об обжаловании решения о снятии с регистрационного учета



Дело № 2-217/2011 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ильинский                                                                                           16 июня 2011 г.

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.

       с участием представителя заявителя ФИО1 по доверенности

       представителей заинтересованного лица администрации Чермозского городского поселения ФИО5 и ФИО4 по доверенности

       при секретаре Чигиревой Н.Г.

       рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинском дело по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения администрации Чермозского городского поселения Ильинского района Пермского края о снятии с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

у с т а н о в и л:

       ФИО2 обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным решение администрации Чермозского городского поселения Ильинского района Пермского края о снятии её с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, указывая в обоснование своих требований следующее. На основании акта обследования помещения от 01.02.2010 года и решения жилищной комиссии Чермозского городского поселения от 02.02.2010 года заявительница была признана нуждающейся в жилом помещении, однако, на основании повторного акта обследования помещения от 29.11.2010 года и решения жилищной комиссии Чермозского городского поселения от 14.12.2010 года она была снята с учета, так как дом был признан пригодным для проживания. Заявительница не согласна с решением жилищной комиссии от 14.12.2010 года и просит признать его незаконным, и обязать администрацию Чермозского городского поселения поставить её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

       В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте его проведения уведомлена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без её участия, на исковых требованиях настаивает.

       Представитель заявителя по доверенности ФИО1 в судебном заседании требования заявительницы поддержала, показав, что ФИО2 является вдовой ветерана Великой отечественной войны, проживает одна в принадлежащем ей старом деревянном доме. На основании Постановления Правительства ветераны Великой отечественной войны и вдовы ветеранов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, должны быть обеспечены сертификатами на жилье, поэтому ФИО2 в начале 2010 года обратилась в администрацию Чермозского городского поселения с заявлением о постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. После осмотра дома было принято решение о том, что дом непригоден для проживания, нуждается в капитальном ремонте. Но через полгода вновь пришла комиссия в составе тех же людей, вновь осмотрели дом и приняли решение, что дом пригоден для проживания. После этого решения ФИО2 сняли с очереди нуждающихся в жилье. За время, прошедшее между приходами обеих комиссий, никаких ремонтных работ в доме не производилось. Не согласившись с выводами жилищной комиссии, ФИО2 заказала проведение независимой экспертизы состояния своего дома, согласно заключению экспертизы дом не пригоден для проживания. Стоимость экспертизы составила 15000 рублей, эту сумму она просит взыскать с администрации Чермозского городского поселения.

       Заинтересованное лицо администрация Чермозского городского поселения в своем отзыве указывает, что ФИО2 подала заявление на обследование жилого дома для постановки на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий согласно закона «О ветеранах» Межведомственной комиссией 1.02.2010 года было проведено обследование её жилого дома по <адрес>. По результатам обследования дано заключение, что дом требует проведения капитального ремонта, после чего ФИО2 была поставлена на учет в качестве нуждающейся для получения жилищного сертификата. После направления пакета документов в Правительство Пермского края был получен отказ в приеме документов на получение сертификата, с формулировкой «нуждается в капитальном ремонте» для рассмотрения вопроса повторно.

       По устному обращению ФИО2 о повторном обследовании для признания дома непригодным для проживания межведомственной комиссией 29.11.2010 года было проведено повторное обследование, составлен Акт обследования и дано заключение о том, что дом пригоден для проживания. После этого заключения ФИО2 была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

       В судебном заседании представитель заинтересованного лица по доверенности ФИО4 исковые требования признала, показала, что с октября 2009 года она начала работать как член жилищной комиссии в администрации Чермозского городского поселения. Граждане, обращающиеся с заявлениями для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, должны были предоставлять в комиссию заявления, правоустанавливающие документы и технические паспорта. Но во избежание затрат, связанных с изготовлением технических паспортов, их сначала у граждан не требовали, выходили на осмотр жилья. Позднее стали просить технические паспорта. В деле ФИО2 технического паспорта не было, комиссия выходила на осмотр её жилья. Комиссия не нашла угроз для проживания в доме: стропила были целые, венцовые ряды в норме, но капитальный ремонт требовался, поэтому такое заключение и было дано. ФИО2 была поставлена на учет. Это заключение было направлено в администрацию Ильинского района, но оттуда дело вернулось, из-за формулировки «нужен капитальный ремонт». Во время второго осмотра дома ФИО2 также не было выявлено угроз для проживания в нем, поэтому было дано заключение, что дом пригоден для проживания.

       Представитель ответчика по доверенности ФИО5 исковые требования признал, в судебном заседании показал, что в составе комиссии, которая оба раза производила обследование жилого дома ФИО2, не было строительного специалиста, поэтому он считает, что комиссия неправомочна была делать заключение о состоянии жилого помещения ФИО2, поэтому заключение комиссии следует признать незаконным, а ФИО2 поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Он не оспаривает выводы экспертизы о состоянии жилья ФИО2, но не согласен с суммой стоимости произведенной экспертизы, считая её завышенной.

       Выслушав представителя заявителя, представителей заинтересованного лица, ознакомившись с материалами дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования обоснованны и подлежат удовлетворению.

       Согласно ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

       В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

       В соответствии со ст.2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

       Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.

       Положениями ст.ст.21 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) определены меры социальной поддержи, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются в том числе следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

       В соответствии с п.1 ст.23.2 вышеназванного Закона Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

       Критерии нуждаемости в улучшении жилищных условий установлены ст. 51 ЖК РФ в силу которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

       Согласно статьи 1 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления.

       Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право, в том числе, иные определенные федеральным законом или законом Пермского края категории граждан, признанные нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма в государственном жилищном фонде.

Согласно ст.1 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

       Судом установлено, что ФИО2 имеет право на льготы, установленные для членов семьи погибшего, предусмотренные ст.21 Закона «О ветеранах», что подтверждается пенсионным удостоверением.

       Как следует из свидетельства о праве на наследство по закону от 14 августа 1996 года ФИО2 приобрела право собственности на жилой дом площадью 21,3 кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Сведения о принадлежности ФИО2 домовладения, расположенного по <адрес> подтверждаются также справкой, выданной Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ», техническим паспортом домовладения.

       Согласно заявлению, поданному ФИО2 12.01.2010 года, она просит принять её на учет для получения жилого помещения на условиях социального найма в связи с тем, что проживает в помещении, не отвечающем установленным для помещений требованиям.

       Как следует из акта обследования помещения от 01 февраля 2010 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Чермозского городского поселения, произведено обследование частного домовладения ФИО2, расположенного по адресу <адрес>. По результатам обследования комиссией вынесено заключение о том, что дом не пригоден для проживания, требует капитального ремонта (л.д.6)

       Решением № 2 жилищной комиссии Чермозского городского поселения от 02.02.2010 года ФИО2 признана нуждающейся в жилом помещении.

        Как следует из акта обследования помещения от 29.11.2010 года межведомственной комиссией, назначенной распоряжением главы администрации Чермозского городского поселения, произведено обследование частного домовладения ФИО2, расположенного по адресу <адрес>. По результатам обследования комиссией вынесено заключение о том, что несущая способность и надежность строительных конструкций и основания жилого дома не нарушена, не имеют разрушений и повреждений, отсутствует их деформация (л.д.8)

       Решением жилищной комиссии Чермозского городского поселения от 14.12.2010 года ФИО2 снята с учета нуждающейся в жилом помещении.

       Согласно техническому заключению по обследованию строительных конструкций жилого дома в <адрес>, представленному ООО «Уральская экологическая компания Очера», жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, построенный в 1953 году, имеет процент износа более 75%, несущие строительные и ограждающие конструкции исчерпали свои эффективные сроки эксплуатации и имеют недопустимое состояние строительных конструкций. Общее состояние дома оценивается как несоответствующее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и признано непригодным для проживания людей.

       Таким образом, техническое заключение по результатам обследования жилого дома ФИО2, произведенное специалистами ООО «УралЭКО», не соответствует выводам межведомственной комиссии по оценке жилых помещений Чермозского городского поселения.

       Как следует из ч. 7 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

       Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

       В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

В соответствии со ст.8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Распоряжением главы администрации Чермозского городского поселения от 10.08.2006 года № 49а-р создана постоянно действующая межведомственная комиссия по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда Чермозского городского поселения.

Распоряжением главы администрации Чермозского городского поселения от 24.02.2009 года № 11-р внесены изменения в распоряжение № 49а-р от 10.08.2006 года, касающиеся состава межведомственной комиссии.

В состав комиссии включены: глава городского поселения- председатель комиссии, директор МУП «Чермозское домоуправление», техник Карагайского филиала ГУП «ЦТИ», начальник ППЧ-114.

       Как показали исследованные судом Акты обследования жилого помещения Куликовой А.П., при обследовании жилья 01.02.2010 года и 29.11.2010 года в составе комиссии отсутствовали представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека. Также не была привлечена к работе в комиссии сама ФИО2 либо её представитель с правом совещательного голоса. Не были привлечены квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций. Таким образом, межведомственная комиссия была неправомочна принимать решение. В этой связи суд критически относится к выводам межведомственной комиссии по оценке жилых помещений Чермозского городского поселения о состоянии жилого дома ФИО2

       Вместе с тем у суда нет оснований сомневаться в заключении квалифицированных специалистов ООО «Уральская экологическая компания», которые при производстве технического обследования и заключения дома ФИО2 имели возможность визуального обследования здания, измерения геометрических параметров, пользовались соответствующими методиками.

       Представители ответчика с выводами технического заключения по обследованию строительных конструкций жилого дома по <адрес> согласны.

       Суд приходит к выводу, что ввиду допущенных главой администрации Чермозского городского поселения нарушений требований законодательства при создании межведомственной комиссии, её заключения при обследовании жилья ФИО2 не могут быть признаны законными и обоснованными.

       Исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен частью 1 ст.56 Жилищного кодекса РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

       Исследовав доказательства, суд установил, что на момент вынесения решения жилищной комиссии Чермозского городского поселения 02.02.2010 года о признании ФИО2 нуждающейся в жилом помещении и постановке её на учет, она проживала в собственном жилом доме по адресу <адрес>, который не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и признан непригодным для проживания людей. ФИО2 предоставила в администрацию Чермозского городского поселения все необходимые документы, была поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. После постановки ФИО2 на учет она по-прежнему проживает в том же жилье, в связи с чем основания для снятия её с учета у администрации Чермозского городского поселения отсутствовали.

       Решением жилищной комиссии Чермозского городского поселения от 14.12.2010 года о снятии с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2 существенным образом нарушено её право на жилище, в связи с чем указанное решение подлежит отмене, а ФИО2 подлежит постановке на учет как нуждающаяся в жилом помещении.

       Представителем заявителя в суде было заявлено требование о взыскании с администрации Чермозского городского поселения суммы понесенных ФИО2 судебных издержек в размере 15000 рублей, затраченных на производство технического обследования жилого дома.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

        В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

        Как следует из квитанции к приходному кассовому ордеру доверенное лицо ФИО2 оплатило на основании договора № 18 за обследование дома ООО «УралЭКО» 15000 рублей.

       Суд находит уплаченную по договору сумму за произведенное обследование дома разумной и подлежащей взысканию с администрации Чермозского городского поселения.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Удовлетворить требования ФИО2.

       Признать незаконным снятие с учета ФИО2 как нуждающейся в жилом помещении.

       Обязать администрацию Чермозского городского поселения Ильинского муниципального района Пермского края поставить на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

       Взыскать с администрации Чермозского городского поселения Ильинского муниципального района Пермского края в пользу ФИО2 сумму понесенных судебных издержек в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней.

       Судья                                                                                                           И.С.Шляпина