об устранении нарушений ППБ



Дело № 2-325/2011                                                                                                                          

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Ильинский                                                      30 августа 2011 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Торопицыной Л.Ю.,

       с участием заместителя прокурора Ильинского муниципального района Ревенко Л.В.,

       представителя ответчика администрации Ильинского муниципального района <данные изъяты> по доверенности,

       при секретаре Власовой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Ильинского муниципального района,

установил:

       Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Ильинского муниципального района по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности и об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, указывая, что помещения, в которых осуществляет свою деятельность администрация Ильинского муниципального района не отвечает требованиям пожарной безопасности, что было установлено инспекцией 23 отделения надзорной деятельности по Ильинскому муниципальному району при проведении в 2010 г.и 2011 г. соответствующих проверок и отражено в актах проверки, по результатам которых внесены предписания об устранении выявленных нарушений.

       Однако до настоящего времени не устранены следующие нарушения Правил пожарной безопасности:

Административное здание по <адрес>:

  1. В нарушении приказа МЧС РФ № 645 от 13 декабря 2007 года п. 36 руководитель, работник, ответственный за пожарную безопасность организации и проведение противопожарного инструктажа не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства.
  2. Предел огнестойкости люков выхода в помещения чердака не соответствует требуемому, в нарушение п. 2 СНиП 21-01-97.
  3. Для стен и полов в актовом зале применены декоративно-отделочные и облицовочные материалы с неизвестными показателями пожарной опасности, нарушены требования ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008).
  4. Восточный эвакуационный выход загроможден (перегорожен) помещением киоска, нарушен п. 53 ППБ 01-03.
  5. «Глухие» металлические решетки установлены на окнах кабинетов: ГО и ЧС, КМХ, КСА ГАС выборы, приемной комитета экономического развития, отдела экономики, специалистов КЭР, начальника КЭР, финансового управления, серверной, ПДН, охраны природы и земельных отношений, нарушен п. 40 ППБ 01-03.
  6. Для покрытия пола общих коридоров применен линолеум, с неизвестными показателями пожарной опасности, в нарушение п. 6.25 СНиП 21-01-97*.
  7. Для отделки стен в общих коридорах применены панели с неизвестными показателями пожарной опасности, нарушен п. 6.25 СНиП 21-01-97*.
  8. Помещения (кроме ГО и ЧС, КСА ГАС выборы и ЗАГС) не оборудованы установками пожарной автоматики и системой оповещения людей о пожаре нарушен п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03, 104-03.
  9. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, нарушен п. 52 ППБ 01-03.
  10. Косоуры восточной внутренней межэтажной лестницы не соответствуют пределу огнестойкости, нароушены п. 3 ППБ 01-03, п. 4 СНиП 21-01-97*.
  11. Наружная пожарная лестница второго этажа не подвергнута эксплуатационным испытаниям, нарушен п.41 ППБ 01-03.
  12. Деревянные конструкции помещения чердака не обработаны огнезащитным составом, нарушены п.3 ППБ 01-03, п. 10.1 пособия к СНиП 21-01-97*.
  13. В подвальном помещении нет люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м. в нарушение п. 1.12 СНиП 2.08.02-89*.

Гаражи, расположенные по <адрес>:

  1. Для помещений не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны ПУЭ, нарушен п. 33.ППБ 01-03
  2. В помещениях не вывешены таблички с указанием телефонов вызова пожарной охраны, в нарушение п. 13 ППБ 01-03.
  3. Электролампы освещения частично не оборудованы защитными плафонами, предусмотренными конструкцией, нарушен п.60 ППБ 01-03.
  4. Помещения не оборудованы установками пожарной автоматики и системой оповещения людей о пожаре, в нарушение п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03, 104-03.
  5. На окнах установлены «глухие» металлические решетки, в нарушение п. 40 ППБ 01-03.
  6. Имеются встроенные помещения, не соответствующие требуемой степени огнестойкости, нарушены ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* т. 4.
  7. Пути эвакуации не оборудованы знаками пожарной безопасности, нарушены ППБ 01-03 п. 51, НПБ 160-97.
  8. Не произведены измерения сопротивления изоляции электрооборудования, а также проверка цепи фаза-нуль в электроустановках, нарушены ППБ 01-03 п. 3, ПТЭЭП п. 2.12.17.

Здание архива в дер. <адрес>:

  1. Для помещений не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны ПУЭ, в нарушение ППБ 01-03.
  2. «Глухие» металлические решетки установлены на окнах читального зала, в нарушение п. 40 ППБ 01-03.
  3. Разветвления электропроводов в хранилище выполнены «открыто» (без применения разветкоробок), в нарушение п. 57ППБ 01-03.
  4. Помещения не защищены автоматическими установками пожаротушения. ППБ 01-03 п. 3, НПБ 110-03 т.1.
  5. Не произведены измерения сопротивления изоляции электрооборудования, а также проверка цепи фаза-нуль в электроустановках, нарушены ППБ 01-03 п. 3, ПТЭЭП п. 2.12.17.

       В соответствии со ст.37 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» в обязанности руководителей организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, в области пожарной безопасности входит соблюдение требований пожарной безопасности, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты.

       Таким образом, в результате невыполнения администрацией Ильинского муниципального района требований контролирующих органов работники предприятия, а также другие граждане вынуждены находиться в помещениях, в которых не созданы условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья граждан, т.к. помещения не отвечают нормам пожарной безопасности.

       В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст.41 Конституции РФ право граждан на охрану жизни и здоровья ввиду бездействия со стороны администрации Ильинского муниципального района. Безопасность жизни и здоровья, находящихся в учреждении сотрудников, поставлена под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.

       В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц.

       В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

       Представитель ответчика <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что часть нарушений устранены. Устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в полном объеме не представляется возможным в силу отсутствия необходимого финансирования. В настоящее время разработан план по устранению всех выявленных нарушений.

       Заслушав прокурора, представителя ответчика, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

       В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

       Согласно ст.37 Федерального закона «О пожарной безопасности» соблюдение правил пожарной безопасности, а также выполнение предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны является обязанностью руководителей организаций.

       В силу ст.38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества.

       Согласно п. 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 года № 313, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

       В судебном заседании установлено, что 18 марта 2010 года инспектором отделения ГПН по Ильинскому району по пожарному надзору была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях администрации Ильинского МР, по результатам которой главе администрации Ильинского МР было выдано предписание № 29/1/1-30 от 18 марта 2010 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности сроком выполнения до 1 марта 2011 года, состоящее из 30 пунктов.

       28 февраля 2011 года государственным инспектором отделения ГПН по Ильинскому району по пожарному надзору была вновь проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в помещениях администрации Ильинского МР, по результатам которой установлено, что из всех пунктов предписания не выполнено 22 пункта.

       Из постановления мирового судьи судебного участка № 94 Ильинского муниципального района установлено, что администрация Ильинского муниципального района, являясь юридическим лицом, имела возможность выполнить большинство пунктов законного предписания, не предприняла достаточных и необходимых мер для полного выполнения предписания, в связи с чем, администрация Ильинского МР была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

       Свидетель Плетнёв В.О. показал, что после проверок устанавливается годичный срок для устранения нарушений требований пожарной безопасности. В исковом заявлении указано несколько пунктов, которые не выполнены ответчиком. Некоторые пункты не требуют значительных денежных затрат или составления плана мероприятий по устранению нарушений, например, обучение руководителя, работников, ответственных за пожарную безопасность. Предписание ответчиком в установленный срок не было выполнено.

       Таким образом, факт наличия нарушений требований пожарной безопасности судом достоверно и бесспорно установлен и подтверждается имеющимися в деле доказательствами. Наличие неустраненных нарушений, установленных в ходе проверок, фактически не оспаривается и самим ответчиком.

       В судебном заседании установлено, что администрацией Ильинского МР до сих пор не устранены требования пожарной безопасности, выразившиеся в следующем: в нарушении приказа МЧС РФ № 645 от 13 декабря 2007 года п.36, руководитель, работник, ответственный за пожарную безопасность организации и проведение противопожарного инструктажа не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства. Предел огнестойкости люков выхода в помещения чердака не соответствует требуемому, п. 2 СНиП 21-01-97. Для стен и полов в актовом зале применены декоративно-отделочные и облицовочные материалы с неизвестными показателями пожарной опасности, ст.134 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (принят ГД ФС РФ 04.07.2008г.). Восточный эвакуационный выход загроможден (перегорожен) помещением киоска, п. 53 ППБ 01-03. «Глухие» металлические решетки установлены на окнах кабинетов: ГО и ЧС, КМХ, КСА ГАС выборы, приемной комитета экономического развития, отдела экономики, специалистов КЭР, начальника КЭР, финансового управления, серверной, ПДН, охраны природы и земельных отношений, п.40 ППБ 01-03. Для покрытия пола общих коридоров применен линолеум, с неизвестными показателями пожарной опасности, нарушен п.6.25 СНиП 21-01-97*. Для отделки стен в общих коридорах применены панели с неизвестными показателями пожарной опасности, нарушен п.6.25 СНиП 21-01-97*. Помещения (кроме ГО и ЧС, КСА ГАС выборы и ЗАГС) не оборудованы установками пожарной автоматики и системой оповещения людей о пожаре, нарушен п.3 ППБ 01-03, НПБ 110-03, 104-03. Двери на путях эвакуации открываются не по направлению выхода из здания, нарушен п.52 ППБ 01-03. Деревянные конструкции помещения чердака не обработаны огнезащитным составом. п. 3 ППБ 01-03, п. 10.1 пособия к СНиП 21-01-97*. В подвальном помещении нет люков или окон шириной 0,9 м и высотой 1,2 м. п. 1.12 СНиП 2.08.02-89*. Для помещений не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны ПУЭ. ППБ 01-03 п. 33. Помещения не оборудованы установками пожарной автоматики и системой оповещения людей о пожаре. п. 3 ППБ 01-03, НПБ 110-03, 104-03. На окнах установлены «глухие» металлические решетки. ППБ 01-03 п. 40. Имеются встроенные помещения, не соответствующие требуемой степени огнестойкости. ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* т. 4. Пути эвакуации не оборудованы знаками пожарной безопасности. ППБ 01-03 п. 51, НПБ 160-97. Для помещений не определена и не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны ПУЭ. ППБ 01-03 п. 33. «Глухие» металлические решетки установлены на окнах читального зала. ППБ 01-03 п. 40. Разветвления электропроводов в хранилище выполнены «открыто» (без применения разветкоробок). ППБ 01-03 п. 57. Не произведены измерения сопротивления изоляции электрооборудования, а также проверка цепи фаза-нуль в электроустановках. ППБ 01-03 п. 3, ПТЭЭП п. 2.12.17.

       В сложившейся ситуации нарушается закрепленное ст.41 Конституции РФ право граждан на охрану жизни и здоровья, ввиду бездействия со стороны администрации Ильинского МР. Таким образом, безопасность жизни и здоровья находящихся в учреждении сотрудников, а также других граждан поставлена под угрозу, что нарушает интересы неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что администрацией Ильинского МР не было принято достаточных и необходимых мер для полного выполнения предписаний инспекторов по пожарному надзору, в связи с чем бездействие ответчика является незаконным. Требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

       Прокурор просит установить срок исполнения решения до 1 марта 2012 года.

Поскольку исполнение решения требует значительных денежных средств, суд считает необходимым установить срок для исполнения решения до 1 марта 2012 года.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд

решил:

       Удовлетворить исковые требования прокурора Ильинского муниципального района.

Признать незаконным бездействие администрации Ильинского муниципального района по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию Ильинского муниципального района в срок до 1 марта 2012 года в полном объеме устранить допущенные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд Пермского края в течение 10 дней со дня принятия.

Судья                                                                                                                                     Торопицына Л.Ю.