о признании недействующим положения о порядке расходования средств резервного фонда



Дело № 2-253/2012

Решение

Именем Российской Федерации

п. Ильинский                                26 июня 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи Шляпиной И.С.,

       с участием помощника прокурора Ильинского района Шишкина Д.А.,

       при секретаре Чигиревой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского района о признании недействующим нормативно-правового акта в части Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения, утверждённого постановлением администрации Васильевского сельского поселения от 20.02.2012 года № 15 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения»,

установил:

       Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать недействующими положения п.п. 3.1.2, 3.1.5 пункта 3 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения (далее - Положение), утверждённого постановлением администрации Васильевского сельского поселения от 20.02.2012 года № 15 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения», на основании которых средства резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения предусматривается расходовать на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также на проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат (при условии, что необходимость проведения данных мероприятий возникла в текущем финансовом году и финансирование в соответствии с бюджетом поселения на текущий финансовый год не предусмотрено). Также просит признать недействующим п.п.3.1.1 пункта 3 названного Положения в части слов «проведение противопаводковых мероприятий».

       Свои требования прокурор мотивирует следующим.

       Согласно части 4 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства резервного фонда местной администрации направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Постановлением предусмотрено использование средств резервного фонда, в том числе на проведение противопаводковых мероприятий, проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также на проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат (при условии, что необходимость проведения данных мероприятий возникла в текущем финансовом году и финансирование в соответствии с бюджетом поселения на текущий финансовый год не предусмотрено). Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, следовательно, расходы на проведение мероприятий по празднованию юбилейных дат не могут быть отнесены к непредвиденным расходам. Такие расходы относятся к основной распорядительной деятельности органов местного самоуправления, являются их полномочиями и должны планироваться бюджетом. Также не могут являться непредвиденными расходы на предупреждение чрезвычайных ситуаций и проведение противопаводковых мероприятий. Заблаговременность проведения таких мероприятий предполагает их планирование заранее, соответственно, предвидение расходов, в т.ч. за счёт средств бюджета на соответствующий финансовый год.

       В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.

       Представитель администрации Васильевского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя, с заявленными требованиями согласны.

       Заслушав прокурора, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

       В соответствии с ч.1 ст. 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

       На основании требований ч.2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

       Частью 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

       Общие принципы бюджетного законодательства РФ, организации и функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определение основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений устанавливаются Бюджетным кодексом РФ.

       Статьей 2 БК РФ предусмотрено, что бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст.1 настоящего Кодекса.

       Согласно п. 5 статьи 3 БК РФ органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.

       В соответствии с п.п.1, 4, 6 ст.81 Бюджетного кодекса РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

       В судебном заседании установлено, что постановлением администрации Васильевского сельского поселения Ильинского муниципального района от 20.02.2012 года № 15 «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения» утверждено Положение о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения.

       Исследованный судом документ принят в пределах полномочий, установленных п.6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, обнародован в установленном порядке, вступил в законную силу.

       Пунктом 3 названного Положения предусмотрено направление бюджетных ассигнований резервного фонда на:

       3.1.1 проведение противопаводковых мероприятий, аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, включая поощрение участников ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году;

       3.1.2 проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

       3.1.3 оказание материальной помощи жителям поселения в связи с произошедшими в их жизни событиями, повлекшими материальный ущерб вследствие чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия;

       3.1.4 проведение социально- культурных мероприятий городского значения (при условии, что необходимость проведения данных мероприятий возникла в текущем финансовом году и финансирование в соответствии с бюджетом поселения на текущий финансовый год не предусмотрено);

       3.1.5 проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат (при условии, что необходимость проведения данных мероприятий возникла в текущем финансовом году и финансирование в соответствии с бюджетом поселения на текущий финансовый год не предусмотрено).

       Прокурор просит признать недействующим пункт 3.1.2, предусматривающий направление бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; пункт 3.1.5, предусматривающий направление бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение мероприятий связанных с празднованием юбилейных дат (при условии, что необходимость проведения данных мероприятий возникла в текущем финансовом году и финансирование в соответствии с бюджетом поселения на текущий финансовый год не предусмотрено), а также пункт 3.1.1 в части слов «проведение противопаводковых мероприятий».

       Статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера» определено, что предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размера ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

       Целями указанного закона являются в т.ч. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций (статья 3), для чего создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (статья 4).

       Поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации четко устанавливает, что средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных, в том числе чрезвычайных расходов, следовательно, расходы на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также противопаводковых мероприятий непредвиденными являться не могут.

       Заблаговременность проведения мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций предполагает их планирование заранее, соответственно, предвидение расходов, в том числе за счет средств бюджета на соответствующий финансовый год.

       Таким образом, суд пришел к выводу, что пункт 3.1.1 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения в части слов «проведение противопаводковых мероприятий», а также пункт 3.1.2, предусматривающий направление бюджетных ассигнований резервного фонда на проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, в связи с чем требования прокурора о признании их недействующим подлежит удовлетворению.

       Суд также согласен с доводами прокурора о незаконности расходования средств резервного фонда на проведение мероприятий, связанных с празднованием юбилейных дат (пункт 3.1.5 Положения), поскольку данные расходы относятся к основной распорядительной деятельности органов местного самоуправления, являются их полномочиями и могут заранее планироваться и предусматриваться в бюджете.

       При таких обстоятельствах, оспариваемый нормативно-правовой акт в соответствующих его частях (п.п. 3.1.2, 3.1.5 пункта 3 и п.п. 3.1.1. пункта 3 в части слов «проведение противопаводковых мероприятий») подлежит признанию недействующим со вступления в законную силу решения суда.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

       Требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить.

       Признать противоречащими закону и недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу положения нормативно-правового акта -Положения о порядке использования бюджетных ассигнований резервного фонда администрации Васильевского сельского поселения, утвержденного постановлением главы администрации Васильевского сельского поселения № 15 от 20.02.2012 года в части направления бюджетных ассигнований резервного фонда на:

       «проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций» ( п.п. 3.1.2);

       «проведение мероприятий связанных с празднованием юбилейных дат (при условии, что необходимость проведения данных мероприятий возникла в текущем финансовом году и финансирование в соответствии с бюджетом поселения на текущий финансовый год не предусмотрено)» (п.п. 3.1.5)

       «проведение противопаводковых мероприятий» (п.п. 3.1.1)

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца.

       Судья                                          И.С. Шляпина