Дело № 2-255/2012 Решение Именем Российской Федерации п. Ильинский 27 июня 2012 года Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С., с участием помощника прокурора Ильинского района Шишкина Д.А., представителя администрации Ильинского сельского поселения ФИО3 при секретаре Чигиревой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании недействующим нормативно-правового акта в части Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Ильинского сельского поселения, утверждённого постановлением главы администрации Ильинского сельского поселения от 01.03.2012 года № 26 «Об утверждении положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Ильинского сельского поселения», установил: Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими положения абзацев 6, 7 пункта 2.1 Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Ильинского сельского поселения (далее - Положение), утверждённого постановлением главы администрации Ильинского сельского поселения от 01.03.2012 года № 26 «Об утверждении положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Ильинского сельского поселения», на основании которых средства резервного фонда Ильинского сельского поселения предусматривается расходовать на: проведение противопаводковых мероприятий; предотвращение сложной чрезвычайной ситуации, способной привести к нарушению функционирования систем электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населенных пунктов на территории. Свои требования прокурор мотивирует следующим. Согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервного фонда местной администрации направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Постановлением предусмотрено использование средств резервного фонда, в том числе на предотвращение чрезвычайных ситуаций и проведение противопаводковых мероприятий на территории Ильинского сельского поселения. Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, следовательно, расходы на предупреждение чрезвычайных ситуаций непредвиденными являться не могут. Заблаговременность проведения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагает их планирование заранее, соответственно, предвидение расходов, в т.ч. за счёт средств бюджета на соответствующий финансовый год. Понятие «сложная чрезвычайная ситуация» отсутствует в законодательстве Российской Федерации, что, по мнению прокурора, предоставляет главе администрации Ильинского сельского поселения возможность необоснованного отнесения тех или иных обстоятельств к данному понятию, а также допускает юридико - лингвистическую неопределённость - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. Данное положение содержит коррупциогенные факторы, предусмотренные п.п. «в» п.4 (юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера) Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Представитель администрации Ильинского сельского поселения ФИО3, по доверенности, с заявленными требованиями не согласна, показала, что невозможно предвидеть все чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть, и запланировать в бюджете средства на их предотвращение. Заслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. На основании требований ч.2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определение основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ. Статьей 2 БК РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 5 статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом. В соответствии со статьёй 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций). В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района от 01.03.2012 года № 26 «Об утверждении положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Ильинского сельского поселения» утверждено Положение о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда Ильинского сельского поселения. Исследованный судом документ принят в пределах полномочий, установленных п.6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обнародован в установленном порядке, вступил в законную силу. Пунктом 2.1 названного Положения предусмотрено направление бюджетных ассигнований резервного фонда на: - проведение аварийно-восстановительных и других неотложных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, в том числе оказания разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; - проведение экстренных противоэпидемических мероприятий; - ликвидацию аварийных ситуаций, представляющих угрозу жизни и здоровью людей и приводящих к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного и транспортного процесса и их последствий в границах Ильинского сельского поселения; - проведение противопаводковых мероприятий; - предотвращение сложной чрезвычайной ситуации, способной привести к нарушению функционирования систем электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населенных пунктов на территории поселения; - финансовое обеспечение иных непредвиденных расходов. Прокурор просит признать недействующими абзацы 6, 7 пункта 2.1 Положения, которые предусматривают направление бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению сложной чрезвычайной ситуации, способной привести к нарушению функционирования систем электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населенных пунктов на территории Ильинского сельского поселения. Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. Целями указанного закона являются в т.ч. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (статья 3), для чего создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4). Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, следовательно, расходы на проведение противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций непредвиденными являться не могут. Заблаговременность проведения противопаводковых мероприятий и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагает их планирование заранее, соответственно, предвидение расходов, в том числе за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год. Кроме того, согласно Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 г. N 96 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможности необоснованного применения исключений из общих правил, являются, в том числе: широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) ( п.п. А п.3). Коррупциогенным факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и(или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются, в том числе юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера (п.п. в п. 4). Поскольку абзац 4 оспариваемого Положения - предотвращение сложной чрезвычайной ситуации- вызывает неоднозначное толкование, отнесение наступившего события к социально-экономической ситуации носит оценочный характер, то, по мнению суда, оспариваемый пункт в указанном виде должен быть признан недействующим. Суд считает заслуживающими внимание доводы прокурора о том, что понятие "сложная чрезвычайная ситуация" отсутствует в законодательстве РФ, что предоставляет возможность трактовать те или иные обстоятельства относительно данного понятия, а также сам оспариваемый пункт допускает юридико-лингвистическую неопределенность (коррупциогенный фактор). Таким образом, суд пришел к выводу, что абзацы 6, 7 пункта 2.1 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Ильинского сельского поселения, которые предусматривают направление бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение противопаводковых мероприятий и мероприятий по предотвращению сложной чрезвычайной ситуации, способной привести к нарушению функционирования систем электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населенных пунктов на территории Ильинского сельского поселения, противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу и подлежат признанию недействующими со вступления в законную силу решения суда. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил: Требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить. Признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу положения нормативно-правового акта -Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Ильинского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Ильинского сельского поселения № 26 от 01.03.2012 года в части направления бюджетных ассигнований резервного фонда на: «проведение противопаводковых мероприятий» (абзац 6 пункта 2.1) «мероприятий по предотвращению сложной чрезвычайной ситуации, способной привести к нарушению функционирования систем электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населенных пунктов на территории Ильинского сельского поселения» (абзац 7 пункта 2.1) Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца. Судья И.С. Шляпина