Дело № 2-400/2011 Решение Именем Российской Федерации п. Ильинский 14 октября 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С., с участием зам. прокурора Ильинского района Ревенко Л.В., при секретаре Чигиревой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании недействующими нормативно-правовых актов Земского собрания, установил: Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением о признании недействующими абз. 5 и 6 п. 1.10 Решения Земского собрания Ильинского муниципального района от 23 июня 2010 года № 190 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ильинский муниципальный район», п. 6 ч. 2 ст. 24 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» в части слов «и порядка согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации муниципального района», а также Решение Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации Ильинского муниципального района», мотивируя свои требования тем, что решением Земского собрания Ильинского МР от 23 июня 2010 года № 190 было внесено дополнение, в соответствии с которым к компетенции Земского собрания Ильинского муниципального района отнесено утверждение порядка согласования кандидатур на назначение на должности заместителей главы администрации муниципального района. Указанное решение было опубликовано в районной газете «Знамя» № 56-57 от 7 июля 2010 года и № 72 от 25 августа 2010 года, и вступило в действие с этого момента. Решением Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219 утверждено Положение о порядке согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации Ильинского муниципального района. Указанное решение и утвержденное им Положение было обнародовано через библиотечную сеть, вступило в законную силу и в настоящее время применяется. Нормативные правовые акты в части, предусматривающей полномочие Земского собрания Ильинского муниципального района по утверждению порядка согласования кандидатур на назначение на должности заместителей главы администрации муниципального района и непосредственно по согласованию кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации Ильинского муниципального района, противоречат действующему федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими. Компетенция и объем полномочий представительного органа местного самоуправления определены ст. 35 Федерального закона РФ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В соответствии с п. 11 ст. 35 указанного Закона, полномочия представительных органов муниципальных образований, помимо закрепленных данным Законом, определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. В Российской Федерации не имеется федеральных законов, которыми предоставляется право представительным органам местного самоуправления определять порядок согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации района. Установление указанного полномочия представительного органа местного самоуправления в муниципальных нормативных правовых актах свидетельствует о вмешательстве в деятельность исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления. Указанное свидетельствует о том, что названные выше муниципальные нормативные правовые акты в обозначенной части приняты с превышением предоставленных полномочий в связи с чем, подлежат признанию недействующими. В судебном заседании прокурор требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Представитель Земского собрания Ильинского муниципального района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из представленных объяснений следует, что абзацы 5 и 6 п. 1.10 Решения Земского собрания Ильинского муниципального района от 23 июня 2010 года № 190 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ильинский муниципальный район», п. 6 ч. 2 ст. 24 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» в части слов «и порядка согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации муниципального района», а также Решение Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации Ильинского муниципального района», приняты в соответствии с действующим законодательством, о чем свидетельствует их детальная проработка совместно с представителями прокуратуры Ильинского района до принятия, а также имеются соответствующие положительные заключения государственно-правого управления аппарата Законодательного Собрания Пермского края. Кроме того, указанные документы, после принятия решений депутатами Земского собрания Ильинского муниципального района, прошли экспертизу Управления Министерства юстиции РФ по Пермскому краю. Выслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявление прокурора удовлетворению не подлежит. В соответствии со ст. 7 Федерального закона РФ от 6.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить федеральным законам. Согласно ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 36 Федерального закона РФ от 06. 10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ч. 2 ст. 36 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» глава администрации Ильинского муниципального района избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию Ильинского муниципального района. Пункт 11 ст. 35 Федерального закона РФ от 06. 10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает, что полномочия представительного органа местного самоуправления (не относящиеся к исключительным) могут быть установлены как федеральными законами, Уставом и законами субъекта РФ, так и Уставом муниципального образования. В судебном заседании установлено, что Устав муниципального образования «Ильинский муниципальный район» принят решением Земского Собрания Ильинского района от 22.06.2005 г. № 101, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 25 ноября 2005 г. Часть 2 ст. 24 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» определяет иные полномочия Земского собрания Ильинского муниципального района, которые не относятся к исключительной компетенции представительного органа. Решением Земского Собрания Ильинского муниципального района «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ильинский муниципальный район» от 23 июня 2010 г. № 190 часть 1 статьи 24 Устава была дополнена пунктами 10 и 11, а также п. 6 части 2 указанной статьи и изложен в следующей редакции: «6) утверждение структуры администрации Ильинского муниципального района по представлению главы муниципального района, положения об администрации Ильинского муниципального района и порядка согласования кандидатур на назначение на должности заместителей главы администрации муниципального района». Указанное решение было опубликовано в районной газете» Знамя» № 56-57 от 07 июля 2010 г. и № 72 от 25 августа 2010 года и вступило в действие с этого момента. Статья 24 Устава с изменениями в редакции решения Земского Собрания Ильинского района от 23.06.2010 г. № 190 действует до настоящего времени. Решением Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219 было утверждено Положение о порядке согласования кандидатур на назначение на должности заместителей главы администрации Ильинского муниципального района. Указанное решение и утвержденное им Положение было обнародовано через библиотечную сеть, вступило в законную силу и в настоящее время применяется. Согласно пункту 4 вышеуказанного положения глава Ильинского муниципального района официально предлагает кандидатуру на должность заместителя главы администрации Ильинского муниципального района. По итогам рассмотрения кандидатуры на должность заместителя главы администрации Ильинского муниципального района Земское собрание Ильинского муниципального района принимает одно из следующих решений: одобрить кандидатуру на должность заместителя главы администрации Ильинского муниципального района; не одобрить кандидатуру на должность заместителя главы администрации Ильинского муниципального района. (пункт 5 Положения). В силу п.7 Положения о порядке согласования кандидатур на назначение на должности заместителей главы администрации Ильинского муниципального района принятое решение Земского собрания Ильинского муниципального района об одобрении (не одобрении) кандидатуры на должность заместителя администрации Ильинского муниципального района направляется главе Ильинского муниципального района. Решение носит рекомендательный характер и может быть учтено главой Ильинского муниципального района при назначении на должность заместителя главы администрации Ильинского муниципального района. Таким образом, в соответствии с Положением, утвержденным Решением Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219, согласование кандидатур на должность заместителя главы администрации района носит рекомендательный характер, его нельзя расценить как вмешательство в деятельность исполнительного органа местного самоуправления. Данная процедура является разновидностью вотума доверия со стороны представительного органа тому или иному лицу, назначаемому на руководящую должность в исполнительном органе местного самоуправления. Проанализировав требования закона, а так же нормативно-правовые акты, которые прокурор просит признать недействующими, суд приходит к выводу, что абз. 5 и 6 п. 1.10 Решения Земского собрания Ильинского муниципального района от 23 июня 2010 года № 190 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ильинский муниципальный район», п. 6 ч. 2 ст. 24 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» в части слов «и порядка согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации муниципального района», а также Решение Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации Ильинского муниципального района»не противоречат положениям федерального закона РФ от 06. 10. 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующему законодательству, в связи с чем, требования прокурора удовлетворению не подлежат. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении заявления прокурора Ильинского района о признании недействующими абз. 5 и 6 п. 1.10 Решения Земского собрания Ильинского муниципального района от 23 июня 2010 года № 190 «О внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования «Ильинский муниципальный район», п. 6 ч. 2 ст. 24 Устава муниципального образования «Ильинский муниципальный район» в части слов «и порядка согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации муниципального района», а также Решение Земского собрания Ильинского муниципального района от 29 сентября 2010 года № 219 «Об утверждении Положения о порядке согласования кандидатур на назначение на должность заместителей главы администрации Ильинского муниципального района» отказать. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья подпись И.С. Шляпина