Дело № 2-429/2011 г. РЕШЕНИЕ п. Ильинский 14 ноября 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С. с участием и.о. зам. прокурора Ильинского муниципального района Соболева Н.Ю. при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ильинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении вне очереди жилого помещении, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ильинского муниципального района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 и просит обязать Администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для ФИО1 на одного человека, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Прокурор также просит в случае отсутствия в бюджете Ильинского муниципального района средств на указанные цели обязать Правительство Пермского края выделить администрации Ильинского муниципального района средства на цели приобретения жилого помещения для ФИО1 Свои требования прокурор мотивирует следующим: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу пункта 14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). ФИО1 по решению Ильинского районного суда от 23 ноября 1998 года приобрела статус лица, оставшегося без попечения родителей, в связи с лишением ФИО3 и ФИО4 родительских прав. 07 июля 2011 г. ФИО1 закончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный университет». ФИО1 в 2005 году была поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лицо, оставшееся без попечения родителей. В настоящее время ФИО1 собственного жилья не имеет, проживает в съемном жилом помещении без заключения договора найма. Таким образом, до настоящего времени право ФИО1 на получение жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края не реализовано. В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в суд не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признает. Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласен, указав в отзыве следующее: В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вышеуказанный закон связывает возникновение права на получение жилой площади вне очереди одновременно с тремя условиями: наличие статуса ребенка-сироты либо ребенка, оставшегося без попечения родителей; отсутствие закрепленного жилого помещения; окончание пребывания в образовательном учреждении…. Также ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения площадью именно этих категорий граждан. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта Российской Федерации является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край- в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. В соответствии с указанными актами все действия по предоставлению жилых площадей детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Согласно Положению перечисление субсидий из федерального бюджета местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета. Распоряжениями Правительства Пермского края в 2011 году Ильинскому муниципальному району неоднократно выделялись денежные средства для приобретения жилья детям-сиротам, таким образом, Правительство Пермского края выполняет свои обязательства своевременно и в полном объеме. Считают, что Правительство не является надлежащим ответчиком по данному делу. Кроме того, считают, что у ФИО1 не возникло право на обеспечение вне очереди жилым помещением, как лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Из свидетельства о рождении ФИО1 установлено, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отцом является ФИО4, матерью- ФИО3. Согласно решению Чусовского районного суда Пермской области № 2-1371 от 23 ноября 1998 г. ФИО4и ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочери ФИО1 В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав. Таким образом, ФИО1 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Согласно постановлению главы администрации поселка Ильинский Ильинского района Пермской области № 189 от 26 декабря 2005 г. ФИО1 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и внесена в список на внеочередное получение жилого помещения. ФИО1 обучалась в ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», который окончила его 14 июня 2011 года, что подтверждается копией диплома. Истец зарегистрирована в <адрес> 22 октября 1996 года, что подтверждается отделом адресно-справочной работы УФМС России по Пермскому краю. Согласно сведений, полученных из Карагайского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», за ФИО1 жилья на праве собственности не зарегистрировано. Отсутствие объектов недвижимого имущества за родителями истца ФИО4 и ФИО3 подтверждается Чусовским филиалом ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края». Согласно сведений, полученных из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю прав на недвижимое имущество за ФИО1 и ее родителями ФИО4и ФИО3 не зарегистрировано. Таким образом, судом установлено, что жилье за ФИО1 не закреплялось, в собственности или пользовании она жилья не имеет. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа. В силу подпункта 2 п. 6 Правил с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 4, 5, абзаца 2 ч.1 ст. ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств. Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в том числе и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу ст. 4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. В силу п. 14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района. Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО1 имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, поставлена в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории. Таким образом, бездействием ответчиков нарушено право ФИО1 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда. С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора о возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди КоробкоЮ.С. на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованы и подлежат удовлетворению. Поскольку финансирование мер по обеспечению детей - сирот, жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть выделено за счет средств краевого бюджета. В силу Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края. Согласно пункта 7 вышеуказанного положения, распределение средств субсидий утверждается Правительством Пермского края, то есть полномочиями по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделено Правительство Пермского края. С учетом конституционного принципа обязательности и исполнимости судебного решения, суд считает, что требования прокурора о возложении на Правительство Пермского края обязанности выделить администрации Ильинского муниципального района субвенции на цели предоставления жилого помещения подлежат удовлетворению. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из норы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением главы местного самоуправления Ильинского района Пермской области № 175 от 09.06.2005 г. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м. на семью из двух человек, 33 кв.м. на одиноко проживающих граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов ФИО1 удовлетворить. Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение для ФИО1 на одного человека, которое должно быть предоставлено ей вне очереди по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края. В случае отсутствия субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей обязать Правительство Пермского края выделить администрации Ильинского муниципального района субвенции на цели предоставления жилого помещения. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме. Судья подпись И.С.Шляпина.
ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ