о предоставлении жилья



Дело № 2-63/2012 г.                          

РЕШЕНИЕ
ИМНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Ильинский                                                                                                  23 января 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.

с участием зам. прокурора Ильинского муниципального района Ревенко Л.В.

истца ФИО2

при секретаре Чигиревой Н.Г.

       рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО2 к администрации Ильинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении вне очереди жилого помещении,

У С Т А Н О В И Л:

       Прокурор Ильинского муниципального района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО2 и просит обязать Администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для ФИО2 на одного человека, которое должно быть предоставлено ему по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей.        Свои требования прокурор мотивирует следующим:

       В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу пункта 14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Положением предусмотрено предоставление для указанных целей средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежным поручением Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края.

       Распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья Министерство социального развития Пермского края.

       Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

       ФИО2 в связи с лишением его матери родительских прав ДД.ММ.ГГГГ имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. Отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ.

       16 августа 2006 г. постановлением главы Ильинского сельского поселения № 261 истец был поставлен на регистрационный учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении.

       В 2010 г. ФИО2 поступал на учебу в ГКУ НПО «Профессиональный лицей № 67», однако был отчислен.

       В настоящее время ФИО2 собственного жилья не имеет, вынужден был зарегистрироваться по месту жительства матери, фактически проживает у бывших приемных родителей в г. Чермоз, либо у сестры в г. Добрянка.

       Таким образом, до настоящего времени право ФИО2 на получение жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края не реализовано.

       В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.          

       Истец ФИО2 исковые требования прокурора поддержал, показал, что он с родителями проживал в д. <адрес>. Затем отец умер, а мать была лишена родительских прав. Дом, где они проживали, был не пригоден для проживания, в связи с чем, жилье за ним закреплено не было, и его поставили на учет в качестве нуждающегося в получении жилья. В 2010 г. он поступал учиться в агролицей, но учиться не смог. В настоящее время ему проживать негде, поэтому живет, то у бывших попечителей, то у сестры.

       По поводу предоставления жилья неоднократно обращался в органы опеки и попечительства, где ему разъяснили, что он стоит в льготной очереди и необходимо дождаться своей очереди, поскольку денежных средств для приобретения жилых помещений недостаточно.

       Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в суд не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования признает.

       Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласен, указав в отзыве следующее:

       Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

       Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

       Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

       В силу ст.ст.5,8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

       Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.

       В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора.

       Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п.

       Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство (приобретение) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

       Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам.

       Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.

       Считают, что Правительством Пермского края обязательства исполнены в полном объеме и Правительство не является надлежащим ответчиком.

       Выслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

       Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.

       Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации.

       В соответствии со ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан.       

       Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

       Согласно свидетельству о рождении ФИО2 родился ДД.ММ.ГГГГ, его отцом является ФИО3, матерью- ФИО4.

       Согласно свидетельству о смерти ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ.

       Из решения Ильинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО4 лишена родительских прав в отношении сына ФИО5.

       В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав.

       Таким образом, ФИО2 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

       Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

       В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.

       В силу подпункта 2 п. 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

       В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 5, абзаца 2 ч.1 ст. ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Обязательным условием предоставления жилого помещения детям - сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года N 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (пункт 9 статьи 1 Закона от 14 июля 2008 г.) с учетом членов их семей.

       Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

       В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств.

       Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в том числе и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

       В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В силу ст. 4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

       В силу п. 14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

       Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района.

       Постановлением главы администрации п. Ильинский от 16.08.2006 г. № 261 Жарков А.А. поставлен в льготную очередь на получение жилья. Эти сведения подтверждаются списком детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Как следует из сведений, представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю, Нытвенским филиалом ГУП «ЦТИ» сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за ФИО2 отсутствуют. Также отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество за его родителями: ФИО3и ФИО4

       Согласно сведениям, содержащимся в паспорте истца, ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес> в доме, где проживает мать, в жилье, которое не пригодно для проживания.

       Согласно сведениям, содержащимися в военном билете, ФИО2 не пригоден для службы в армии.

       Таким образом, судом установлено, что жилое помещение за ФИО2 не закреплялось, в настоящее время ни он, ни его родители в собственности и в пользовании жилья не имеют.

       Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО2 имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до достижения совершеннолетия состоял под опекой. Не имеет жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Жилое помещение за ним не закреплено. Истец поставлен в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Таким образом, ФИО2 имеет право на получение жилого помещения.

       Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории.

       Таким образом, бездействием ответчика администрации Ильинского района нарушено право ФИО2 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.

       В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

       Постановлением главы местного самоуправления Ильинского района Пермской области № 175 от 09.06.2005 г. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м. на семью из двух человек, 33 кв.м. на одиноко проживающих граждан.

       С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района в части возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО2 на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованы и подлежат удовлетворению.

       Поскольку финансирование мер по обеспечению детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть выделено за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.

       Согласно сведениям администрации Ильинского муниципального района денежные средства в настоящее время выделены лишь для приобретения половины квартир для детей сирот, которым администрация обязана предоставить жилье по решению суда.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

       Удовлетворить исковые требование прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов ФИО2.

       Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта для ФИО2, на одного человека, которое должно быть предоставлено ему по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней.

       Судья                                                  И.С.Шляпина.