Дело № 2-145/2012 г. Р Е Ш Е Н И Е п. Ильинский 29 марта 2012 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С. с участием пом. прокурора Ильинского муниципального района Соболева Н.Ю. при секретаре Чигиревой Н.Г. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО3 к администрации Ильинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о предоставлении вне очереди жилого помещении, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ильинского муниципального района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО3 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для ФИО3, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Свои требования прокурор мотивирует следующим. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу пункта 14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Положением предусмотрено предоставление для указанных целей средств краевого бюджета и субсидий из федерального бюджета. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных районов Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежным поручением Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края. Распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья Министерство социального развития Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 г. № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением. ФИО3 в связи с тем, что её мать по решению Ильинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ была лишены родительских прав, приобрела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. Отец был лишен родительских прав по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ Оба родителя умерли : отец: ДД.ММ.ГГГГ, мать- ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была отчислена из ГОУ НПО «Профессиональный лицей №», и с этого момента у нее возникло право на получение жилого помещения вне очереди. Из-за отсутствия жилого помещения ФИО3 не имеет постоянного жилого помещения, временно приехала к сестре и проживает в <адрес> ФИО3 обращалась в органы опеки и попечительства по вопросу предоставления жилья, но до настоящего времени вопрос не решен. В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, требования прокурора поддерживает. Представители ответчика администрации Ильинского муниципального района в судебное заседание не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просят рассмотреть дело в их отсутствие, с иском прокурора согласны. Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласен, указав в отзыве следующее: В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, т.е. тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет. Также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст.5,8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам. Считают, что Правительством Пермского края обязательства исполнены в полном объеме, поскольку денежные средства Ильинскому муниципальному району выделялись в течение 2011 г.выделялись трижды как из средств федерального бюджета, так и краевого. Считают, что у ФИО3 не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поскольку постановлением главы администрации Посадского сельсовета за ней было закреплено жилье, и пункт 1 данного постановления не отменен, следовательно, оно не утратило силу. В материалах дела отсутствует документальное подтверждение, что жилое помещение, закрепленное за ФИО3, является непригодным. В соответствии со ст. 57 ЖК РФ и Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации предоставление жилья отнесено к вопросам местного значения поселения и исполняются за счет средств местных бюджетов. Кроме того, указывают, что предоставление жилого помещения осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе. Считают, что исполнение требования, указанного прокурором Ильинского района приведет к нарушению действующего законодательства, нецелевому расходованию краевых и федеральных средств, сокращению численности обеспеченных детей-сиротжилыми помещениями. Выслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан. Положениями частей 3 и 4 ст. 49 ЖК РФ установлено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кожексом и(или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. В силу абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств. Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных в том числе и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации- Пермский край- в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В соответствии с п.п. 2,3,15,16 "Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении", утвержденных Указом Губернатора Пермской области N 170 от 22.06.2000 года дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Законом Пермского края от 14.07.2008 года N 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Согласно п.3 ст.9 указанного Закона жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учетом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет: 33 кв. м - для одиноких граждан. Согласно свидетельству о рождении ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, её матерью является ФИО4, отец - ФИО5. Из решения Ильинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФИО5 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО6, а решением Ильинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав ФИО4 Согласно свидетельствам о смерти ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО4- ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации Сретенского сельского поселения Ильинского района от 08.11.2006 г. № 174 ФИО3 поставлена в льготную очередь на получение жилья. Эти сведения подтверждаются списком детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. Как следует из сведений, представленных Управлением Росреестра по Пермскому краю, Нытвенским филиалом ГУП «ЦТИ» сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за ФИО3 отсутствуют. Также отсутствуют сведения о правах на недвижимое имущество за ее матерью ФИО4и отцом ФИО5 Согласно сведениям, содержащимся в паспорте истца, ФИО3 зарегистрирована по адресу: <адрес> в доме где она проживала с родителями. Фактически в настоящее время проживает временно в квартире сестры. Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика- Правительства Пермского края, что у ФИО3 не возникло право на обеспечение ее жилым помещением по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, поскольку постановлением главы администрации Посадского сельсовета за ней было закреплено жилье, и пункт 1 данного постановления не отменен. В соответствии с постановлением администрации Посадского сельсовета № 7 от 20 марта 1997 г. за ФИО3 была закреплена жилплощадь по адресу: д. <адрес>, числящаяся за ФИО5 Однако согласно акта обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи ФИО10 до ноября 1994 г. семья проживала в доме, который находился в аварийном состоянии и для жилья практически непригоден. Эти же сведения подтверждаются актом обследования жилищно-бытовых условий этой семьи от12.08.1996 года, а также последующим актом обследования. Закрепление непригодного жилого помещения за ФИО3 было признано незаконным, в связи с чем постановление администрации Посадского сельсовета № 7 от 20 марта 1997 г. о закреплении за ФИО3 жилплощади было отменено, что подтверждается Постановлением администрации Сретенского сельского поселения № 339 от 06.08.2009 г. Таким образом, судом установлено, что жилое помещение за ФИО3 не закреплялось, в настоящее время ни она, ни ее мать и отец в собственности и в пользовании жилья не имеют. Согласно справке ГОУ НПО «Профессиональный лицей №» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 была отчислена из лицея ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № отДД.ММ.ГГГГ Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО3 имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, до достижения совершеннолетия состояла под опекой. Не имеет жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Жилое помещение за ней не закреплено. Истец поставлена в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. Таким образом, ФИО3 имеет право на получение жилого помещения как ребенок-сирота. Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, т.е. в порядке очередности лиц равной категории. Таким образом, бездействием ответчика администрации Ильинского района нарушено право ФИО3 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда. В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Постановлением главы местного самоуправления Ильинского района Пермской области № 175 от 09.06.2005 г. «Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м. на семью из двух человек, 33 кв.м. на одиноко проживающих граждан. С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района в части возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО3 на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованы и подлежат удовлетворению. Поскольку финансирование мер по обеспечению детей - сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть выделено за счет средств, выделенных Правительством Пермского края. Согласно сведениям администрации Ильинского муниципального района денежные средства Правительством Пермского края в настоящее время выделены лишь для приобретения половины квартир для детей сирот, которым администрация обязана предоставить жилье по решению суда. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Удовлетворить исковые требование прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов ФИО3. Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта для ФИО3 одного человека, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 1 месяца. Судья И.С.Шляпина.
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ