о запрете розничной продажи табачной продукции



Дело № 2-359/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ильинский           08 ноября 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.

       с участием помощника прокурора Ильинского района Соболева Н.Ю.

       представителя ООО «Масляна» ФИО4

       при секретаре ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по иску прокурора Ильинского района к ООО «Масляна» о запрете розничной продажи табачной продукции,

У С Т А Н О В И Л :

       Прокурор Ильинского района в интересах неопределенного круга лиц, прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних обратился в суд с иском к ООО «Масляна» о запрете продажи табачных изделий в магазине «Лидия», расположенном по адресу пос. Ильинский, ул.50 лет Октября, 94 и в магазине, расположенном в деревне Каменка по ул.Никольская, 8, указав, что 03.08.2011 года и 27.08.2011 года в прокуратуру Ильинского района поступили материалы отдела МВД России по Ильинскому району о проведённых проверках исполнения законодательства об ограничении продажи табачных изделий в районе.

       В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Масляна» занимается реализацией табачных изделий в магазине «Лидия», расположенном по адресу пос.Ильинский, ул.50 лет Октября,94 и в магазине, расположенном в деревне Каменка по ул.Никольская, 8. На момент проверки табачные изделия представлены в витринах, на них имелись указания о цене товара. Магазин «Лидия» расположен на расстоянии 76 метров от границы муниципального образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1», расположенного по адресу: пос.Ильинский, ул.Чкалова, 17. Магазин в деревне Каменка расположен на расстоянии 12 метров от границы муниципального образовательного учреждения «Каменская общеобразовательная школа», расположенного по адресу: д.Каменка, ул.Октябрьская,8.

       Розничная продажа табачных изделий ООО «Масляна» в магазине «Лидия» и в магазине, расположенном в деревне Каменка, находящихся на расстоянии менее, чем 100 метров от границы территории образовательной организации является незаконной, а следовательно подлежит запрету.

       В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал в полном объеме по доводам изложенным в заявлении, просит запретить розничную продажу табачных изделий обществу с ограниченной ответственностью «Масляна» в магазине «Лидия», расположенном по адресу: п.Ильинский, ул.50 лет Октября, 94 и в магазине, расположенном в деревне Каменка, ул.Никольская, 8.

       Ответчик ООО «Масляна» с заявленными требованиями не согласно, в своем отзыве указали следующее. Из акта проверки торговой точки- магазина «Лидия» от 28.07.2011 года следует, что был проведен замер расстояния от магазина «Лидия», расположенного 50 лет Октября, 94 п.Ильинский, до границ территории МОУ «Ильинская СОШ №1, расположенной по ул.Чкалова, 17 п.Ильинский. Расстояние составило 76 метров. Однако, в акте не указано каким способом определено это расстояние, а также не указано каким прибором производилось измерение. В письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 0100/4211-05-32 от 03 июня 2005 года «О надзоре за реализацией табачными изделиями» сказано, что при определении 100- метровой зоны от границ территорий общеобразовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. К акту проверки кадастровый план не приложен.

       15 августа 2011 года был произведен повторный замер расстояния от магазина «Лидия» до угла границ территории МОУ «Ильинская СОШ №1». Измерение проводилось измерительным прибором «Длинномер»-30м. (Sparta 30м 314355). Расстояние составило 105,1 м.

       Согласно справке ООО «Землеустроитель» расстояние от входа в магазин «Лидия» до угла границ участка МОУ «Ильинская СОШ №1» составляет 103,6 м, расстояние от входа в магазин, расположенный в д.Каменка до границ территории МОУ «Каменская СОШ» составило 72,7 м.

       Руководитель ООО «Масляна» при составлении акта и проведении проверок не присутствовал.

       Поскольку не были определены исходные точки, от которых проводилось измерение расстояний, а также не были определены границы территории образовательных учреждений, считают факт реализации табачных изделий на расстоянии менее 100 метров от общеобразовательных учреждений не доказанным.

       Представитель ответчика ФИО4 по доверенности в судебном заседании исковые требования признала частично, показав, что согласна с требованием о запрете розничной продажи табачных изделий в магазине, расположенном в деревне Каменка, поскольку торговая точка расположена на расстоянии менее 100 метров от учебного заведения.

       С требованиями о запрете розничной торговли табачными изделиями в магазине «Лидия» не согласна, причины несогласия изложены в отзыве на исковое заявление. Считает, что замеры расстояния от торговой точки до учебного заведения должны производиться по дороге и пешеходной дорожке. Между магазином и территорией учебного заведения расположен парк, производить замеры расстояния по его территории неверно, так как предполагается, что проход в магазин осуществляется по пешеходным дорожкам, а не по парку. Дорожки по территории парка ведут только к памятнику, расположенному на его территории, других дорожек на плане не отражено.

       Выслушав прокурора, представителя ответчика, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

       Согласно ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

       В силу ч.5 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2011г. № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.

       На основании ч.1 ст. 12 закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

       Так, в соответствии с требованиями частей 1-4 ст.33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учётом особенностей, установленных этой статьёй.

       Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

       Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» является образовательным учреждением, реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Имеется лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам до 23.06.2012 года.

       Муниципальное общеобразовательное учреждение «Каменская общеобразовательная школа» является образовательным учреждением, реализует программы начального общего, основного общего образования. Имеется лицензия на право осуществления образовательной деятельности по образовательным программам до 31.01.2012 года.

       Тот факт, что муниципальные общеобразовательные учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» и «Каменская общеобразовательная школа» относятся к образовательным учреждениям, подтверждается материалами дела и представителем ответчика не оспаривается.

       То обстоятельство, что магазин ООО «Масляна», расположенный по адресу: д.Каменка, ул. Никольскя,8 находится на расстоянии менее ста метров от границы образовательного учреждения подтверждается актом проверки торговых точек, реализующих табачные изделия на территории Ильинского муниципального района на предмет соответствия их деятельности п. 5 ст. 3 ФЗ № 87 «Об ограничении курения табака», протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 22.09.2011 года, а также схемой расположения земельного участка, согласованной с главой администрации Ильинского района, согласно которой расстояние от магазина до образовательного учреждения составило 11 метров, протоколом (актом) санитарно-эпидемиологического обследования от 22 сентября 2011 года проведенного специалистами Западного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», с участием зам.прокурора Ильинского района и представителя ООО «Масляна». Данное обстоятельство не оспаривается и представителем ответчика.

       Таким образом, суд считает установленным, что расстояние от магазина, расположенного по адресу: д.Каменка, ул. Никольская, 8 до границы муниципального образовательного учреждения «Каменская общеобразовательная школа», расположенного по адресу: д.Каменка, ул.Октябрьская, 8, составляет 11 метров.

       Ответчик не согласен с исковыми требованиями о запрете розничной продажи табачных изделий в магазине «Лидия», поскольку подверг сомнению правильность определения сотрудниками МВД России по Ильинскому району расстояния между торговой точкой и границами территории образовательной организации- МОУ «Ильинская СОШ №1». Ссылаясь на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей благополучия человека от 03.06.2005 № 0100/4244-05-32 «О надзоре за реализацией табачных изделий», ответчик указал, что при определении 100-метровой зоны от границ территорий образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом. В судебном заседании представитель ООО «Масляна» ФИО4 показала, что замеры расстояния от входа в магазин «Лидия» до территории МОУ «Ильинская СОШ №1» должны быть произведены не по территории парка, расположенного между торговой точкой и образовательным учреждением, а по пешеходным дорожкам, поскольку по территории парка нет благоустроенных пешеходных дорожек.

       Также ответчик подвергает сомнению правильность замеренного расстояния по той причине, что не указано каким прибором производилось измерение.

       Однако, указанные доводы суд находит несостоятельными и подлежащими отклонению по следующим основаниям.

       Закон об ограничении курения табака, устанавливая запрет на розничную продажу табачных изделий, в том числе на расстоянии 100 метров от границ территорий образовательных учреждений, не закрепляет порядка определения данного расстояния.

       В таком случае необходимо исходить из буквального толкования используемого в законе термина «расстояние», то есть как пространства между территорией границы образовательного учреждения и торговой точкой по кратчайшему пути (по прямой линии).

       Таким образом, в целях ограничения доступности табачных изделий для несовершеннолетних законодательно установлен запрет розничной продажи указанного товара на расстоянии 100 метров от любой точки границы территории образовательных учреждений.

       Кроме того, данное толкование закона поддержано Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, согласно письму которой от 03.06.2005 № 0100/4244-05-32 «О надзоре за реализацией табачных изделий» при определении 100-метровой зоны от границ территории образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом.

       В данном письме для определения 100-метрового расстояния от границ территорий образовательных учреждений используется понятие «зона».

       При этом, понятие «зона» используется в действующем законодательстве, в частности, в Градостроительном кодексе Российской Федерации (статья 35) как определённая территория с установленными границами, при этом внутри данной территории могут располагаться как объекты капитального строительства, так и иные объекты.

       Использование понятия «зона» при определении 100-метрового расстояния от границы территории образовательных учреждений предполагает измерение данного расстояния как радиуса размером 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения.

       Зона, соответственно, представляет собой окружность вокруг границы территории образовательного учреждения с радиусом 100 метров от любой точки на границе территории образовательного учреждения. Соответственно нахождение торговой точки по розничной продаже табачных изделий в пределах этой зоны является нарушением пункта 5 статьи 3 Закона об ограничении курения табака.

       Согласно схеме расположения земельного участка, согласованной с главой администрации Ильинского района, расстояние от магазина «Лидия», расположенного по адресу п.Ильинский, ул.50 лет Октября, 94, до образовательного учреждения МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» составило 90 метров (л.д.50).

       Из протокола (акта) санитарно-эпидемиологического обследования от 22 сентября 2011 года проведенного специалистами Западного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае», с участием зам.прокурора Ильинского района и представителя ООО «Масляна» усматривается, что расстояние от магазина «Лидия» до границы образовательного учреждения МОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» составило 91,50 см. Измерения были проведены поверенным прибором -рулетка измерительная металлическая, заводской номер № 372 (свидетельство о поверке от18.01.2011 г., действительно до 18.02.2012 года).

       Законом об ограничении курения табака не установлена обязанность подтверждения факта продажи табачных изделий на расстоянии менее чем сто метров от территорий соответствующих организаций именно кадастровыми планами земельных участков. В связи с этим отсутствие в материалах дела кадастровых планов земельных участков не свидетельствует о недоказанности фактического расстояния от территории образовательных учреждений до места входа в торговые точки.

       Изложенное в письме Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 03.06.2005 № 0100/4244-05-32 «О надзоре за реализацией табачных изделий» положение о том, что при определении 100-метровой зоны от границ территории образовательных организаций следует руководствоваться кадастровым планом, по мнению суда, следует расценивать как рекомендацию, поскольку названное письмо не является нормативным правовым актом, поэтому прокурор вправе подтвердить расстояние между границей территории образовательного учреждения до торговой точки другими доказательствами.

       Суд считает, что изготовленная администрацией Ильинского сельского поселения выкопировка с топографического плана, содержащая указание границы территории образовательного учреждения, является допустимым доказательством фактического расстояния между территорией образовательного учреждения до места входа в магазин. При этом суд отмечает, что указанная выкопировка изготовлена для прокуратуры Ильинского района именно с целью определения такого расстояния. Обстоятельств, позволяющих подвергнуть сомнению правильность указания сведений в этой выкопировке, судом не установлено. Расстояние указанное в выкопировке соответствует расстоянию, установленному в протоколе (акте) санитарно-эпидемиологического обследования от 22 сентября 2011 года, в ходе которого замеры проводились поверенным прибором, и точность измерения у суда сомнения не вызывает, поскольку замеры были произведены специалистами в присутствии представителя ответчика.

       Измерение 100-метровой зоны производилось проверяющими от границы территории образовательного учреждения, которая огорожена железным забором. Кроме того, в материалы дела представителем ответчика представлена выкопировка с топографического плана, на которой в качестве границы территории образовательного учреждения указана та же граница образовательного учреждения, что и на выкопировке, имевшейся в распоряжении административного органа, и именно от этой границы (но от другой точки этой границы) ответчик определил расстояние до входа в спорный магазин, равное 105 метрам.

       Также суд не может признать обоснованными измерения, которые произведены представителем ответчика и землеустроителем с учетом движения по дороге и пешеходной дорожке, поскольку суд считает, что в данном случае следует учитывать направленность действия установленных Законом об ограничении курении табака запретов, а именно: ограничить доступность табачных изделий для детей и подростков. Соответственно, такое расширительное толкование 100-метрового расстояния лишает данную норму практической значимости, поскольку предоставляет большой простор для злоупотреблений, в частности путём изменения расстояния на местности с помощью установления различного рода преград, изменения места расположения пешеходных дорожек, изменения возможности прохода в силу погодных условий и т.п. Суд считает, что расстояние от границы территории образовательного учреждения до входа в магазин не имеет ни географических, ни иного рода преград для прохода пешеходов. Отсутствие обустроенных пешеходных дорожек по территории парка, расположенного между образовательным учреждением и магазином, не является препятствием для пешеходов, в том числе для учащихся образовательного учреждения, на ограничение курения табака которыми направлены требования Закона об ограничении курения табака.

       Представитель ответчика не оспаривает, что через парк к образовательному учреждению имеется несколько дорожек, которые в плане не указаны.

       На основании изложенного, суд считает доказанным, что расстояние от магазина «Лидия», расположенного по адресу: п.Ильинский, ул.50 лет Октября, 94 до границы муниципального образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: п.Ильинский, ул.Чкалова, 17, составляет 90 метров.

       Таким образом, розничная продажа табачных изделий ООО «Масляна» в магазинах, расположенных на расстоянии менее ста метров от границ образовательных учреждений, является незаконной и подлежит запрету.

       На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

       В данном случае прокурор выступает в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних, поскольку от ограничения доступности табачных изделий от детей и подростков зависит состояние их здоровья. Количество лиц, права которых могут быть нарушены, не является постоянным и, в силу различных причин меняется, в связи с чем, конкретные лица не могут быть определены.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

       Исковые требования прокурора Ильинского района Пермского края удовлетворить.

       Запретить розничную продажу табачных изделий обществу с ограниченной ответственностью «Масляна» в магазине «Лидия», расположенном по адресу: п.Ильинский, ул. 50 лет Октября, 94, и в магазине, расположенном по адресу Ильинский район, д.Каменка, ул. Никольская, 8.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней.

        Судья           подпись                                               И.С. Шляпина