Дело № 2-118/2012 Решение Именем Российской Федерации п. Ильинский 05 марта 2012 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С., с участием представителя заявителя - помощника прокурора Шишкина Д.А, при секретаре Чигиревой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании недействующим нормативно-правового акта в части, за исключением абзаца 2 пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Ивановского сельского поселения, утверждённого решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения от 29.12.2005 № 19 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Ивановского сельского поселения», установил: Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта в части, за исключением абзаца 2 пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Ивановского сельского поселения (далее - Положение), утверждённого решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения от 29.12.2005 № 19 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Ивановского сельского поселения», в части установления возможности использования средств резервного фонда на поддержку общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного значения; проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения; выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам; других мероприятий и расходов, относящихся к полномочиям органов местного самоуправления Ивановского сельского поселения. Расходование бюджетных средств, по мнению заявителя, на поддержку общественных организаций и объединений; проведение мероприятий местного значения, проведение встреч, симпозиумов, выставок и семинаров по проблемам местного значения, выплаты разовых премий и оказания разовой материальной помощи гражданам не могут быть отнесены к непредвиденным расходам. Такие расходы должны планироваться в бюджете. Возможность использования средств резервного фонда на «другие мероприятия и расходы» без перечисления конкретных или оснований их принятия является коррупциогенным фактором, предусмотренным п.п «а» п.3 (широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределённость сроков, условий или оснований принятия решения) Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В судебном заседании представитель заявителя на доводах настаивает в полном объёме, требования поддерживает по доводам, изложенным в заявлении, кроме того, указав, что нормативно-правовой акт принят органом, вне пределов его компетенции. Представитель заинтересованного лица с заявлением согласен, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу. В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. На основании требований ч.2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Согласно части 3 ст. 246 ГПК РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Частью 4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определение основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ. Статьей 2 БК РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 5 статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (в редакции от 07.12.2011 г.) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта. В соответствии со статьёй 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). Согласно п. 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда устанавливается местной администрацией. Как установлено судом, Решением Совета депутатов Ивановского сельского поселения № 19 29.12.2005 утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда Ивановского сельского поселения, а не администрацией Ивановского сельского поселения. Данное решение было опубликовано в библиотечной сети в январе 2006 года. Поскольку рассматриваемое Положение принято и утверждено Советом депутатов Ивановского сельского поселения вне пределов компетенции, следовательно, нормативно - правовой акт подлежит признанию недействующим полностью со дня его издания. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил: Признать недействующим полностью решение Совета депутатов Ивановского сельского поселения от 29.12.2005 г. № 19 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда Ивановского сельского поселения» и Положение о порядке расходования средств резервного фонда Ивановского сельского поселения со дня его издания. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения. Судья И.С. Шляпина