о признании незаконным бездействия



Дело № 2-364/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ильинский          27 сентября 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С.

       с участием пом. прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю.

       представителя ответчика- главы администрации Ивановского сельского поселения Бачевой Г.Ф.

       при секретаре Чигиревой Н.Г.

       рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения о признании незаконным бездействия по устранению требований законодательства о пожарной безопасности и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л :

       Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Ивановского сельского поселения о признании незаконным бездействия по устранению требований законодательства о пожарной безопасности и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, указывая, чтов отношении администрации Ивановского сельского поселения 23 Отделением надзорной деятельности по Ильинскому муниципальному району неоднократно в 2010 и 2011 годах проводились проверки по соблюдению законодательства в области обеспечения пожарной безопасности, в том числе, по соблюдению норм по мерам первичной пожарной безопасности на территории поселения, требований к пожарному водоснабжению, а также по соблюдению иных мер пожарной безопасности в зданиях и помещениях администрации.

       По результатам проведенных проверок в отношении администрации Ивановского сельского поселения принимались меры реагирования, предусмотренные законодательством: возбуждались дела об административных правонарушениях, виновные лица привлекались к административной ответственности, выдавались обязательные к исполнению предписания об устранении нарушений, за неисполнение которых виновные лица привлекались к административной ответственности.

       Однако администрацией Ивановского сельского поселения надлежащих мер по устранению нарушений в соответствии с предписаниями принято не было.

       До настоящего времени не устранены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

  1. Время прибытия пожарной техники в д. Олеково, с. Каргино, д. Анисимово, д. Мосино, д. Мялицино, д. Нилиги, д. Нифонтово, д. Пачи, д. Петухи составляет более 20 минут. 123-ФЗ Статья 76
  2. Не все здания в с. Ивановское обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  3. Не все здания в д. Каргино обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  4. Не все здания в с. Тяпугино не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  5. Не все здания в п. Ерема не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  6. Здания в д. Коняево не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  7. Здания в д. Анисимово не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  8. Здания в д. Мосино не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63
  9. Не устроена площадка с твердым покрытием 12х12 м. у ПВ в с. Каргино. 123-ФЗ Статья 63
  10. Муниципальная пожарная охрана в с. Ивановское, осуществляющая деятельность по предупреждению и тушению пожаров не имеет соответствующей лицензии. № 128-ФЗ ст.17 п.38

       В соответствии со ст. 37 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» в обязанности организаций в области пожарной безопасности входит соблюдение требований пожарной безопасности, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты.

       На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

       В силу ст. 1 и ст. 10 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности представляют собой реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

       Согласно ст. 63 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

       В соответствии с п. 23 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 г. дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

       На основании ст. 62 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

       Кроме того, на территории поселения создается пожароопасная обстановка, угрожающая жизни и здоровью населения, а также их имуществу, ввиду необеспечения исполнительным органом местного самоуправления выполнения требований первичных мер пожарной безопасности, а также требований к пожарному водоснабжению.

       В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст. 41 Конституции РФ право граждан на охрану жизни и здоровья, ввиду бездействия со стороны администрации Ивановского сельского поселения. Таким образом, безопасность жизни и здоровья находящихся на территории поселения, а также их имущества поставлена под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.

       В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

       В судебном заседании прокурор просил признать незаконными бездействияадминистрации Ивановского сельского поселения по устранению требований законодательства о пожарной безопасности и обязать администрацию Ивановского сельского поселения устранить нарушения указанные в предписании до конца 2013 года.

       Представитель ответчика глава администрации Посерского сельского поселения Бачева Г.Ф. с исковыми требованиями не согласена, показав, что администрацией велась работа по устранению выявленных нарушений пожарной безопасности, однако устранение нарушений, указанных в предписании, требует значительных денежных затрат, в связи с чем администрацией разработана и принята долгосрочная программа по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на 2011-2013 г.г.

       Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

       На основании ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.

       В соответствии ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

       При таких обстоятельствах в силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.

       Согласно ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.

       В силу ст. 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

       На основании п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

       В силу ст. 1 и ст. 10 Федерального закона №69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности представляют собой реализацию принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

       Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313 собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:

       обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

       Согласно ст. 63 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

       В соответствии с п. 23 «Правил пожарной безопасности в РФ» (ППБ-01-03), утвержденных приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 г. дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.

       На основании ст. 62 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные). Необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.

       Согласно п. 9.4 Свода Правил «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» утвержденных Приказом МЧС России от 25.03.2009 года № 178, в ред. Изменения N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 640) водоемы из которых производится забор воды в целях пожаротушения, должны иметь подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей в любое время года.

       Согласно п. 38 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О лицензировании отдельных видов деятельности"деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию.

       В судебном заседании установлено, что 04.06.2010 года инспектором отделения ГПН по Ильинскому району по пожарному надзору была проведена проверка деятельности администрации Ивановского сельского поселения по исполнению первичных мер пожарной безопасности на территории населенных пунктов Ивановского сельского поселения, по результатам которой ответчику было выдано предписание № 78/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности сроком выполнения до 10.05.2011 года, состоящее из 19 пунктов.

       10.06.2011 года государственным инспектором по Ильинскому району по пожарному надзору 23 отделения надзорной деятельности по Ильинскому району была вновь проведена проверка исполнения предписания № 78/1/1 от 04.06.2010 года по результатам которой установлено, что 10 пунктов предписания не выполнены.

        Таким образом, факт наличия нарушений требований пожарной безопасности судом достоверно и бесспорно установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Наличие не устраненных нарушений, установленных в ходе проверок, фактически не оспаривается и самим ответчиком.

       В судебном заседании установлено, что администрацией Ивановского сельского поселения до сих пор не устранены требования пожарной безопасности, выразившиеся в следующем:

       -время прибытия пожарной техники в д. Олеково, с. Каргино, д. Анисимово, д. Мосино, д. Мялицино, д. Нилиги, д. Нифонтово, д. Пачи, д. Петухи составляет более 20 минут. 123-ФЗ Статья 76

       -не все здания в с. Ивановское обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -не все здания в д. Каргино обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -не все здания в с. Тяпугино не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -не все здания в п. Ерема не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -здания в д. Коняево не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -здания в д. Анисимово не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -здания в д. Мосино не обеспечены наружным противопожарным водоснабжением круглогодичного действия. 123-ФЗ Статья 63

       -не устроена площадка с твердым покрытием 12х12 м. у ПВ в с. Каргино. 123-ФЗ Статья 63

       -муниципальная пожарная охрана в с. Ивановское, осуществляющая деятельность по предупреждению и тушению пожаров не имеет соответствующей лицензии. № 128-ФЗ ст.17 п.38

       Довод представителя ответчика Администрации Ивановского сельского поселения об отсутствии денежных средств на проведение необходимых противопожарных мероприятий не является юридически значимым и не подлежит учёту при принятии решения, поскольку требования закона обязательны для всех государственных органов, закон не предусматривает возможности неисполнения обязанности, указанной в законе, из-за отсутствия денежных средств.

       Суд считает, что Администрация Ивановского сельского поселения не приняла всех мер по обеспечению пожарной безопасности, так как нарушения пожарной безопасности не устранены в полном объеме, то есть допустила виновное неисполнение обязанностей, установленных законом.

       При таких обстоятельствах Администрация Ивановского сельского поселения обязана обеспечить выполнение мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

       В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

       Следовательно, ответчик обязан исполнить обязанности, установленные законом.

       В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст. 41 Конституции РФ право граждан на охрану жизни и здоровья. Таким образом, безопасность жизни и здоровья жителей Ивановского сельского поселения поставлена под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.

       В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

       Принимая во внимание изложенное, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению в объеме поддержанных прокурором в судебном заседании.

       В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

       Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

       С учетом того, что исполнение требований пожарной безопасности указанные в предписании требует значительных материальных затрат, при этом, исходя из требований разумности, а также учитывая бюджетное финансирование и необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства РФ, суд приходит к выводу о том, что срок для устранения ответчиком нарушений заявленный прокурором является обоснованным.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

       Исковые требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить.

       Признать незаконным бездействие администрации Ивановского сельского поселения по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

       Обязать администрацию Ивановского сельского поселения в полном объеме устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в срок до 31 декабря 2013 года.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение 10 дней.

       Судья подпись:                                    И.С. Шляпина