Дело № 2- 352/2012 Р Е Ш Е Н И Е п.Ильинский 13 августа 2012 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю., с участием заместителя прокурора Ильинского муниципального района Ревенко Л.В., истца ФИО8, при секретаре Чижовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов Никитина Виктора Николаевича к администрации Ильинского муниципального района Пермского края, Правительству Пермского края о приобретении жилья, у с т а н о в и л: Прокурор Ильинского муниципального района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов ФИО9 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести для ФИО10 жилое помещение, которое должно быть предоставлено ему вне очереди по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку истец имеет статус сироты. Свои требования прокурор мотивирует следующим: В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу пункта 14 Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Положением предусмотрено перечисление для указанных целей денежных средств в бюджеты муниципальных районов Пермского края Министерством жилищно-коммунального хозяйства Пермского края на основании соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов из бюджета Пермского края в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашений. Распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья Министерство социального развития Пермского края. Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением. ФИО11 в связи со смертью матери ДД.ММ.ГГГГ имеет статус сироты. 30.06.2012 года он окончил Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Пермский агропромышленный техникум» в п.Ильинский. С этого момента у него возникло право на получение жилого помещения вне очереди. ФИО12 22.12.2005 года был поставлен на регистрационный учёт главой Чёрмозского городского поселения как лицо, нуждающееся в жилом помещении (постановление № 131). Из-за отсутствия жилого помещения ФИО13 не имеет постоянного места жительства, зарегистрирован по адресу: <адрес> В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Истец ФИО14 исковые требования поддержал, пояснил, что до настоящего времени собственного жилья не имеет, живёт в доме опекунов, зарегистрирован по <адрес>. Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в суд не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, не возражают против удовлетворения заявленных исковых требований. Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело без участия представителя, направили отзыв на исковое заявление, в котором указали следующее: В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан. Также ст.6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан. В силу ст.ст.5,8 Федерального закона № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Согласно п.4 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ. В пределах своих полномочий Пермский край как субъект РФ в ст.6 Закона Пермской области № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора. Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22.06.2000 года № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п. Субвенции, источником финансирования которых являются средства бюджета Пермского края, передаваемые органам местного самоуправления из регионального фонда компенсаций на выполнение государственных полномочий по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, направляются для предоставления выплаты на приобретение жилого помещения или предоставления жилого помещения на условиях договора социального найма, а также на администрирование переданных государственных полномочий. Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на строительство, приобретение или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Из искового заявления установлено, что ФИО15 ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В адрес Правительства не представлены документы, подтверждающие факт отсутствия у матери ФИО16. жилых помещений на праве собственности или пользования (отсутствуют справки из ЦТИ, БТИ, Управления Росреестра по Пермскому краю). Статьёй 50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями (часть 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации). Следовательно, предоставление жилых помещений по договору социального найма осуществляется по нормам предоставления площади жилого помещения в соответствующем муниципальном районе, городском округе. Заслушав прокурора, объяснения истца, ознакомившись с материалами дела, суд пришёл к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации. В соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан. Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди. Согласно свидетельству о рождении родителями ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются: отец ФИО19 мать - ФИО4 (л.д. 8). Из справки от 26.06.2006 года № 460 Управления образования администрации Ильинского района Пермского края следует, что ФИО20, умершая ДД.ММ.ГГГГ, в отношении ФИО21 является одинокой матерью (л.д. 9). Согласно свидетельству о смерти ФИО22 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Таким образом, ФИО23 относится к числу детей-сирот, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания. Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа. В силу подпункта 2 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22.06.2000 года № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей). В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ, абзаца 2 пункта 1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно пункту 2 этой же статьи регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Дипломом о начальном профессиональном образовании 59 НПО 0000577 подтверждается, что ФИО24 закончил ГБОУ СПО «ФИО1 агропромышленный техникум» ДД.ММ.ГГГГ. Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Частью 3 статьи 9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-К "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (пункт 9 статьи 1 Закона от 14.07.2008 г.) с учетом членов их семей. Законом Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей. В соответствии со ст.132 Конституции Российской Федерации, п.4 ст.6 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край в статье 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края. В силу ст.4 Правил учёта детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении (Приложение к указу губернатора области от 22.06.2000 года № 170) учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Согласно п.14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством). Постановлением Правительства Пермского края от 10.08.2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления. Таким образом, обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, проживающих на территории Ильинского района Пермского края, возложена на администрацию Ильинского муниципального района. Постановлением главы Чёрмозского городского поселения Ильинского муниципального района Пермского края от 22.12.2005 года № 131 ФИО25 поставлен на учёт опекаемых детей и детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении (л.д. 10). Как следует из сведений, представленных Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ Пермского края» за ФИО27, ФИО28 жилья на праве собственности в Ильинском районе Пермского края не зарегистрировано. Согласно Уведомлению Управления Росреестра по Пермскому краю от 11.07.2012 года № 06/011/2012-275 сведения в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах ФИО29 на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствуют. Таким образом, судом установлено, что жилое помещение за ФИО30 не закреплялось, в настоящее он в собственности и в пользовании жилья не имеет. Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о том, что истец ФИО31 относится к категории детей-сирот, не имеет жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Жилое помещение за ним не закреплено. По окончании агропромышленного техникума истец приобрел право на получение жилья как ребёнок-сирота, но не был обеспечен жильём. Истец поставлен в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе. Таким образом, ФИО32 имеет право на получение жилого помещения как ребёнок-сирота. В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса Российской Федерации размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. В настоящее время в Ильинском муниципальном районе такая норма не установлена. Закон Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; основания признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма; порядок предоставления по договорам социального найма жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края, а также формирует правовые основы предоставления за счет средств бюджета Пермского края субсидий на приобретение (строительство) жилья гражданам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона. В соответствии сост.1 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма" право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма (далее - жилые помещения) имеют следующие категории граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по установленным статьей 2 настоящего Закона основаниям: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту службы (работы) или месту жительства гражданина, состоящего на учете, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения, требующие проведения капитального ремонта, предоставляются после его проведения. В соответствии с п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14.07.2008 года № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения гражданам, указанным в статье 1 настоящего Закона, предоставляются с учётом членов их семей. Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (если законами Пермского края не установлено иное) составляет 33 кв.м. - для одиноких граждан. С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района о возложении обязанностей на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести для ФИО33 жилое помещение, которое должно быть предоставлено вне очереди по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района. Поскольку, исходя из положений статьи 5 Федерального закона № 159-ФЗ и из положений статьи 8 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419, расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, расходы на предоставление истцу жилого помещения являются расходными обязательствами Пермского края как субъекта Российской Федерации, которые Министерством финансов Пермского края должны быть предусмотрены в бюджете Пермского края, исполнение которого возложено на Правительство Пермского края, а Администрация Ильинского муниципального района, которой Правительством Пермского края делегированы соответствующие полномочия, должна предоставить истцу жилое помещение за счет выделенных на эти цели средств. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд р е ш и л : Удовлетворить исковые требование прокурора Ильинского муниципального района в защиту интересов ФИО34 Возложить обязанность на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края за счёт средств, выделенных Правительством Пермского края и предусмотренных на эти цели в бюджете Пермского края, предоставить Никитину Виктору Николаевичу во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенное применительно к условиям Ильинского муниципального района Пермского края жилое помещение, пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям в границах Ильинского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 33 кв.м. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Торопицына Л.Ю.
Именем Российской Федерации