Дело № 2-372/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Ильинский 21 сентября 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С. с участием заместителя прокурора Ильинского района Ревенко Л.В. при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по иску прокурора Ильинского района к МУП «Велес» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей У С Т А Н О В И Л : 05.07.2011 года прокуратурой Ильинского района с привлечением специалистов Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по факту некачественного водоснабжения населения для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд проведена проверка соблюдения законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУП «Велес», оказывающего коммунальные услуги по водоснабжению потребителей на территории Ильинского сельского поселения, в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: Невыполнение требований законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения является недопустимым, нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и качественное водоснабжение - оказание коммунальных услуг надлежащего качества, требует незамедлительного устранения, в связи с чем прокурор обратился с иском в суд и просит признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия «Велес» Ильинского сельского поселения по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при оказании коммунальных услуг питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и обязать в полном объеме устранить выявленные нарушения законодательства. В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам изложенным в заявлении. Просит установить срок для устранения нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при оказании коммунальных услуг питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения до октября 2012 года. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с исковыми требованиями согласен. Выслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствие со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В силу ст.8 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 11 Закона юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. В соответствии со ст. 18 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами. Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов. Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам. Согласно ст. 19 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей. Указанное законодательство направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан (ст. 41 Конституции РФ) на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе при оказании коммунальных услуг по водоснабжению. В соответствии со ст. 1 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определяется как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании указанной нормы Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». В соответствии с п. 3 указанных Правил под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации. Как установлено судом, водоснабжение в п.Ильинский осуществляется МУП «Велес», что подтверждается сведениями, содержащимися в договоре, заключенном 01 января 2008 года между МУП «Велес» и МУП «Служба единого заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ильинского района», согласно которому ответчик обязался поставлять через присоединенную сеть питьевую воду для водопользования жителей Ильинского сельского поселения соответствующую требованиям государственных стандартов и иных обязательных правил. Прокуратурой Ильинского района неоднократно в 2010-2011 гг. проводились проверки в отношении Муниципального унитарного предприятия «Велес» Ильинского сельского поселения по исполнению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при осуществлении питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в ходе которых выявлялись факты нарушений указанного законодательства. По результатам проверок вносились представления об устранении нарушений законодательства, возбуждались дела об административных правонарушениях в отношении директора МУП «Велес», который Западным территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю привлекался к административной ответственности в виде штрафа, что подтверждается представлением прокурора Ильинского района от 01.10.2010 г., постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 сентября 2010 года, постановлением по делу об административном правонарушении от 19 октября 2010 г. Несмотря на принятые прокуратурой меры реагирования МУП «Велес» до настоящего времени не принято надлежащих мер к устранению выявленных нарушений в полном объеме. Так, 05.07.2011 года прокуратурой Ильинского района с привлечением специалистов Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю по факту некачественного водоснабжения населения для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд проведена проверка соблюдения законодательства РФ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУП «Велес», в ходе которой выявлены следующие нарушения: -отсутствует возможность организации 1-го пояса зоны санитарной охраны у скважины по ул. Парковая, 68, что является нарушением требований п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; -отсутствует ограждение 1-го пояса зоны санитарной охраны у скважины по ул. Парковая, 68, что является нарушением требований п. 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; -территория 1 пояса зон санитарной охраны водозаборных скважин м/р «Бачгино» не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, оголовки и устья скважин не оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения через оголовки, что является нарушением требований п. 3.2.1.1., п 3.2.1.4.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; -отсутствует проект обоснования границ зон санитарной охраны (ЗСО) водозаборов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения (скважин) м/р «Бачгино», м/р «Сучкино», м/р «Семино», ул. Нефтянников, ул. Парковая, 68, д. Пепеляева, МУП «Велес», что является нарушением п.п. 1.6., 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; -отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о возможности использования источников м/р «Бачгино», м/р «Сучкино», м/р «Семино», ул. Нефтянников, ул. Парковая, 68, МУП «Велес» для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что является нарушением ст. 18 Федерального Закона РФ от 30.03.99. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 1.13. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, п. 3.5 СП 3.1./3.2.1379-03 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; -программа производственного контроля качества питьевой воды не согласована с органами Роспотребнадзора, что является нарушением требований п. 2.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в связи с чем прокуратурой Ильинского района 17 августа 2011 года вновь возбуждено дело об административном правонарушении. Осуществление МУП «Велес» деятельности с нарушением санитарного законодательства является недопустимым, поскольку нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду и качественное водоснабжение создает угрозу жизни и здоровья граждан. Таким образом, понуждение к устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что требования истца - прокурора Ильинского района, обоснованы и подлежат удовлетворению. В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда. Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Суд считает необходимым установить срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности до октября 2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ильинского района Пермского края удовлетворить. Признать незаконным бездействие Муниципального унитарного предприятия «Велес» Ильинского сельского поселения по устранению нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при оказании коммунальных услуг питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Велес» Ильинского сельского поселения в полном объеме устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при оказании коммунальных услуг питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в срок до октября 2012 года. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней. Судья подпись И.С. Шляпина