Дело № 2-252/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Ильинский 23 июня 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С. с участием: помощника прокурора Ильинского района Полуяновой М.Е. представителя ответчика МУК «Чермозский городской Дом культуры» Борисова А.А. представителя ответчика администрации Чермозского городского поселения Солдатова М.В. при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Чермозский городской Дом культуры», администрации Чермозского городского поселения о признании незаконным бездействия по устранению требований законодательства о пожарной безопасности и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, У С Т А Н О В И Л : Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению культуры «Чермозский городской Дом культуры», администрации Чермозского городского поселения о признании незаконным бездействия по устранению требований законодательства о пожарной безопасности и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, указывая, что помещения муниципального учреждения культуры «Чермозский городской Дом культуры» не отвечают требованиям пожарной безопасности, что было установлено инспекцией 23 отделения надзорной деятельности по Ильинскому муниципальному району при проведении в 2009 г.и 2010 г. соответствующих проверок и отражено в актах проверки, по результатам которых внесены предписания об устранении выявленных нарушений. Однако, до настоящего времени не устранены следующие нарушения Правил пожарной безопасности: Чёрмозский городской дом культуры - г. Чёрмоз, ул. Ломоносова, 36: Романовский СДК - филиал МУК «Чёрмозский ГДК» - с. Романово, ул. Школьная, 1: Кылосовский СДК - филиал МУК «Чёрмозский ГДК» - с. Кылосово, ул. Садовая, 6: В соответствии со ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» в обязанности организаций в области пожарной безопасности входит соблюдение требований пожарной безопасности, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты. Согласно нормативным положениям ст. 120 ГК РФ и ст. 161 БК РФ, бремя содержания Учреждения возложено на собственника, его учредившего, в данном случае на Чермозское городское поселения как публично-правовое образование, а от его имени на Администрацию Чермозского городского поселения согласно Уставу Учреждения. В связи с этим Администрация как Учредитель обязана профинансировать Учреждение за счет средств бюджета поселения на цели устранения нарушений в необходимых для этого объемах. Таким образом, в результате невыполнения Учреждением требований контролирующих органов посетители дома культуры, а также его работники вынуждены находиться в помещениях, в которых не созданы условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан, т.к. помещения не отвечают нормам пожарной безопасности. В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст. 41 Конституции РФ право граждан на охрану жизни и здоровья, ввиду бездействия со стороны Учреждения. Таким образом, безопасность жизни и здоровья находящихся в Учреждении посетителей дома культуры, а также сотрудников поставлена под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика МУК «Чёрмозский ГДК» Борисов А.А. с исковыми требованиями согласен, показав, что руководством Дома культура велась планомерная работа по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности. Несмотря на то, что средства учредителем на эти цели не выделяются, практически все нарушения устранены за счет предпринимательской деятельности учреждения за исключением пунктов 2, 3, 13, 17, 20, 21 указанных в исковом заявлении. Он неоднократно обращался в администрацию Чермозского городского поселения о выделении средств для устранения нарушений, однако из-за отсутствия средств в бюджете, деньги не выделяются. Представитель ответчика администрации Чермозского городского поселения Солдатов М.В. с исковыми требованиями согласен, пояснив, что поскольку денежных средств недостаточно, устраняются те нарушения, которые представляют наибольшую опасность. Директор Дома культуры неоднократно обращался в администрацию о выделении денежных средств, однако, в бюджете поселения деньги отсутствуют, в связи с чем, учреждению разрешено не сдавать деньги, полученные в результате предпринимательской деятельности, за счет которых устранять нарушения пожарной безопасности. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций. В силу ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества. Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В судебном заседании установлено, что 05.02.2010 года инспектором отделения ГПН по Ильинскому району по пожарному надзору была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МУК «Чермозский городской дом культуры», по результатам которой юридическому лицу было выдано предписание № 9/1/1-54 от 05.02.2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности сроком выполнения до 01.02.2011 года, состоящее из 54 пунктов. 05.02.2011 года государственным инспектором по Ильинскому району по пожарному надзору 23 отделения надзорной деятельности по Ильинскому району была вновь проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях МУК «Чермозский городской Дом культуры», по результатам которой установлено, что 21 пункт предписания не выполнен. Из постановления мирового судьи судебного участка № 94 Ильинского муниципального района установлено, что в течение года с момента вынесения предписания юридическим лицом не было принято достаточных и необходимых мер для полного выполнения законных требований предписания, причем некоторые пункты предписания вообще не требовали материальных затрат, а часть из них требовали незначительных материальных затрат, в связи с чем учреждение было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ. Таким образом, факт наличия нарушений требований пожарной безопасности судом достоверно и бесспорно установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Наличие не устраненных нарушений, установленных в ходе проверок, фактически не оспаривается и самими ответчиками. В судебном заседании установлено, что юридическим лицом МУК «Чермозский городской Дом культуры» до сих пор не устранены требования пожарной безопасности, выразившиеся в следующем: -встроенная котельная Чёрмозского городского дома культуры, расположенного по адресу: г. Чёрмоз, ул. Ломоносова, 36 не имеет выход не непосредственно наружу123-ФЗ ст.4 п.4, СНиП II-35-76* п. 3.10.* -здание Романовского СДК - филиал МУК «Чёрмозский ГДК», расположенное в с. Романово, ул. Школьная, 1 не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения людей в случае пожара НПБ 110-03 п.4, НПБ 104-03 п.5.1, для электрощитовой не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений ППБ 01-03 п. 33. -здание Кылосовского СДК - филиал МУК «Чёрмозский ГДК», расположенное в с. Кылосово, ул. Садовая, 6 не заключён договор на регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматической установки пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, которые должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. ТО и ППР должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию ППБ 01-03 п.96.; в месте прохода электропроводки освещения через потолок в электрощитовой не установлена труба, короб, и т. п. с целью предотвращения проникновения и скопления воды и распространения пожара в местах прохода электропроводки через стену зазор не заделан легко удаляемой массой из несгораемого материала. Заделка должна допускать замену, дополнительную прокладку новых проводов и кабелей и обеспечивать предел огнестойкости проема не менее предела огнестойкости стены (перекрытия). ПУЭ п.2.1.58; для электрощитовой не определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок, которые надлежит обозначать на дверях помещений. ППБ 01-03 п. 33. Из представленных материалов следует, что учредителем МУК «Чермозский городской Дом культуры» является администрация Чермозского городского поселения (п. 1.4 Устава МУК «Чермозский городской Дом культуры»). К компетенции учредителя относится осуществление финансирования учреждения. Согласно нормативным положениям ст. 120 ГК РФ и ст. 161 БК РФ, бремя содержания Учреждения возложено на собственника, его учредившего, в данном случае на Чермозское городское поселения как публично-правовое образование, а от его имени на Администрацию Чермозского городского поселения согласно Уставу Учреждения. В связи с этим Администрация как Учредитель обязана профинансировать Учреждение за счет средств бюджета поселения на цели устранения нарушений в необходимых для этого объемах. Таким образом, в результате невыполнения Учреждением требований контролирующих органов посетители дома культуры, а также его работники вынуждены находится в помещении, в котором не созданы условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан, т.к. помещения не отвечают нормам пожарной безопасности. Судом установлено, что МУК «Чермозский городской Дом культуры» не было принято достаточных и необходимых мер для полного выполнения законных требований предписания, причем некоторые пункты предписания вообще не требовали материальных затрат, а часть из них требовали незначительных материальных затрат, в связи с чем требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению. В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст. 41 Конституции РФ право граждан на охрану жизни и здоровья, ввиду бездействия со стороны Учреждения. Таким образом, безопасность жизни и здоровья находящихся в Учреждении посетителей дома культуры, а также сотрудников поставлена под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц На основании изложенного, суд считает, что администрация Чермозского городского поселения, как учредитель юридического лица, обязана профинансировать МУК «Чермозский городской Дом культуры» денежными средствами в объеме, необходимом для устранения допущенных нарушений правил пожарной безопасности в помещениях МУК «Чермозский городской Дом культуры», поскольку данные денежные средства являются средствами бюджета Чермозского городского поселения, главным их распорядителем является администрация Чермозского городского поселения. Директор МУК «Чёрмозский ГДК» неоднократно обращался в администрацию Чермозского поселения с просьбой о выделении денежных средств на проведение противопожарных мероприятий, однако денежные средства администрацией не выделялись. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального учреждения культуры «Чермозский городской Дом культуры» по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Признать незаконным бездействие Администрации Чермозского городского поселения по выделению Муниципальному учреждению культуры «Чермозский городской Дом культуры» бюджетных средств на цели устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Обязать Муниципальное учреждение культуры «Чермозский городской Дом культуры» в полном объеме устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности. Обязать Администрацию Чермозского городского поселения выделить Муниципальному учреждению культуры «Чермозский городской Дом культуры» денежные средства на цели устранения нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение 10 дней. Судья И.С. Шляпина