жильё сироте



Дело № 2-321/2011                                    

Решение

Именем Российской Федерации

п. Ильинский                                                                                                         3 ноября 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.,

       с участием заместителя прокурора Ильинского муниципального района <данные изъяты>.,

       при секретаре Власовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ильинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещении,

установил:

       Прокурор Ильинского муниципального района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для ФИО1, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

       Свои требования прокурор мотивирует следующим:

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу пункта 14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

      Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

       Положением предусмотрено предоставление для указанных целей средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежным поручением Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края.

       Распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья Министерство социального развития Пермского края.

       Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

       ФИО1 в связи со смертью отца ФИО3, и матери ФИО4, приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.

       <данные изъяты> 2003 года ФИО1 была отчислена из ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 67», и с этого момента у нее возникло право на получение жилого помещения вне очереди.

       Из-за отсутствия жилого помещения ФИО1 проживает в съемной квартире.

       В нарушение Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 требования в отношении ФИО1 о постановке на учет были исполнены лишь в 2005 году.

       23 декабря 2010 года ФИО1 обращалась в администрацию Ильинского муниципального района по вопросу предоставления жилья, но до настоящего времени вопрос не решен.

       В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, пояснив, что первоначально за ФИО1 постановлением главы администрации Посадского сельского совета № 6 от 24 апреля 2001 года было формально закреплено жилое помещение (адрес не указан), проданное на момент его закрепления ФИО4, матерью истца.

       В последующем постановление № <данные изъяты> от <данные изъяты> апреля 2001 года было отменено постановлением № <данные изъяты> от <данные изъяты> августа 2003 года, в связи с приведением жилого помещения в непригодное для проживания состояние.

       Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась.

       Представители ответчика администрации Ильинского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с иском прокурора согласны.

       Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласен, указав в отзыве следующее:

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

       Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

       Также ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

       В силу ст.ст. 5, 8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

       Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.

       В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора.

       Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22 июня 2000 года № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п.

       Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

       Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам.

       Правительством Пермского края обязательства исполнены в полном объеме.

       Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

       Согласно распоряжению Правительства Пермского края от 14 декабря 2010 года № 247-рп «О распределении средств бюджета Пермского края, субсидий из федерального бюджета, предусмотренных в 2010 году на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Ильинскому муниципальному району выделено 4276,8 тысяч рублей. Органам местного самоуправления муниципальных районов рекомендовано обеспечить своевременное расходование выделенных средств и представить отчет об их использовании в установленном порядке.

       У ФИО1 не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

       Заслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.

       Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.

       Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации.

       В соответствии со ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан.       

       Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

       Согласно записи акта об установлении отцовства от <данные изъяты> 2000 года ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её отцом является ФИО3, матерью - ФИО4.

       Согласно свидетельствам о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

       В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав.

       Таким образом, ФИО1 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

       Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

       В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п. 7 настоящего Указа.

       В силу подпункта 2 п. 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

       В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 5, абзаца 2 ч.1 ст. ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (пункт 9 статьи 1 Закона от 14 июля 2008 года) с учетом членов их семей.

       Законом Пермского края от 14 июля 2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и так далее, признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

       В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств.

       Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в том числе и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

       В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край - в статье 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу ст.4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

       В силу п. 14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

       Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района.

        ФИО1 <данные изъяты> февраля 2004 года поставлена на учёт как ребёнок-сирота. Эти сведения подтверждаются списком детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Как следует из сведений, представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю, Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ» сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за ФИО1 отсутствуют. Также отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество за ее родителями: ФИО4 и ФИО3

       Таким образом, судом установлено, что жилое помещение за ФИО1 не закреплялось, в настоящее время она в собственности и в пользовании жилья не имеет.

       Согласно справке ГОУ НПО ПЛ-67 <данные изъяты> 2003 года ФИО1 приказом № <данные изъяты> отчислена из ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 67».

       Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО1 имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до достижения совершеннолетия. Не имеет жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Жилое помещение за ней не закреплено. Истец поставлена в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Таким образом, ФИО1 имеет право на получение жилого помещения как ребёнок, оставшийся без попечения родителей.

       Бездействием ответчика администрации Ильинского района нарушено право ФИО1 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.

       Доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязанности предоставления жилья членам семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о том, что целевое использование денежных средств на указанные нужды предусмотрено лицам, обладающим указанным статусом, не основаны на законе.

       В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

      Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

       С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района в части возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО1 на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованны и подлежат удовлетворению.

       Поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть приобретено за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.

       На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд

решил:

       Удовлетворить исковые требование прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов ФИО1.

       Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта для ФИО1, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                     Торопицына Л.Ю.