о признании незаконным бездействия



Дело № 2-214/2011                                                                                   

Решение

Именем Российской Федерации

п.Ильинский                                                                                                     30 мая 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи И.С. Шляпиной,                                                                         

       с участием зам. прокурора Ильинского муниципального района Ревенко Л.В.,

       представителя ответчика заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Черных Н.Ю.,

       при секретаре Чижовой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по иску прокурора Ильинского муниципального района к Управлению образования администрации Ильинского муниципального района и Ильинскому МДОУ детский сад «Солнышко» в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия и обязании выделения средств на проведение обязательных медицинских осмотров работников учреждения,

установил:

       Прокурор Ильинского муниципального района обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Ильинскому МДОУ детский сад «Солнышко», требуя признать незаконным бездействие Ильинского МДОУ детский сад «Солнышко» по обеспечению прохождения работниками обязательных медицинских осмотров за счет средств работодателя, обязать устранить допущенные нарушения законодательства об охране труда и организовать за счет собственных средств проведение обязательных медицинских осмотров работников учреждения. Также просит признать незаконным бездействие Управления образования администрации Ильинского муниципального района по выделению Ильинскому МДОУ детский сад «Солнышко» бюджетных средств на цели организации проведения обязательных медицинских осмотров работников за счет средств работодателя и обязать выделить денежные средства на цели устранения нарушений законодательства об охране труда и организацию проведения бесплатных для работников обязательных медицинских осмотров в необходимых для этого объемах.

       В обоснование своих требований прокурор указал, что при проведении прокуратурой Ильинского района соблюдения трудового законодательства об охране труда в деятельности Ильинского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» были выявлены нарушения прав работников на охрану труда и бесплатное прохождение обязательных медицинских осмотров, предусмотренных ст. ст. 211, 212, 213 Трудового кодекса РФ.

       В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.10.2003 г. № 646«О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

       Во исполнение указанного постановления Правительства РФ Министерством здравоохранения и социального развития РФ Приказом от 16.08.2004 г. №83, согласно приложению №2, утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). В силу п.24 приложения №2 к вышеуказанному приказу работники в дошкольных образовательных организациях подлежат обязательным медицинским осмотрам за счет средств работодателя.

       Кроме того, аналогичное положение закреплено в п. 20.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. № 91.

       В нарушение вышеуказанных положений нормативных актов Детским садом «Солнышко» не обеспечивается для всех работников прохождение предварительных и периодических медицинских осмотров за счет средств работодателя, в силу чего часть работников, непосредственно не связанная с работой с детьми, вынуждена оплачивать медицинские осмотры за свой счет, поскольку работодателем не выполняется возложенная на него законодательством обязанность по бесплатному для работников проведению медицинских осмотров, в том числе в связи с невыделением Учреждению необходимых средств учредителем на эти цели.

       Так установлено, что работник Детского сада «Солнышко» ФИО4 02.03.2010 г. прошла медицинский осмотр в Муниципальном медицинском учреждении «Ильинская центральная районная больница» и оплатила услуги медицинского учреждения в общей сумме 506 руб.

       Невыполнение указанных требований законодательства об охране труда является недопустимым, поскольку нарушает права работников на безопасные условия труда и обеспечение охраны труда, в том числе на бесплатное прохождение обязательных медицинских осмотров за счет средств работодателя, и требует незамедлительного устранения.

       Согласно нормативным положениям ст. 120 ГК РФ и ст. 161 БК РФ, бремя содержания Учреждения возложено на собственника, его учредившего, в данном случае на Ильинский муниципальный район как публично-правовое образование, а от его имени на Управление образования Администрации Ильинского муниципального района согласно Уставу Учреждения, в связи с чем Управление образования как Учредитель обязано профинансировать Учреждение за счет средств бюджета Ильинского муниципального района на цели устранения нарушений и организацию проведения бесплатных для работников обязательных медицинских осмотров в необходимых для этого объемах.

       В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

       Ответчик Управление образования администрации Ильинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

       Будучи опрошенным в предыдущем судебном заседании представитель Управления образования администрации Ильинского муниципального района ФИО5 по доверенности исковые требования не признала по доводам, изложенным в отзыве.

       В своем отзыве ответчик указывает, что на основании Постановления администрации Ильинского муниципального района от 26.11.2010 г № 154 «Об утверждении расчетных показателей по материальным расходам бюджета Ильинского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2013» (в редакции Постановление администрации Ильинского муниципального района от 13.12.2010 г № 177) утверждены расчетные показатели по материальным расходам бюджета. Стоимость муниципальной услуги по представлению дошкольного образования в детских дошкольных учреждениях на 1 воспитанника в год составляет 40262 рублей, в том числе заработная плата 29288 рублей. Остальные средства идут на материальные затраты по содержанию учреждения. 100% обеспечение ТЭР и налогов на имущество и транспорт. Оставшаяся часть средств распределяется по статьям расходов учреждением самостоятельно.

       Управление образования не может выделить дополнительные бюджетные средства на цели организации проведения обязательных медицинских осмотров работников, так как данное мероприятие заложено в стоимость муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования в детских дошкольных учреждениях (нормативно- подушевое финансирование).

       Представитель ответчика заведующая Ильинского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» Черных Н.Ю. исковые требования не признала, показав, что действительно все работники детского сада обязаны в соответствии с санитарными нормами и правилами проходить дважды в год медицинские осмотры со сдачей анализов, средства на эти цели должны выделяться учреждением. Однако, из 52 сотрудников детского сада только 21 человек проходят такие медосмотры за счет учреждения, это лица, работающие непосредственно с детьми, остальные вынуждены проходить их за свой счет. Объясняется это нехваткой выделяемых учреждению средств. Средства, выделенные на материальные затраты на 2011 год в размере 836 тысяч рублей уменьшили до 695 тысячи рублей. При составлении проекта сметы учреждением запрашивались средства для проведения медосмотра персонала, они были включены в 226 статью расходов- прочие услуги. В эту же статью расходов входит оплата пожарной сигнализации, дератизации, дезинфекции, подписка на периодические издания. Однако, необходимых запрашиваемых средств не выделили, объяснив отсутствием денег. Если бы учредителем на содержание детского сада выделялись средства согласно нормам подушевого финансирования, учреждение смогло бы оплатить прохождение медицинского осмотра всем сотрудниками детского сада.      

       Заслушав прокурора, представителей ответчиков, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные прокурором Ильинского района требования подлежат удовлетворению.

       В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (в ред. Федерального закона от 28.09.2010) в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий и организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

       Согласно ст.211 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

       Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.

       В соответствии со ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.

       Как следует из статьи 213 ТК РФ работники детских учреждений проходят указанные медицинские осмотры (обследования) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

       Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами, утверждаемыми в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

       Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры (обследования) и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

       Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2003 года № 646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)» установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), а также порядок их проведения утверждаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

       Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации Приказом от 16.08.2004 года № 83 утвержден перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)- приложение №, в силу п.24 которого работники в дошкольных образовательных организациях подлежат предварительному и периодическому медицинскому осмотру.

       Требования к прохождению профилактических медицинских осмотров закреплены также в СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», из п.20.1 которого следует, что персонал дошкольных организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке. Приложением 15 санитарных правил устанавливается перечень и кратность медицинских обследований и исследований.

       Таким образом, установлено, что все работники дошкольных учреждений обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры, работодатель в свою очередь обязан организовывать проведение таких медицинских осмотров за счет собственных средств. Ильинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» является дошкольным учреждением, в связи с чем на нем лежит обязанность по организации проведения за счет собственных средств медицинских осмотров работников учреждения.

       Как следует из исследованных судом документов- приказы заведующей МДОУ (детский сад «Солнышко») №78 «а» от 30.10.2009 г, №2л/с от 11.01.2011 г, предложение о переводе, квитанции к приходному кассовому ордеру №59 и №60 от 02 марта 2010 года- ФИО4, являясь сотрудником МДОУ детский сад «Солнышко» прошла медицинский осмотр в ММУ «Ильинская ЦРБ» и оплатила услуги медицинского учреждения в общей сумме 506 рублей из собственных средств.     

       Таким образом, Ильинским МДОУ детский сад «Солнышко» обязанность по проведению медицинских осмотров сотрудников за счет средств учреждения не исполняется.

       Согласно Уставу Ильинского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» его учредителем является управление образования администрации Ильинского муниципального района Пермского края.

       В соответствии с ч.2 ст.120 Гражданского кодекса РФ порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

       Как следует из ч.2 ст.161 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

       Согласно Постановлению главы администрации Ильинского муниципального района от 26.10.2010 года № 154 утверждены расчетные показатели по материальным расходам бюджета Ильинского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов.

       Постановлением главы администрации Ильинского муниципального района от 03.12.2010 года № 177 внесены изменения в приложение, утвержденное постановлением № 154 от 26.10.2010 года.

       Как следует из приложения к постановлению № 177 от 03.12.2010 года «Расчетные показатели по материальным расходам бюджета Ильинского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов» стоимость муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования в детских дошкольных учреждениях на 1 воспитанника в год составляет 40262 рубля, в т.ч. средняя заработная плата с начислениями- 29288 рублей. На 2012, 2013 года изменение стоимости услуги не запланировано.

       Согласно бюджетной смете МДОУ детский сад «Солнышко» на 2010 год смета утверждена в сумме 6 200 600 рублей, из них на фонд заработной платы 3 000 490 рублей.

       Как следует из разбивки сметы расходов по статьям, денежных средств на цели оплаты медицинских осмотров сотрудников не предусмотрено.

       Согласно бюджетной смете МДОУ детский сад «Солнышко» на 2011 год смета утверждена в сумме 6 982 000 рублей, из них на фонд оплаты труда и начисления на оплату труда- 5 335 400 рублей.

       Как следует из разбивки сметы расходов по статьям, денежных средств на цели оплаты медицинских осмотров сотрудников не предусмотрено.

       Из сведений, предоставленных управлением образования администрации Ильинского муниципального района «О распределении бюджета Ильинского муниципального района на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» установлено, что общий бюджет МДОУ «Солнышко» на плановый период 2012 год запланирован в сумме 7855 тыс.руб, на 2013 год-7855 тыс.руб.

       Согласно сведений, предоставленных МДОУ детский сад «Солнышко» общее количество воспитанников учреждения составляет 201 человек.

       Из показаний свидетеля ФИО6, являющейся консультантом по размещению муниципального задания аппарата администрации Ильинского муниципального района, следует, что финансирование детских дошкольных учреждений в Ильинском районе осуществляется по общим нормативам, то есть выводится один норматив по подушевому финансированию как санаторных детских садов с 24-х часовым пребыванием детей, так и простых детских садов. Уменьшить норматив нельзя, увеличение его возможно, но только за счет дополнительного дохода в бюджете района. Фонд оплаты труда на одного воспитанника составляет 23805 рублей, материальные затраты на одного воспитанника составляют 9711 рублей. Материальные затраты включают в себя оплату тепловой и электрической энергии, услуги по содержанию здания, увеличение стоимости основных средств, прочие услуги и прочие расходы: налоги, канцтовары, хозтовары, питание, ГСМ. Средства на оплату медосмотров персонала должны быть заложены в прочих услугах. Руководитель учреждения сам распределяет по статьям расходов выделенные бюджетные средства и должен предусмотреть в том числе средства на оплату медицинских осмотров работников учреждения.

       Свидетель ФИО7 показала, что является главным бухгалтером детского сада «Солнышко» и участвует в составлении бюджета предприятия. В конце каждого года управлением образования сообщаются суммы, положенные к выделению на следующий год. Весь бюджет состоит из 4 частей: налоги, ФОТ, ТЭР-коммунальные услуги и материальные затраты, где и должны быть заложены средства на оплату медицинских осмотров персонала. На 2011 год первоначально было решено учредителем выделить 836 тысяч рублей, но когда представили составленную смету на утверждение эту сумму уменьшили до 695 тысяч рублей. В сравнении с 2010 годом средства на материальные затраты увеличили лишь на 10 тысяч рублей. Из средств, выделенных на материальные затраты в первую очередь идут расходы на обслуживание, деньги на проведение медицинских осмотров в бюджет не планировали, так как нет договора с Ильинской ЦРБ по этому вопросу. Руководство Ильинской ЦРБ отказалось заключить договор на проведение медицинских осмотров персонала детского сада, так как не знает конкретной стоимости этой услуги, а без договора невозможно заложить эту сумму в бюджет.

       Суд считает, что Ильинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» является дошкольным учреждением и на нем лежит обязанность по организации проведения за счет собственных средств медицинских осмотров работников учреждения, однако в нарушение законодательства, данная обязанность ответчиком не выполняется.

       В судебном заседании установлено, что Управление образования администрации Ильинского муниципального района, являясь учредителем и лицом, обязанным осуществлять финансирование МДОУ детский сад «Солнышко» не исполняет в полном объеме обязанность по финансированию учреждения в соответствии с расчетными показателями стоимости муниципальной услуги по предоставлению дошкольного образования в детских дошкольных учреждениях на 1 воспитанника в год (стоимость муниципальной услуги на одного воспитанника 40262 рубля х 201 воспитанник =8092662 рубля, однако выделено на 2011 г. 6 982 000 рублей), что повлекло собой недофинансирование по средствам, положенным на материальные затраты.

       Как пояснила заведующая Ильинского муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад «Солнышко» ФИО2 она неоднократно обращалась в управление образования администрации Ильинского муниципального района с просьбой увеличить финансирование материальных затрат, однако ответа не получила, дополнительные денежные средства выделены не были.

       Суд пришел к выводу, что Управление образования администрации Ильинского муниципального района не выделило Ильинскому МДОУ детский сад «Солнышко» бюджетные средства на цели организации проведения обязательных медицинских осмотров работников за счет средств работодателя, в связи с чем, их бездействие является незаконным.

       Управление образования администрации Ильинского муниципального района, является учредителем и лицом, обязанным осуществлять финансирование МДОУ детский сад «Солнышко» и на нем лежит обязанность по финансированию учреждения на цели устранения нарушений законодательства об охране труда и организацию проведения бесплатных для работников обязательных медицинских осмотров в необходимых для этого объемах.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Исковые требования прокурора Ильинского муниципального района Пермского края удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие Ильинского МДОУ детский сад «Солнышко» по обеспечению прохождения работниками обязательных медицинских осмотров за счет средств работодателя.

       Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Ильинского муниципального района по выделению Ильинскому МДОУ детский сад «Солнышко» бюджетных средств на цели организации проведения обязательных медицинских осмотров работников за счет средств работодателя.

       Обязать Ильинское муниципальное дошкольное образовательное учреждение (детский сад «Солнышко») организовать проведение обязательных медицинских осмотров работников учреждения за счет бюджетных средств.

       Обязать Управление образования администрации Ильинского муниципального района выделить Ильинскому муниципальному дошкольному образовательному учреждению (детский сад «Солнышко») денежные средства на цели устранения нарушений законодательства об охране труда и организацию проведения бесплатных для работников обязательных медицинских осмотров в необходимых для этого объемах.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

     Судья                    подпись                                                         И.С. Шляпина