Дело № 2-350/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п. Ильинский 12 сентября 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Торопицыной Л.Ю., с участием заместителя прокурора Ильинского муниципального района <данные изъяты>., при секретаре Власовой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия Ильинского муниципального производственного предприятия «Теплоэнерго», установил: Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие ИМУПП «Теплоэнерго» по созданию аварийно-диспетчерской или иной службы по приему заявлений граждан в случаях непредоставления или некачественного предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также по составлению актов о непредоставлении либо о некачественном предоставлении коммунальных услуг, являющихся основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу. В обоснование своих требований прокурор указал следующее: В соответствии с ч.4 ст.157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». Указанными Правилами в разделе VII «Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» установлено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с приложением 1 (п. 60), а именно для коммунальной услуги - отопление: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры. Кроме того, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (раздел VIII - пункты 64-74), согласно которому установлено следующее. В случае не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта не предоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Если потребитель (или его представитель) и исполнитель (или его представитель) не пришли к единому решению относительно качества предоставления коммунальных услуг, то ими определяются новое время и дата оценки качества предоставления коммунальных услуг, на которую приглашается представитель государственной жилищной инспекции и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки качества предоставления коммунальных услуг составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Наряду с указанными лицами акт может быть подписан представителем государственной жилищной инспекции и представителем общественного объединения потребителей. В акте о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества. Датой начала не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается: а) время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте не предоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; б) время, указанное в акте, составленном исполнителем в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил, - в случае выявления исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества; в) время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета. Акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами. Акт о не предоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй - остается у исполнителя. Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным: а) со дня подписания потребителем (или его представителем) акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, оформляемого в порядке, определенном пунктами 67 - 69 настоящих Правил; б) с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета. Также в соответствии с п. 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам исполнитель обязан: - производить в установленном разделом VII настоящих Правил порядке уменьшение размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность; - вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения; - в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа. В нарушение указанных положений законодательства ИМУПП «Теплоэнерго» не создана аварийно-диспетчерская служба или иная служба в целях своевременного реагирования на заявления граждан по фактам некачественного теплоснабжения, не составляются акты о не предоставлении либо о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в силу чего нарушается право потребителей на своевременный и правильный перерасчет платы за отопление в соответствии с законодательством. Также не во всех случаях дается письменный ответ на жалобы и заявления граждан, более того потребители вообще не уведомляются в письменной форме о принятии их обращения к рассмотрению в течение 2 рабочих дней с даты поступления обращения. Невыполнение указанных требований жилищного законодательства об обеспечении населения коммунальными услугами является недопустимым, поскольку существенно нарушает права потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, своевременный и правильный перерасчет платы за отопление в случае некачественного оказания коммунальной услуги, и подлежит немедленному устранению. В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме и просил признать незаконным бездействие Ильинского муниципального унитарного производственного предприятия «Теплоэнерго» по созданию аварийно-диспетчерской или иной службы по приему заявлений граждан в случаях непредоставления или некачественного предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также по составлению актов о непредоставлении либо о некачественном предоставлении коммунальных услуг, являющихся основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу. Представитель ответчика ИМУПП «Теплоэнерго» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, из представленного объяснения следует, что вопрос о создании аварийной диспетчерской или иной службы по приему заявлений граждан в случаях не предоставления или некачественного предоставления коммунальной услуги по отоплению будет решен в течение сентября 2011 года. Заслушав прокурора, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.4 ст.157 Жилищного кодекса РФ при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» были утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам». Согласно п. 60 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» в разделе VII предусмотрен «Порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с приложением 1, а именно для коммунальной услуги - отопление: за каждый час отклонения температуры воздуха в жилом помещении (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы снижается: на 0,15 процента размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета за каждый градус отклонения температуры. Согласно 64 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» в случае непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба). Согласно 65 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» сообщение о непредоставлении коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в аварийно-диспетчерской службе. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес проживания, а также вид непредоставленной коммунальной услуги или предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. В судебном заседании установлено, что в нарушение указанных положений законодательства ИМУПП «Теплоэнерго» не создана аварийно-диспетчерская служба или иная служба в целях своевременного реагирования на заявления граждан по фактам некачественного теплоснабжения, не составляются акты о непредоставлении либо о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, в силу чего нарушается право потребителей на своевременный и правильный перерасчет платы за отопление в соответствии с законодательством. Данное обстоятельство подтверждается собранными по делу доказательствами. В соответствии с п. 67 «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» в случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем (или его представителем) и исполнителем (или его представителем). Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором. Невыполнение указанных требований жилищного законодательства об обеспечении населения коммунальными услугами является недопустимым, поскольку существенно нарушает права потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества, своевременный и правильный перерасчет платы за отопление в случае некачественного оказания коммунальной услуги, и подлежит немедленному устранению. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц. В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что в течение зимы 2010 - 2011 г.г. температура в квартире была от 12 до 14°. Неоднократно она звонила в «Теплоэнерго», просила прийти и сделать замеры температуры, никто так и не пришел. Дважды обращалась в «Теплоэнерго» о снижении платы, в последний раз написала заявления о плохом качестве услуг 16 мая 2011 года, но заявление не было рассмотрено. В июне 2011 года ей отдали ксерокопию ее заявления, на котором было указано, что в снижении оплаты за тепло отказано, поскольку не были проведены замеры температуры. Таким образом, судом установлено, что ИМУПП «Теплоэнерго» обязаны принять меры по созданию аварийно-диспетчерской или иной службы по приему заявлений граждан в случаях непредоставления или некачественного предоставления коммунальной услуги по отоплению, а так же во всех случаях при поступлении заявлений граждан о некачественном оказании коммунальных услуг составлять акты о непредоставлении либо о некачественном предоставлении коммунальных услуг, являющиеся основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу. В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. Прокурор просит установить срок исполнения решения до 1 ноября 2011 года. Суд находит данный срок разумным для исполнения решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ суд решил: Удовлетворить исковые требования прокурора Ильинского муниципального района. Признать незаконным бездействие Ильинского муниципального унитарного производственного предприятия «Теплоэнерго» по созданию аварийно-диспетчерской или иной службы по приему заявлений граждан в случаях непредоставления или некачественного предоставления коммунальной услуги по отоплению, а также по составлению актов о непредоставлении либо о некачественном предоставлении коммунальных услуг, являющихся основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу. Обязать Ильинское муниципальное унитарное производственное предприятие «Теплоэнерго» в срок до 1 ноября 2011 года создать аварийно-диспетчерскую или иную службу по приему заявлений граждан в случаях непредоставления или некачественного предоставления коммунальной услуги по отоплению. Обязать Ильинское муниципальное унитарное производственное предприятие «Теплоэнерго» во всех случаях при поступлении заявлений граждан о некачественном оказании коммунальных услуг составлять акты о непредоставлении либо о некачественном предоставлении коммунальных услуг, являющиеся основанием для проведения перерасчета платы за коммунальную услугу. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня принятия. Судья Торопицына Л.Ю.