Дело № 2-65/2011
Решение
Именем Российской Федерации
п. Ильинский 3 февраля 2011 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Летовой А.А.,
с участием заместителя прокурора Ильинского района ФИО5,
истца ФИО1,
при секретаре Чижовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 к администрации Ильинского муниципального района, Правительству Пермского края о приобретении жилья для семьи ФИО1,
установил:
Прокурор Ильинского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО1 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для семьи ФИО1, которое должно быть предоставлено ему по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку он имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В обоснование требований, указывая следующее:
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В соответствии с п. 14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).
ФИО1 по решению Ильинского районного суда от 12 февраля 2003 года имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО1 умерла, и он воспитывался опекуном. Отец ФИО1 находился в местах лишения свободы, а впоследствии воспитанием сына не занимался.
В 2003 году ФИО1 закончил «Профессиональный лицей № 67» в п. Ильинский. Закрепленного за ним жилья не имеет.
С указанного времени у ФИО1 возникло право на получение жилого помещения в соответствии со ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
ФИО1 2 ноября 2005 года был поставлен на регистрационный учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
В связи с выше изложенным, до настоящего времени, право ФИО1 на получение жилого помещения за счет средств бюджета Пермского края не реализовано.
В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что с 1990 года имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей. В 2003 году он закончил ПЛ-67. С 2 ноября 2005 года стоит в очереди на получение жилья. В настоящее время с семьей он вынужден снимать квартиру. В доме, где он прописан жить невозможно, он ветхий. Этот дом был предоставлен его опекуну, который сейчас живет в другом доме. У его родителей жилья не было. По поводу предоставления жилья неоднократно обращался в органы опеки и попечительства, но положительного разрешения вопроса не нашел. В 2008 году он зарегистрировал брак, и ДД.ММ.ГГГГ у него родился сын ФИО1 ФИО10. Его жена и сын в собственности жилья не имеют.
Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в суд не явился, о месте и времени слушания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие, с иском не согласен, указывая в отзыве на исковое заявление следующее:
В силу ст. ст. 5,8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансирование дополнительных гарантий по социальной защите указанной категории детей, в том числе обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26.3 Федерального закона от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.
В пределах своих полномочий Пермский край, как субъект РФ, в ст. 6 Закона области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора.
В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона Пермской области от 14.11.2005 г. № 2621-580 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермской области по социальной поддержке, социальной помощи и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан» государственные полномочия по социальной поддержке детей-сирот, в том числе и по обеспечению жилой площадью переданы органам местного самоуправления.
Органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий обязаны самостоятельно осуществлять переданные им государственные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пермской области.
Перечисление субсидий местным бюджетам осуществляется по мере поступления средств из федерального бюджета.
В соответствии с распоряжением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ №-рп Ильинскому муниципальному району выделено <данные изъяты>
Правительство Пермского края исполняет свои обязанности своевременно и в полном объеме. Считают, что действующее законодательство не содержит обязанности предоставления жилья членам семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целевое использование денежных средств на указанные нужды предусмотрено только лицам, обладающим указанным статусом.
Заслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Из решения Ильинского районного суда от 12 февраля 2003 года усматривается, что ФИО1 установлен статус лица, оставшегося без попечения родителей в 1990 году.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО7 умерла ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав. Таким образом, ФИО1 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания.
Согласно сведений о количестве детей-сирот, состоящих на регистрационном учете и нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе, на 01.01.2010 года ФИО8 значится под номером <данные изъяты> и поставлена на учет 29.12.2006 г.
Постановлением главы администрации Ильинского сельского поселения Ильинского муниципального района Пермского края за № от 29.12.2006 г. ФИО8 поставлена на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и внесена в список на внеочередное получение жилого помещения.
Согласно диплому о начальном профессиональном образовании Г № от 27 июня 2003 года ФИО1 окончил профессиональный лицей № п. Ильинский 28 июня 2002 года.
ФИО1 2 ноября 2005 года был поставлен на регистрационный учет, как лицо, нуждающееся в жилом помещении.
Таким образом, ФИО1 имеет право на получение жилого помещения.
Согласно сведений, полученных из Карагайского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края», за ФИО1, его женой, сыном и родителями жилья на праве собственности не зарегистрировано.
Согласно сведений, полученных из Управления Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Ильинский отдел, прав на недвижимое имущество за ФИО1, его женой, сыном и родителями не зарегистрировано.
Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.
В силу подпункта 2 п. 6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 г. № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, ст.ст. 5, абзаца 2 ч. 1 ст. ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств.
Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных, в том числе, и в п.п. 24 п.6 ст. 26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край - в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.
В силу ст. 4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.
В силу п. 14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).
Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района.
На основании изложенного суд пришел к выводу, что истец ФИО1 имел статус лица, оставшегося без попечения родителей, поставлен в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. ФИО1 жилья в собственности не имеет.
Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории.
Таким образом, бездействием ответчиков нарушено право ФИО1 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 имеет жену ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, сына ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №, и свидетельством о рождении из которого следует, что ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ, актовая запись №, родители: отец - ФИО1, мать - ФИО3
В силу ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети.
Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, ФИО3 и несовершеннолетний ФИО4 также подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам.
С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора о возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО1 и его семье, состоящей из трех человек на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованы и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязанности предоставления жилья членам семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о том, что целевое использование денежных средств на указанные нужды предусмотрено лицам, обладающим указанным статусом, не основаны на законе.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из норы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Постановлением главы местного самоуправления Ильинского района Пермской области № 175 от 09.06.2005 г. Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения» утверждена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. м. на семью из двух человек, 33 кв.м. на одиноко проживающих граждан.
Поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот, жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть выделено за счет средств краевого бюджета.
В силу Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей приобретение жилых помещений и их последующее предоставление детям-сиротам на условиях договоров социального найма осуществляется органами местного самоуправления за счет средств, ежегодно выделяемых на эти цели из краевого бюджета муниципальным районам, городским округам Пермского края.
В силу п. 7 вышеуказанного Положения, распределение средств субсидий утверждается Правительством Пермского края, то есть полномочия по распределению средств, направляемых на приобретение, строительство жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделено Правительство Пермского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО1 удовлетворить.
Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение для семьи ФИО1, состоящей из трех человек, которое должно быть предоставлено по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение 10 дней.
Судья А.А. Летова