о признании недействующим положения о порядке расходования средств резервного фонда



Дело № 2-254/2012

Решение

Именем Российской Федерации

п. Ильинский                                26 июня 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С.,

       с участием помощника прокурора Ильинского района Шишкина Д.А.,

       представителя администрации Сретенского сельского поселения ФИО3

       при секретаре Чигиревой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании недействующим нормативно-правового акта в части Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения, утверждённого постановлением администрации Сретенского сельского поселения от 24.02.2012 года № 20 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения»,

установил:

       Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими положения абзаца четвертого пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения (далее - Положение), утверждённого постановлением администрации Сретенского сельского поселения от 24.02.2012 года № 20 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения», на основании которого средства резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения предусматривается расходовать на предупреждение аварийных и чрезвычайных ситуаций в электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населения Сретенского сельского поселения. Свои требования прокурор мотивирует следующим.

       Согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервного фонда местной администрации направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Постановлением предусмотрено использование средств резервного фонда, в том числе на предупреждение аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории Сретенского сельского поселения. Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, следовательно, расходы на предупреждение чрезвычайных ситуаций непредвиденными являться не могут. Заблаговременность проведения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагает их планирование заранее, соответственно, предвидение расходов, в т.ч. за счёт средств бюджета на соответствующий финансовый год.

       В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.

       Представитель администрации Сретенского сельского поселения ФИО3, по доверенности, с заявленными требованиями не согласна, показала, что резервный фонд поселения составляет 80 тысяч рублей на финансовый год, и практически все эти средства тратятся на приобретение глубинных насосов для кочегарок села Сретенского, так как село невозможно оставить без воды. Считают, что такие ситуации, когда возникают поломки, и являются предупреждающими чрезвычайные ситуации.

       Заслушав участвующих в деле лиц, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

       В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

       На основании требований ч.2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

       Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

       Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определение основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.

       Статьей 2 БК РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 настоящего Кодекса.

       В соответствии с п. 5 статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

       В соответствии со статьёй 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации в расходной части бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций).

       В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Сретенского сельского поселения Ильинского муниципального района от 24.02.2012 года № 20 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения» утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения.

       Исследованный судом документ принят в пределах полномочий, установленных п.6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обнародован в установленном порядке, вступил в законную силу.

       В соответствии с пунктом 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

       Пунктом 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения предусмотрено направление бюджетных ассигнований резервного фонда на:

       -проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году;

       -оказания разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации;

       -предупреждение аварийных и чрезвычайных ситуаций в электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населения Сретенского сельского поселения.

       Прокурор просит признать недействующим абзац 4 пункта 4 Положения, который предусматривает направление бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населения Сретенского сельского поселения.

       Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

       Целями указанного закона являются в т.ч. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (статья 3), для чего создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4).

       Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, следовательно, расходы на предупреждение чрезвычайных ситуаций непредвиденными являться не могут. Заблаговременность проведения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагает их планирование заранее, соответственно, предвидение расходов, в том числе за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год.

       Таким образом, суд пришел к выводу, что абзац 4 пункта 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу

       При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативно-правовой акт в соответствующих его частях (абзац 4 пункта 4 в части использования средств резервного фонда на проведение мероприятий по предупреждению аварийных и чрезвычайных ситуаций в электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населения Сретенского сельского поселения) подлежит признанию недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

       Требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить.

       Признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу положения нормативно-правового акта -Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Сретенского сельского поселения, утвержденного постановлением администрации Сретенского сельского поселения № 20 от 24.02.2012 года в части направления бюджетных ассигнований резервного фонда на:

       -предупреждение аварийных и чрезвычайных ситуаций в электро-, тепло-, водоснабжении, водоотведении и других систем жизнеобеспечения населения Сретенского сельского поселения (абзац 4 пункта 4).

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца.


      Судья:                                              И.С. Шляпина