Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации п.Ильинский 09 августа 2012 года Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю. с участием заместителя прокурора Ильинского района Ревенко Л.В., представителя ответчика муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ивановская средняя общеобразовательная школа» - директора ФИО6, представителя ответчика Управления образования администрации Ильинского муниципального района ФИО7 действующей по доверенности, при секретаре Чижовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района Пермского края к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ивановская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образования администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей, у с т а н о в и л: Прокурор Ильинского района обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ивановская средняя общеобразовательная школа» и Управлению образования администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей, указав следующее. Прокуратурой Ильинского района в июне 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ивановская средняя общеобразовательная школа». В ходе проверки установлено, что МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» расположена и осуществляет образовательную деятельность по адресу: Пермский край, Ильинский район, с.Ивановское, ул.Аликина, 8. Учредителем юридического лица является Управление образования администрации Ильинского муниципального района. В составе МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» имеется структурное подразделение детский сад, расположенный в отдельном здании по адресу: Пермский край, Ильинский район, с.Ивановское, ул.Аликина, 4. Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 22.03.2012 года по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. Указанной лицензией право ведения деятельности по программе дошкольного образования в структурном подразделении учреждения детском саду не предоставлено. Между тем фактически данный вид деятельности осуществляется в отсутствии лицензии. В соответствии с заключением экспертизы Западного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» здание детского сада, являющегося структурным подразделением МБОУ «Ивановская СОШ», не соответствует требованиям санитарного законодательства. Таким образом, в результате невыполнения МБОУ «Ивановская СОШ» требований законодательства о лицензировании воспитанникам не гарантировано оказание качественного и квалифицированного дошкольного образования в условиях, обеспечивающих безопасность, и в соответствии с утверждёнными законодательством стандартами. Кроме того, отсутствие лицензии может повлечь приостановление и прекращение деятельности структурного подразделения образовательного учреждения, поскольку такая деятельность запрещена законом, следовательно, будет нарушено право обучающихся на получение образования, а также документов подтверждающих полученное образование. Прокурор просит признать незаконным бездействие МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» по устранению нарушений санитарного законодательства и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду, обязать МБОУ «Ивановская СОШ» устранить все нарушения санитарного законодательства и получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду, обязать Управление образования администрации Ильинского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБОУ «Ивановская СОШ» денежные средства на цели устранения нарушений санитарного законодательства и получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду. В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что с июня 2011 года у школы нет лицензии на структурное подразделение - детский сад. По действующим нормативным правовым актам за 45 дней до окончания срока предыдущей лицензии директор школы должен был подать документы на получение лицензии на детский сад. В 2010 году были приняты новые СанПиНы, где установлены жесткие требования по детским садам. Должны быть в Ивановском детском саду отдельные помещения для музыкальных и физкультурных занятий, а также должны быть отдельные помещения приёмной, изолятора, туалета. В детском саду имеется стеснённость в помещениях. Управление образования как учредитель обязано при недостаточности собственных средств учреждения выделить денежные средства школе. Представитель ответчика МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» ФИО8 в судебном заседании исковые требования признала в части, не признав бездействие, пояснила, что лицензия на право образовательной деятельности и на школу, и на детский сад закончилась в июне 2011 года. Первый раз она обратилась с пакетом документов на лицензирование в августе 2011 года, второй раз - 16 февраля 2012 года. Поскольку школа не выполнила предписание № 345 Роспотребнадзора, лицензию на детский сад школе не выдали. В предписании срок устранения нарушений установлен до апреля 2013 года. Детский сад находится в приспособленном здании. В настоящее время выполнены требования по физкультурному залу, процедурному кабинету, изолятору. Имеется смета на устранение нарушений, указанных в предписании, на сумму 1 млн. 683 рубля. Денежные средства школе до настоящего времени не выделили. В августе 2012 года начальник Управления образования выйдет с ходатайством в Земское собрание о выделении денежных средств. ФИО4 считает, что до апреля 2013 года все необходимые работы будут выполнены и лицензия будет получена. Представитель ответчика Управления образования администрации Ильинского муниципального района ФИО9. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что у школы недостаточно собственных средств, и Управление образования как учредитель обязано выделить необходимые денежные средства. Заслушав прокурора, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению. Согласно п.1 ст.49 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность. Согласно ст.ст. 16, 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательная деятельность подлежит лицензированию. Согласно пункту 17 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утверждённом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 года № 2562, право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного общеобразовательного учреждения со дня выдачи ему лицензии. Выявленные нарушения санитарного законодательства ответчиками не оспариваются, так же, как и то, что до настоящего времени не получена лицензия на осуществление образовательной деятельности по зданию детского сада, относящегося к МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа». Из приложения № 1 к лицензии на право ведения образовательной деятельности от 22.03.2012 года следует, что МБОУ «Ивановская СОШ» имеет право ведения образовательной деятельности по программам уровней образования начального общего, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Право на осуществление дошкольного образования не указано (л.д. 3 - 4). Имеющиеся по делу материалы свидетельствуют о бездействии МБОУ «Ивановская средняя общеобразовательная школа» по устранению нарушений санитарного законодательства и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности. В результате невыполнения МБОУ «Ивановская СОШ» требований законодательства о лицензировании обучающимся в школе не гарантировано оказание качественного и квалифицированного образования в соответствии с утверждёнными законодательством стандартами. Кроме того, отсутствие лицензии может повлечь приостановление и прекращение деятельности школы, следовательно, будет нарушено право обучающихся на получение образования, а также документов, подтверждающих полученное образование (аттестатов). Таким образом, имеет место быть незаконное бездействие ответчиков. Согласно пункту 2.1 Устава МБОУ «Ивановская СОШ» учредителем МБОУ «Ивановская СОШ» является Администрация Ильинского муниципального района в лице Управления образования (л.д. 8). В силу ст.120 ГК РФ бремя содержания МБОУ «Ивановская СОШ» возложено на Управление образования администрации Ильинского муниципального района. Следовательно, Управление образования администрации Ильинского муниципального района как Учредитель обязано профинансировать школу на цели устранения нарушений в необходимом для этих целей размере. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Удовлетворить исковые требования прокурора. Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ивановская средняя общеобразовательная школа» по устранению нарушений санитарного законодательства и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду. Обязать в срок до 1 февраля 2013 года муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа» устранить нарушения санитарного законодательства и получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду. Обязать Управление образования администрации Ильинского муниципального района выделить в случае недостаточности собственных средств муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ивановская средняя общеобразовательная школа» денежные средства на цели устранения нарушений санитарного законодательства и получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду. Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Торопицына Л.Ю.