Дело № 2-53/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Ильинский 09 марта 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С. с участием пом. прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю. представителя ответчика МО «Ильинский муниципальный район» ФИО2 при секретаре ФИО3 рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по иску прокурора Ильинского района к МО «Ильинский муниципальный район» в лице администрации Ильинского муниципального района об обязании принятия мер по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования у с т а н о в и л: Прокурор Ильинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному образованию Ильинский муниципальный район в лице администрации Ильинского муниципального района об обязании принять меры по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования для детей, проживающих в с. Слудка Ильинского района В обоснование иска указал, что прокуратурой Ильинского района по обращению ФИО4 и других родителей проведена проверка деятельности администрации Ильинского муниципального района по организации общедоступного бесплатного дошкольного образовании для детей, проживающих в с. Слудка Ильинского района. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст.43 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 5,18 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» (в ред. от 17.06.2010г.), п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (с изменениями и дополнениями) администрацией Ильинского района не принято исчерпывающих и достаточных мер по организации детей, проживающих в с. Слудка Ильинского района, общедоступного и бесплатного дошкольного образования. На территории с. Слудка Ильинского района согласно информации управления образования администрации Ильинского муниципального района проживают 17 детей в возрасте до 7 лет включительно. При этом в результате ненадлежащей организации органами местного самоуправления Ильинского муниципального района исполнения возложенных действующим законодательством 15 детей, проживающих на территории с. Слудка Ильинского района не могут реализовать предусмотренное Конституцией РФ и федеральными законами право на получение дошкольного образования. Указанному нарушению способствовали действия органов местного самоуправления Ильинского муниципального района по сокращению сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений района. В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Общедоступность и бесплатность дошкольного образования гарантируется также статьей 5 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» (в ред. от 17.06.2010г.). В соответствии со ст. 18 Закона РФ «Об образовании» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Согласно п.11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (с изменениями и дополнениями) организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования отнесена к вопросам местного значения муниципального района. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района также отнесена к вопросам местного значения Ильинского муниципального района. Нарушение права на получение дошкольного образования детьми является недопустимым и требует незамедлительного устранения. В судебном заседании прокурор на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района пояснил, что после закрытия детского сада в с. Слудка Ильинского района, детей возили в детский сад д. Каменка. В настоящее время обеспечить подвоз детей в детсад не представляется возможным, поскольку в автобусе отсутствуют кресла, не хватает мест не только для родителей, которые должны сопровождать детей, но и для самих детей. Для того чтобы все дети могли получить дошкольное образование необходимо переоборудовать помещение в детском саду д. Каменка, приобрести автобус соответствующий требованиям ГОСТА для перевозки дошкольников. Однако денежные средства необходимые для разрешения этой проблемы в администрации района отсутствуют. Заслушав стороны, исследовав письменные документы, имеющиеся в деле, допросив свидетелей, суд приходит к следующему: Ст.43 Конституции Российской Федерации за каждым закрепляет право на образование, гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Ст. ст. 2, 5 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992г. «Об образовании» (в ред. от 17.06.2010г.) гарантируется бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Государственная политика в области образования основывается на принципе общедоступности образования. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на поддержке семьи в целях обеспечения воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе (ч. 2 ст. 4 ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально - экономических условий для получения образования. Общедоступность дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях гарантируется в пределах государственных образовательных стандартов. Согласно п.11 ч. 1 ст. 15, п. 3 ст. 17 Федерального закона Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003г. (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного образования. С этой целью органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по созданию муниципальных образовательных учреждений, по их финансированию, формированию и размещению муниципального заказа. Статьей 31 ч. 1 п.п.2-5 Закона РФ «Об образовании» определены полномочия органов местного самоуправления муниципального района в сфере образования - органы местного самоуправления муниципального района обязаны организовать предоставление на территории муниципального района общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечить создание муниципальных образовательных учреждений, содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; организовать учет детей, подлежащих обучению в образовательных учреждениях. Согласно п. 11 ч. 1 ст. 12 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район», принятого решением Земского Собрания Ильинского района от 22 июня 2005 г. № 101 (зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу от 25 ноября 2005 г. № RUS595110002005001) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения Ильинского муниципального района. Из вышеизложенного следует, что организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Ильинского муниципального района относится к полномочиям администрации Ильинского муниципального района. Из сведений, предоставленных Управлением образования Ильинского района, следует, что на территории с. Слудки Ильинского района проживает 17 детей в возрасте до 7 лет. Родители от 1,5 до 5 лет получают пособие по проекту «Мамин выбор», с 5 до 6 летнего возраста -6 детей, родителями 5 детей поданы заявления на посещение детского сада. В детском саду д. Каменка работает 1 разновозрастная группа, на сегодняшний день мест в детском саду нет. Подвоз для дошкольников в детский сад не осуществляется из-за отсутствия свободных мест и ремней безопасности. В настоящее время дети 6-ти лет посещают Каменский детский сад. Родители детей 5-ти лет выбрали кратковременную группу пребывания детей на дому у воспитателя ФИО5, проживающий в с. Слудка. Родительница ФИО6 настаивает на ежедневном подвозе школьным автобусом, от предложенных форм отказывается. Со следующего учебного года 2011-2012 г.г. в детском саду появятся свободные места ввиду выпуска детей в школу, и все дети будут устроены. Допрошенная в судебном заседании ФИО7, являющаяся директором Каменской основной школы, пояснила, что 5 детей с. Слудки, желающие посещать детский сад, лишены такой возможности, поскольку с 1 сентября 2010 г. школьный автобус перестал подвозить дошкольников в детский сад, так как автобус сломался. С этого времени от родителей этих детей стали поступать жалобы. После того как автобус отремонтировали они также не могут подвозить детей из-за отсутствия свободных мест в автобусе, а также по той причине, что автобус не оборудован местами для перевозки детей дошкольного возраста. В настоящее время в детском саду оборудована одна группа для детей возраста 5-6 лет. Принять ребенка в возрасте 3 лет в данную группу невозможно. 18.09.2010 г. она обращалась в администрацию Ильинского муниципального района с ходатайством об открытии в с. Слудка детского сада, либо предоставлении Каменской школе типового автобуса, оборудованного креслами для подвозки дошкольников, однако вопрос до сих пор не решен. На сегодня в с. Слудка открыта домашняя дошкольная группа, которую посещают дети в возрасте 5 лет. Однако с 1 сентября 2011 г. необходимо, чтобы все эти дети посещали детский сад. Для того, чтобы у всех желающих детей была возможность посещать детский сад, необходимо открыть еще одну группу, для чего переоборудовать мастерские школы, которые в настоящее время не используются, но для этого нужны средства. Кроме того, дополнительные средства необходимы и для содержания автобуса, поскольку для подвозки дошкольников требуется дополнительный рейс, школе нужен типовой автобус, оборудованный креслами для подвозки дошкольников. Из сведений, представленных ответчиком, установлено, что в с. Слудка дошкольное учреждение отсутствует, в детском саду д. Каменка установлена предельная численность контингента воспитанников 20 мест, фактическая наполняемость составляет 100 процентов. Из заявления родителей дошкольников, проживающих в с. Слудка, поданному прокурору Ильинского района установлено, что с 01 сентября 2010 г. детей перестали возить в детский сад д. Каменка на школьном автобусе по причине его ремонта. После того как автобус был отремонтирован, детям вновь отказали в посещении детского сада, поскольку автобус не оборудован ремнями безопасности, кроме того, указали, что в смешанной группе должно быть не более 15 детей. В районном управлении образования и школе дали ответ, что денег на новый автобус нет, оборудовать старый автобус ремнями безопасности не рентабельно, предложили организовать детсад на дому, но родителей такое предложение не устраивает. При продаже школы им обещали, что дети с. Слудка будут обеспечены безопасным транспортом и местами в детском саду. Допрошенные в качестве свидетелей родители детей, проживающих в с. Слудка ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО11, ФИО12, ФИО13 настаивают на том, чтобы их дети были обеспечены местами в детском саду, что необходимо для подготовки к школе. В настоящее время 5 детей посещают домашнюю школьную группу на дому, но этого не достаточно для развития детей, поскольку не проводятся музыкальные и спортивные занятия, дети лишены участия в культурно-массовых мероприятиях, им не хватает общения со сверстниками. Родители двоих детей желают отдать в детсад в возрасте с 3 лет, однако в настоящее время детей такого возраста в детсад не принимают. Администрация Ильинского муниципального района не отрицает, что в с. Слудка Ильинского района сложилась напряженная обстановка по организации дошкольного образования. Суд приходит к выводу, что ответчик - муниципальное образование Ильинский муниципальный район в лице администрации Ильинского муниципального района не исполняет надлежащим образом своих обязанностей по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования, для детей, проживающих в с. Слудка Ильинского района. Каких - либо действенных мер со стороны ответчика по принятию мер по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования для детей в с. Слудка Ильинского района не принималось. В соответствии с ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании п.4 ст.27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Бездействие органа ответчика, выразившееся в невыполнении вышеизложенных полномочий, установленных федеральным законодательством (не принятие мер по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования для детей в с. Слудка Ильинского района с учетом потребностей населения) порождает невозможность посещения детьми, проживающими в с. Слудка Ильинского района дошкольного образовательного учреждения Ильинского муниципального района, существенно ущемляет законные права и интересы детей, гарантированные Конституцией РФ, что влечет невыполнение основных направлений государственной политики по охране материнства и детства в части обеспечения полноценного воспитания и обучения детей. Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему Федеральным законом, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления. На основании вышеизложенного суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению. Прокурор просит также установить срок для исполнения решения суда 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ. Порядок и срок реализации постановленного решения по делу об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих установлен ч. 3 ст. 258 ГПК РФ, в соответствии с которой решение исполняется по правилам, указанным в части 2 ст. 206 ГПК РФ. Согласно ч.2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Требования прокурора об установлении срока выполнения своих обязанностей муниципальным образованием «Ильинский муниципальный район» в лице администрации Ильинского муниципального района в срок 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу также подлежит удовлетворению, поскольку срок для устранения выявленных недостатков в деятельности органа местного самоуправления суд полагает разумным, при этом возражений в этой части заявленных требований ответчиком не выдвинуто. Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования прокурора Ильинского района удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Ильинский муниципальный район» в лице администрации Ильинского муниципального района принять меры по надлежащей организации общедоступного и бесплатного дошкольного образования для детей, имеющих право на получение данного вида образования, проживающих в с. Слудка в срок 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья : подпись Копия верна: судья И.С.Шляпина