прочие из публично-правовых отношений



Дело № 2-265/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ильинский                       01 июля 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.

       с участием заместителя прокурора Ильинского муниципального района Ревенко Л.В.

       представителя ответчика директора муниципального образовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа» Соловьевой Е.В.

       при секретаре Чигиревой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа» и возложении обязанности по оснащению образовательного процесса,

У С Т А Н О В И Л :

       Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в необеспечении материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальными знаниями в области обороны и их подготовки по основам военной службы, и возложить на МОУ «Сретенская СОШ» обязанность по оснащению школы для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы: оборудовать отдельный предметный кабинет с нормативно-правовыми документами, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, наборами плакатов (электронными изданиями), средствами индивидуальной защиты, приборами, индивидуальными средствами медицинской защиты, аппаратов, приборов и принадлежностей для травматологии и механотерапии; спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир.

       В обоснование своих требований прокурор указал следующее.

В соответствии со ст.l Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» обязательная подготовка гражданина к военной службе является составной частью воинской обязанности гражданина Российской Федерации. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

       Законом Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 г. материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств, отнесено к компетенции образовательного учреждения.

Согласно пункту 13 Приказа Министра обороны РФ №96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 г. «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовке по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», изданным на основании постановления Правительства Российской Федерации № 1441 от 31.12.1999 г. «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», статьями 11 и 17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в образовательных учреждениях среднего (полного) образования - в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

       Пунктом 14 Приказа Министра обороны РФ №966, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 г. предусмотрено создание в образовательных учреждениях и постоянное совершенствование учебно-материальной базы в соответствие с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажёр).

Этим же Приказом определена (пункт 11) компетенция руководителей образовательного учреждения. На них возложены обязанности по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и подготовки по основам военной службы и обеспечению материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

В ходе проверки прокуратурой района в октябре 2010 года исполнения законодательства о воинской обязанности, установлено, что требования Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Закона Российской Федерации «Об образовании» в части материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса по обучению граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» муниципальным образовательным учреждением «Сретенская средняя общеобразовательная школа» надлежащим образом не исполняется.

       Так, школа к началу 2010-2011 учебного года не имела: кабинета с учебными и наглядными пособиями, стрелкового тира, спортивного городка с элементами полосы препятствий.

       Из нормативно-правовых документов в достаточном количестве нет: Конституции Российской Федерации (из положенных 30 единиц имеется 2), Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (из положенных 30 единиц имеется 1), общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ (из положенных 30 единиц имеется 1).

       Из учебной литературы школа не имеет наставления по стрелковому делу.

       Из учебно-наглядных пособий отсутствуют: организационная структура ВС РФ, ордена России, текст Военной присяги, воинские звания и знаки различия, комплект военной формы одежды, мероприятия обязательной подготовки, военно-прикладные виды спорта, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин, военные образовательные учреждения профессионального образования МО РФ, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящейся на вооружении РА и армий иностранных государств, комплект несения караульной службы, мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет, комплект литературы и наглядных пособий по военно-патриотическому воспитанию, нормативы по прикладной физической подготовке, нормативы по радиационной, химической и биологической защите, массогабаритный макет автомата Калашникова в количестве 1 единицы, набор плакатов по устройству или электронные издания 7,63 (5,45) мм автомата Калашникова, 5,6 мм малокалиберной винтовки.

Из наборов плакатов (электронных изданий) отсутствуют: основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; приёмы и правила метания ручных гранат; мины Российской Армии; фортификационные сооружения; индивидуальные средства защиты: приборы радиационной разведки; приборы химической разведки; организация и несение внутренней службы; строевая подготовка; оказание первой медицинской помощи; гражданская оборона.

Из средств индивидуальной защиты отсутствуют общевойсковой защитный комплект, 5 респираторов.

       Из приборов отсутствуют: приборы радиационной разведки; приборы химической разведки; макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ; макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ; визирные линейки по количеству учащихся; индивидуальное средство медицинской защиты (аптечка АИ 2;) пакет ИПП-l.

Из аппаратов, приборов и принадлежностей для травмотологии и механотерапии отсутствуют: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная); лямка медицинская носилочная.

    Ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса препятствует полному освоению несовершеннолетними обучающимися учебного материала.

       Кроме того, ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса нарушает гарантированное статьёй 43 Конституции Российской Федерации право несовершеннолетних граждан на получение образования, может отрицательно отразиться на формировании должного чувства патриотизма и надлежащей военной подготовки несовершеннолетних, приведёт к отсутствию положительной мотивации в дальнейшей службе в Вооружённых силах Российской Федерации.

       В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме и просил признать незаконным бездействие МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в не обеспечении материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, а также обязать МОУ «Сретенская СОШ» в срок до 01.01.2012 года оснастить школу для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, оборудовав отдельный предметный кабинет с нормативно-правовыми документами, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, наборами плакатов (электронными изданиями), средствами индивидуальной защиты, приборами, индивидуальными средствами медицинской защиты, аппаратами, приборами и принадлежностями для травматологии и механотерапии; спортивным городком с элементами полосы препятствий, стрелковым тиром.

Представитель ответчика директор МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа» Соловьева Е.В. исковые требования не признала, показав, что в июне 2006 года школа получила лицензию на право осуществления образовательной деятельности, где указано, что общеобразовательные программы среднего общего образования ведутся на базовом уровне. Обучение начальной военной подготовке ведется в рамках предмета основы безопасности жизнедеятельности, по которому не предусмотрено практических занятий по огневой подготовке. В школе нет стрелкового тира, но такого тира нет и в Ильинском районе, если бы он был, то школа бы заключила договор на право пользования им и детей бы возили туда для проведения практических занятий. На основании законодательства об образовании осуществлять подготовку по огневой стрельбе могут только специализированные учебные заведения. Практические занятия по огневой подготовке учащиеся могут получить на учебных сборах. Если учащиеся проходят медицинскую комиссию, то по направлению военкомата они проходят военные сборы. В связи с изложенным, требования о строительстве тира в школе она не признает.

Так как осуществляется подушевое финансирование школы, средств для оборудования класса по обучению начальной военной подготовке нет. Планируется оформление класса для проведения занятий по ОБЖ совместить с кабинетом истории, так как свободных кабинетов в школе нет. В настоящее время в школе имеется полоса препятствий, но она требует ремонта. В школе имеется компьютерный класс, обеспечен постоянный доступ в Интернет, в связи с чем информация наглядного характера учащимися может быть получена в любое время. К настоящему времени приобрели макет автомата Калашникова, но в школе по прежнему нет общевойскового защитного комплекта, респиратора, приборов радиационной и химической разведки, нет макетов. Визирная линейка имеется, но она старая. За счет собственных средств приобрести все необходимое оснащение за счет собственных средств школа не сможет, письменных ходатайств учредителю о выделении дополнительных денежных средств на эти цели пока не направлялось.

       Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

       Согласно ч.1 ст.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе, обязательную подготовку к военной службе.

       В соответствии с ч.6 ст.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.

Частью 1 ст.11 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» также предусмотрено, что обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении среднего (полного) общего образования. В соответствии с ч.2 указанной статьи обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из ч.1 ст.17 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» следует, что добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает, в том числе, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан, в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, а также в военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Согласно пункта 7 ст.14 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляется получение обучающимися начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан и приобретение обучающимися навыков в области гражданской обороны, а также подготовка обучающихся - граждан мужского пола, не прошедших военной службы, по основам военной службы.

В силу ч.2 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункта 6 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441, подготовка граждан по основам военной службы проводится в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

В соответствии с пунктом 13 Приказа Министерства обороны № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах», изданным на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1441 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе" обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" - в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В соответствии с пунктом 11 Приказа Министерства обороны № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года руководители образовательных учреждений: организуют обучение граждан в образовательном учреждении начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам военной службы; обеспечивают материально-техническое оснащение образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы; организуют работу в образовательном учреждении по военно-патриотическому воспитанию граждан.

Согласно пункта 14 Приказа Министерства обороны № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер).

       Приложением №1 к Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, утвержденной Приказа Министерства обороны № 96, Минобрнауки РФ № 134 от 24.02.2010 года, установлены рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения образовательных учреждений для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

       Согласно информации, направленной директором МОУ «Филатовская СОШ» на имя прокурора Ильинского района, следует, что, из рекомендуемых нормативами, в числе имеющихся в образовательном учреждении учебно-наглядных пособий и медицинского имущества отсутствуют следующие:

       Из нормативно-правовых документов: Конституции Российской Федерации- из положенных 30 единиц имеется 2, Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»- из положенных 30 единиц имеется 1, общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ- из положенных 30 единиц имеется 1.

       Из учебной литературы школа не имеет наставления по стрелковому делу.

       Из учебно-наглядных пособий отсутствуют: организационная структура ВС РФ, ордена России, текст Военной присяги, воинские звания и знаки различия, комплект военной формы одежды, мероприятия обязательной подготовки граждан к военной службе, военно-прикладные виды спорта, военно-учетные специальности солдат, матросов, сержантов и старшин, военные образовательные учреждения профессионального образования МО РФ, тактико-технические характеристики вооружения и военной техники, находящейся на вооружении РА и армий иностранных государств, комплект несения караульной службы, мероприятия, проводимые при первоначальной постановке граждан на воинский учет, комплект литературы и наглядных пособий по военно-патриотическому воспитанию, нормативы по прикладной физической подготовке, нормативы по радиационной, химической и биологической защите, массогабаритный макет автомата Калашникова в количестве 1 единицы, набор плакатов по устройству или электронные издания 7,63 (5,45) мм автомата Калашникова, 5,6 мм малокалиберной винтовки.

Из наборов плакатов (электронных изданий) отсутствуют: основы и правила стрельбы из стрелкового оружия; приёмы и правила метания ручных гранат; мины Российской Армии; фортификационные сооружения; индивидуальные средства защиты: приборы радиационной разведки; приборы химической разведки; организация и несение внутренней службы; строевая подготовка; оказание первой медицинской помощи; гражданская оборона.

Из средств индивидуальной защиты отсутствуют общевойсковой защитный комплект, 5 респираторов.

       Из приборов отсутствуют: приборы радиационной разведки; приборы химической разведки; макет простейшего укрытия в разрезе или в формате ЭОИ; макет убежища в разрезе или в формате ЭОИ; визирные линейки по количеству учащихся; индивидуальное средство медицинской защиты (аптечка АИ 2;) пакет ИПП-l.

Из аппаратов, приборов и принадлежностей для травмотологии и механотерапии отсутствуют: манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; шина транспортная Дитерихса для нижних конечностей (модернизированная); лямка медицинская носилочная.

       Сведения об отсутствии вышеуказанных учебно-наглядных пособий и медицинского имущества нашли свое подтверждение в судебном заседании, отсутствие их не отрицает и директор учебного заведения Лобанова Н.В.

       Таким образом, в судебном заседании установлено, что руководством МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа» допущено бездействие в части обеспечения образовательного учреждения материально-техническим оснащением, необходимым для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы. В учебном учреждении отсутствуют отдельный предметный кабинет с нормативно-правовыми документам, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, наборами плакатов (электронными изданиями), средствами индивидуальной защиты, приборами, индивидуальными средствами медицинской защиты, аппаратами, приборами и принадлежностями для травматологии и механотерапии; а также отсутствуют спортивный городок с элементами полосы препятствий и стрелковый тир.

       Ненадлежащее материально-техническое оснащение образовательного процесса в МОУ «Сретенская СОШ» существенным образом нарушает права несовершеннолетних граждан, обучающихся в школе, в связи с чем суд считает необходимым обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа» оборудовать отдельный предметный кабинет нормативно-правовыми документами, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, наборами плакатов (электронными изданиями), средствами индивидуальной защиты, приборами, индивидуальными средствами медицинской защиты, аппаратами, приборами и принадлежностями для травматологии и механотерапии, спортивным городком с элементами полосы препятствий, стрелковым тиром.

В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

         Прокурор просит установить срок исполнения решения до 01.01.2012 года.

       Поскольку исполнение решения требует значительных денежных средств, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 01 января 2012 года.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

       Исковые требования прокурора Ильинского муниципального района Пермского края удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа», выразившееся в не обеспечении материально-технического оснащения образовательного учреждения для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.

       Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01.01.2012 года оснастить школу для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы, оборудовав отдельный предметный кабинет с нормативно-правовыми документами, учебной литературой, учебно-наглядными пособиями, наборами плакатов (электронными изданиями), средствами индивидуальной защиты, приборами, индивидуальными средствами медицинской защиты, аппаратами, приборами и принадлежностями для травматологии и механотерапии; спортивным городком с элементами полосы препятствий, стрелковым тиром.

         Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

     Судья                                             И.С. Шляпина