит обязать администрацию ФИО11 района приобрести жилое помещение для семьи ФИО1, состоящей из двух человек, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Требования прокурора обоснованы следующим: В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.14 Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006г. № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Положением предусмотрено предоставление для указанных целей средств краевого бюджета. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных район Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежным поручением Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением. ФИО1 по решению Ильинского районного суда от 26 августа 2010 года приобрела статус лица, оставшегося без попечения родителей. 28 июня 2010 года ФИО1 закончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 67», и с этого момента у ФИО1 возникло право на получение жилого помещения вне очереди. ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 родился сын Егор. Из-за отсутствия жилого помещения ФИО1 с сыном проживает в съемной квартире. В нарушение Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 требования в отношении ФИО1 о постановке на учет были исполнены частично лишь в 2005 году. ФИО1 обращалась в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления жилья, но до настоящего времени вопрос не решен. В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что не обращалась в администрацию поселения по вопросу предоставления жилья, поскольку этим занимался орган опеки. Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признаёт. Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признаёт, в отзыве на исковое заявление указано следующее: В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст. ст. 5,8 ФЗ № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край как субъект РФ в ст.6 Закона Пермской области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000г. № 179 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам. Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений. Правительством Пермского края в 2009 и 2010 годах обязательства исполнены в полном объеме. Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от 14 декабря 2010 года № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Ильинскому муниципальному району выделено 4 276,8 тыс.руб. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и предоставить отчет об их использовании в установленном порядке. Предоставление ФИО1 жилого помещения с учетом ее несовершеннолетнего ребенка приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств. Заслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему: Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Из свидетельства о рождении ФИО1 установлено, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отцом является ФИО3, матерью - ФИО4. Согласно справке о рождении № 128, форма 25, ФИО1 является ребёнком одинокой матери. В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав. Из решения Ильинского районного суда от 26 августа 2010 года установлено, что ФИО5 установлен статус лица, оставшегося без попечения родителей. Таким образом, ФИО1 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа. В силу подпункта 2 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст. 5, абзаца 2 ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 г. № 255-К «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», принятого в соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (п. 9 ст. 1 Закона от 14.07.2008г.) с учетом членов их семей. Законом Пермского края от 14.07.2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств. Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных, в том числе, и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край - в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу ст.4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. В силу п.14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района. Постановлением главы администрации Ильинского сельского поселения от 19 сентября 2006 года № 290 ФИО1 поставлена в льготную очередь на получение жилья, что подтверждается списком детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Пермскому краю, Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ» сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за ФИО1 и ее несовершеннолетним ребенком ФИО6, отсутствуют. Также отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество за ее матерью истца ФИО4 Таким образом, судом установлено, что жилое помещение за ФИО1 не закреплялось, в настоящее время ни она, ни ее сын, в собственности и в пользовании жилья не имеют. Согласно диплому о начальном профессиональном образовании ФИО1 28 июня 2010 года окончила ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 67». Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО1 имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до достижения совершеннолетия состояла под опекой. Она не имеет жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Жилое помещение за ней не закреплено. Истец поставлена в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете лиц, нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. Таким образом, ФИО1 с 28 июня 2010 года имеет право на получение жилого помещения. Ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории. Бездействием ответчика администрации Ильинского муниципального района нарушено право ФИО1 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда. Доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязанности предоставления жилья членам семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о том, что целевое использование денежных средств на указанные нужды предусмотрено только лицам, обладающим указанным статусом, не основаны на законе. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом членов их семей. В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, несовершеннолетний ФИО6 также подлежит обеспечению жилой площадью по установленным нормам. Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц. Согласно свидетельству о рождении ФИО1 является матерью ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Согласно справке администрации Ильинского сельского поселения ФИО1 проживает с сыном ФИО6 по адресу: ул. Парковая, 47-1, п. Ильинский, Ильинского района. С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района в части возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО1 с учетом членов ее семьи на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованны и подлежат удовлетворению. Поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть выделено за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить исковые требования прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1. Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта для семьи ФИО1, состоящей из двух человек, которое должно быть предоставлено по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Торопицына Л.Ю.