Дело № 2-419/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п.Ильинский 26 декабря 2011 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С. с участием представителя заявителя ФИО2 по доверенности представителя заинтересованного лица ФИО6 по доверенности при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению ФИО2 в интересах ФИО3 об оспаривании решения главы администрации Чермозского городского поселения и бездействия финансового органа У С Т А Н О В И Л : ФИО2 обратился в суд с заявлением в защиту интересов ФИО3, в котором просит признать незаконным решение главы администрации Чермозского городского поселения от 24 июня 2011 г., признать незаконным бездействие финансового органа МО «Чермозского городского поселения», выразившееся в неисполнении решения суда о возвращении ФИО3 <данные изъяты>, возложенной на него ст. 242.2 БК РФ, обязать финансовый орган устранить допущенные нарушения, взыскать с администрации Чермозского городского поселения в пользу ФИО3 понесенные судебные расходы. В обоснование своих требований заявитель указал следующее. Решением Ильинского районного суда Пермского края от 01 июня 2009 г., вступившего в законную силу 11 июня 2009 г. МО «Чермозское городское поселение» обязано возвратить ФИО3 <данные изъяты> рублей. В нарушение требований ст. 242.2 БК РФ финансовым органом решение суда не исполнено, хотя исполнение исполнительного листа не приостанавливалось. 03 июня 2011 г. заявителем главе МО «Чермозского городского поселения» направлена жалоба на бездействие финансового органа МО «Чермозского городского поселения». Решением № 350 от 24 июня 2011 г. глава МО «Чермозского городского поселения» отказался принимать меры по возвращению ФИО3 <данные изъяты> рублей, что нарушает права заявителя, гарантированные ст.35 Конституции РФ, а также требования ст. 242.2 БК РФ, п.3 ч.1 ст. 8 ГК РФ. Впоследствии заявитель уточнил свои требования и просил признать незаконным решение главы администрации Чермозского городского поселения от 24 июня 2011 г., признать незаконным бездействие главы МО «Чермозское городское поселение» выразившееся в непередаче поступивших 04 октября 2010 г. от ФИО3 документов о возвращении ей <данные изъяты> в финансовый орган муниципального образования. В ходе судебного заседания заявитель ФИО3 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, требования поддерживает. Представитель заявителя ФИО2 заявленные требования поддержал, в пояснениях и письменном отзыве указал, что 01 июня 2009 г. по решению Ильинского районного суда договор купли-продажи, заключенный между МО «Чермозское городское поселение» и ФИО3 признан недействительным, ФИО3обязана возвратить МО «Чермозское городское поселение» одноэтажное бревенчатое здание школы, в состоянии в котором объект недвижимости был передан ФИО3, последняя обязана восстановить разрушенную часть здания, а МО «Чермозское городское поселение» обязано возвратить ФИО3 <данные изъяты>. 04 октября 2010 года ФИО3 в установленном порядке предъявила в МО «Чермозское городское поселение» исполнительный лист и решение суда для возвращения <данные изъяты>. Письмом от 24.06.2011 г. № 350 глава МО «Чермозское городское поселение» в ответ на жалобу ФИО3 о бездействии финансового органа предложил осуществить взаимозачет по выплате ей суммы в <данные изъяты> и стоимости работ по восстановлению разрушенной части здания в сумме <данные изъяты>., однако доказательств того, что локальный сметный расчет в указанной сумме соответствует работам и затратам для приведения разрушенной части здания в техническое состояние, в котором здание было передано ФИО3, не представлено. То обстоятельство, что ФИО3 не исполнила решение суда в части восстановления разрушенной части стены, не является основанием для неисполнения решения МО «Чермозское городское поселение» о возврате ФИО3 <данные изъяты>. В связи с чем, ответ главы администрации «Чермозского городского поселения» на жалобу ФИО3 не основан на законе. Кроме того, незаконно бездействие главы администрации «Чермозского городского поселения» выразившееся в непередаче исполнительного листа и решения суда в финансовый орган МО «Чермозское городское поселение» с целью исполнения решения суда в части возмещении ФИО3 <данные изъяты>. Представитель заинтересованного лица ФИО6 в ходе судебного заседания требования не признал, пояснил, что решение суда в части возвращения денег ФИО3 выполнено почти в полном объеме. ФИО3 было предложено подписать договор, согласно которого деньги должны быть возвращены частями не позднее 31 марта 2012 г., для чего в бюджет 2011 и 2012 г. внесены соответствующие изменения, где в расходной части бюджета предусмотрены суммы на исполнение решения суда. Заслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (статья 254 ГПК РФ). К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ). Согласно статьям 2, 7 Закона Российской Федерации от 27.04.1993 N 4866-1, в редакции от 09.02.2009 г. № 4-ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», статье 258 ГПК РФ, установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к последствиям, указанным в статье 255 ГПК РФ. По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии со статьей 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Как установлено в судебном заседании решением Ильинского районного суда от 01 июня 2009 г. признан недействительным договор купли-продажи, заключенный между МО «Чермозское городское поселение» и ФИО3, ФИО3 обязана возвратить МО «Чермозское городское поселение» одноэтажное бревенчатое здание школы, в состоянии котором объект недвижимости был передан ФИО3, последняя обязана восстановить разрушенную часть здания, а МО «Чермозское городское поселение» обязано возвратить ФИО3 <данные изъяты>. Решение вступило в законную силу 11 июня 2009 года. 04 октября 2010 года ФИО3 предъявила в МО «Чермозское городское поселение» исполнительный лист и решение суда для возвращения <данные изъяты>. Поскольку решение о возвращении средств длительное время не исполнялось, ФИО3 обратилась к главе администрации Чермозского городского поселения с жалобой на бездействие финансового органа «Чермозского городского поселения». Письмом от 24.06.2011 г. № 350 глава администрации Чермозского городского поселения в ответ на жалобу ФИО9 о бездействии финансового органа предложил осуществить взаимозачет по выплате ей суммы в <данные изъяты> и стоимости работ по восстановлению разрушенной части здания в сумме <данные изъяты>., отказав возвращать ФИО3 взысканные в ее пользу денежные средства до восстановления последней разрушенной части стены здания. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Эти требования корреспондируют статье 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в интерпретации практики Европейского Суда по правам человека. На гарантию эффективного исполнения судебного акта как неотъемлемый элемент права на судебную защиту неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 21 апреля 2010 г. № 10-П, от 14 июля 2005 г. № 8-П, от 26 декабря 2005 г. № 14-П, от 25 марта 2008 г. № 6-П). Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). В настоящем деле заявитель просит признать незаконным ответ от 24.06.2011 г. № 350 главы администрации Чермозского городского поселения на жалобу ФИО3 о бездействии финансового органа, в котором глава отказал в возвращении денег ФИО3 до восстановления последней разрушенной части стены здания, а также предложил осуществить взаимозачет по выплате ей суммы в <данные изъяты> и стоимости работ по восстановлению разрушенной части здания в сумме <данные изъяты>. Кроме того, заявитель просит признать незаконным бездействие главы администрации «Чермозского городского поселения» выразившееся в непередаче исполнительного листа и решения суда в финансовый орган МО «Чермозское городское поселение» с целью исполнения решения суда в части возмещении ФИО3 <данные изъяты>. В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Соответствующий порядок установлен главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с ч.4 ст. 242.2 которого для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования. В силу ч. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Согласно ч. 7 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением. Действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном настоящей главой, либо отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 242.1Бюджетного кодекса Российской Федерации). Уставом Муниципального образования «Чермозское городское поселение» в структуру органов городского самоуправления включены: Дума городского поселения, глава городского поселения, администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления) городского поселения. В силу ч. 2, 3 ст.11 Устава органы городского самоуправления, которые в соответствии с федеральным законом и настоящим Уставом наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Основаниями для государственной регистрации органов администрации городского поселения в качестве юридических лиц являются решение Думы городского поселения об учреждении соответствующего органа и утверждение Думой положения о нем. В соответствии с Положением о Финансовом отделе Чермозского городского поселения, утвержденного решением Чермозской городской Думы от 09.12.2005 № 72, Финансовый отдел является исполнительным органом местного самоуправления поселения, обеспечивающим проведение государственной и региональной бюджетной политики и осуществляющим управление в сфере финансов и налоговой политики, бюджетного процесса в Чермозском городском поселении, исполнение бюджета, контроля за исполнением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета и другими участниками бюджетного процесса. В силу ст. 19 Положения «О бюджетном процессе в Чермозском городском поселении», утвержденном Решением Думы Чермозского городского поселения № 204 от 12.11.2007 г. участниками бюджетного процесса являются: глава Чермозского городского поселения; Дума Чермозского городского поселения; администрация Чермозского городского поселения; финансовый отдел Чермозского городского поселения; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; администраторы источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств. Согласно ст. 20 вышеуказанного Положения к бюджетным полномочиям финансового отдела администрации Чермозского городского поселения относятся: организация составления и составление проекта бюджета городского поселения и представление его с необходимыми документами и материалами главе администрации городского поселения; ведение реестра расходных обязательств Чермозского городского поселения; организация исполнения бюджета поселения в порядке, установленном настоящим Положением; также финансовый отдел устанавливает: порядок исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета; устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи бюджета поселения; устанавливает порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета поселения, главных администраторов и администраторов доходов бюджета поселения, администраторов источников финансирования дефицита бюджета поселения; составляет и ведет сводную бюджетную роспись поселения; осуществляет предварительный, текущий и последующий финансовый контроль за исполнением бюджета; составляет отчет об исполнении бюджета поселения и представляет его главе поселения; осуществляет иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Пермского края, правовыми актами местного самоуправления. Таким образом, субъектом, уполномоченным федеральным законом организовать исполнение судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета является финансовый орган муниципального образования, то есть финансовый отдел администрации Чермозского городского поселения. Как установлено в судебном заседании заявитель ФИО3 04 октября 2010 года предъявила в МО «Чермозское городское поселение» исполнительный лист и решение суда для возвращения <данные изъяты>, однако указанные документы главой администрации Чермозского городского поселения для исполнения в финансовый орган Муниципального образования переданы не были. С 10 октября 2010 г. по настоящее время требования, указанные в исполнительном листе должником - муниципальным образованием «Чермозское городское поселение» не исполнены, в связи с чем в течение длительного времени нарушаются права ФИО3 на судебную защиту. Неисполнение решения суда со стороны ФИО3 не освобождает МО «Чермозское городское поселение» от исполнения решения суда о возвращении заявителю уплаченных ею средств при заключении договора купли-продажи, в связи с чем ответ от 24.06.2011 г. № 350 главы «Чермозского городского поселения» на жалобу ФИО3 о бездействии финансового органа, в котором глава отказал в возвращении денег ФИО3 до восстановления последней разрушенной части стены здания, а также бездействие главы администрации «Чермозского городского поселения» выразившееся в непередаче исполнительного листа и решения суда в финансовый орган МО «Чермозское городское поселение» с целью исполнения решения суда в части возмещении ФИО3 <данные изъяты> суд признает не соответствующими закону, нарушающими права заявителя. С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению. Заявитель просит взыскать с администрации Чермозского поселения судебные расходы в сумме <данные изъяты>, состоящих из уплаченной им государственной пошлины в размере <данные изъяты>, пошлины, уплаченной за получение информации из Регслужбы о переходе права собственности объекта недвижимости по признанному недействительным договору купли-продажи в размере <данные изъяты> за оформление доверенности заявителем на участие в деле представителя. В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. Согласно чека-ордера № 2 от 05.09.2011 г. заявителем уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты>, <данные изъяты> уплачено за получение информации из Россреестра по чеку № 21 от 05.09.2011г., и за оформление доверенности <данные изъяты>. Суд приходит к выводу, что с администрации Чермозского городского поселения подлежат взысканию понесенные судебные расходы в сумме 1000 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198, 258 ГПК РФ суд Р Е Ш И Л : Заявление ФИО3 удовлетворить. Признать незаконным ответ от 24.06.2011 г. № 350 главы «Чермозского городского поселения» на жалобу ФИО3 о бездействии финансового органа. Признать незаконным бездействие главы администрации «Чермозского городского поселения» выразившееся в непередаче исполнительного листа и решения суда в финансовый орган МО «Чермозское городское поселение» с целью исполнения решения суда в части возмещении ФИО3 <данные изъяты>. Взыскать с администрации Чермозского городского поселения в пользу ФИО3 судебные расходы в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья И.С. Шляпина