жильё сироте



Дело № 2-45/2012                                                                                                                  

Решение

Именем Российской Федерации

п.Ильинский                                                                                                           27 января 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Торопицыной Л.Ю.,

       с участием заместителя прокурора Ильинского муниципального района Ревенко Л.В.,

       истца ФИО3,

       при секретаре Чижовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО3 к администрации Ильинского муниципального района, Правительству Пермского края о предоставлении жилья,

установил:

       Прокурор Ильинского района Пермского края обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов ФИО3 и просит обязать администрацию Ильинского муниципального района приобрести жилое помещение для семьи ФИО3, состоящей из двух человек, которое должно быть предоставлено ей по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений, установленных законодательством РФ, в границах Ильинского муниципального района, за счет средств, выделенных Правительством Пермского края, поскольку она имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. В обоснование требований указано следующее:

       В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       В силу ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       В соответствии с п.14 Указа Губернатора Пермской области от 22 июня 2000 года № 170 «Об утверждении Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении», жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из детских учреждений либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п утверждено Положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

       Положением предусмотрено предоставление для указанных целей средств краевого бюджета. Перечисление средств, субсидий бюджетам муниципальных район Пермского края осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке, органам местного самоуправления муниципальных районов на текущий финансовый год, на основании заявок Агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Пермского края платежным поручением Министерства финансов Пермского края с лицевого счета бюджета Пермского края.

       Постановлением Правительства Пермского края от 27 июля 2009 года № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа» утвержден порядок предоставления соответствующей выплаты. Указанный порядок является альтернативным и применяется по выбору лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

       Мать ФИО3 по решению Ильинского районного суда от 20 марта 2003 года была лишена родительских прав Отец ФИО3 умер ДД.ММ.ГГГГ. Истец приобрела статус лица, оставшегося без попечения родителей.

       24 июня 2011 года ФИО3 закончила профессиональный лицей .

       С этого момента у ФИО3 возникло право на получение жилого помещения вне очереди.

       ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 родилась дочь ФИО2, что подтверждается актовой записью о рождении от 5 мая 2011 года.

       Из-за отсутствия жилого помещения ФИО3 с дочерью проживает в квартире бывшего опекуна ФИО8

       ФИО3 обращалась в администрацию Ильинского района по вопросу предоставления жилья, но до настоящего времени вопрос не решен.

       В ходе судебного заседания прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.     

    

       В судебном заседании ФИО3 исковые требования поддержала, согласилась с объяснениями прокурора.

       Представитель ответчика - администрации Ильинского муниципального района, просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признал, направил суду объяснения, указав следующее:

       В соответствии с абз. 2 п.1 ст.8 ФЗ от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Как видно из приведенной нормы закона обеспечение жилой площадью не ниже установленных социальных норм гарантировано только самим детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но не распространено на членов их семьи. Аналогичная норма содержится и в Законе Пермской области от 29 декабря 2004 № 1939-419. Соответственно, и финансирование, которое является целевым, осуществляется только на эти категории без учета членов их семьи.

       Представитель ответчика - Правительства Пермского края просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования не признал, указал в отзыве на исковое заявление следующее:

       В силу ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Статус каждой из указанных категорий определен в Федеральном законе № 159-ФЗ, содержащем специальные нормы, регулирующие предоставление гарантий социальной защиты рассматриваемых категорий граждан.

       Обеспечение жилой площадью гарантируется лишь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, то есть тем, кто был поставлен на жилищный учет до 18 лет.

       Также ст.6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена гарантия обеспечения жилой площадью именно этих категорий граждан.

       В силу ст.ст.5,8 ФЗ № 159-ФЗ финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение жилой площадью, относится к расходным обязательствам субъектов РФ.

       Согласно п.4 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по вопросам, которые являются предметом совместного ведения, осуществляемым органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, могут приниматься федеральные законы, но включение в эти федеральные законы положений, которыми определяются объем и порядок осуществления расходов из бюджета субъекта РФ, не допускается. Таким образом, определение объема и порядка осуществления расходов из бюджета субъекта РФ является исключительной компетенцией органов государственной власти субъектов РФ.

       В пределах своих полномочий Пермский край как субъект РФ в ст.6 Закона Пермской области № 1939-419 определил, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке установленном нормативным правовым актом губернатора.

       Порядок обеспечения жилой площадью рассматриваемой категории граждан определен Указом губернатора области от 22 июня 2000 г. № 170 и Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 года № 16-п.

       Ежегодно в бюджете Пермского края предусматриваются денежные средства на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

       Средства бюджета Пермского края направляются органам местного самоуправления и расходуются ими на приобретение (строительство) жилья с последующим предоставлением на условиях социального найма детям-сиротам.

       Все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления, следовательно, Правительство Пермского края не осуществляет функции по предоставлению жилых помещений.

       Правительством Пермского края обязательства исполнены в полном объеме.

       На основании п.5 Положения о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства края от 10 августа 2006г. № 16-п Министерство социального развития Пермского края распределяет средства, субсидии на приобретение, строительство или реконструкцию жилья исходя из нормы общей площади жилого помещения, которая устанавливается в размере 33 кв.м. Указанная норма, 33 кв.м., установлена для распределения средств, субсидий на приобретение, строительство или реконструкцию жилого помещения, которые распределяет Министерство, и не является нормой предоставления площади жилых помещений по договору социального найма. Данный расчет применяется для определения размера субсидий, предоставляемых муниципальным районам и городским округам из бюджета Пермского края на строительство, реконструкцию и приобретение жилых помещений.

       Определением Верховного Суда РФ от 8 июля 2009г. № 3-Впр09-3 установлено, что преамбула ФЗ № 159-ФЗ определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

       Члены семьи не являются льготополучателями указанной категории граждан, следовательно, на них не распространяются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение. ФЗ № 159-ФЗ закрепляет право на жилое помещение у лица, обладающего статусом «лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», являющееся правом, неразрывно связанным с личностью гражданина.      

       Предоставление ФИО3 жилого помещения с учетом членов ее семьи приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств.

       Заслушав стороны, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему:

       Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище.

       Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены гражданским и жилищным кодексами, а также другими правовыми актами Российской Федерации.

       В соответствии со ст.ст. 7, 38 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка и защита семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются гарантии социальной защиты отдельных категорий граждан.       

       Согласно п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

       Из актовой записи о рождении от 9 апреля 1990 года, установлено, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отцом является ФИО4, матерью - ФИО5.

       Согласно свидетельству о смерти ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.

       Из решения Ильинского районного суда от 20 марта 2003 года установлено, что мать ФИО3 лишена родительских прав.

       

       В силу ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишения их родительских прав.

       Таким образом, ФИО3 относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, что нашло подтверждение в ходе судебного заседания.

       Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. № 170 утверждены Правила учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении.

       В соответствии с пунктом 5 вышеуказанных Правил, постановка на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления во взаимодействии с органами опеки и попечительства с момента приобретения детьми-сиротами статуса, относящего их к детям-сиротам, на основании документов, указанных в п.7 настоящего указа.

       В силу подпункта 2 п.6 Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении, утвержденных Указом губернатора Пермской области от 22 июня 2000г. № 170, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться лица из числа детей-сирот (лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей).

       В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ, ст.5, абзаца 2 ч.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования… обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

       Обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

       Согласно ч.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008г. № 255-К «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма», принятого в соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам в соответствующем населенном пункте по месту жительства гражданина, состоящего на учета, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, в котором расположено предоставляемое жилое помещение, и пригодные для постоянного проживания. Жилые помещения предоставляются гражданам, в числе которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) (п.9 ст.1 Закона от 14 июля 2008г.) с учетом членов их семей.

       Законом Пермского края от 14 июля 2008г. № 255-ПК «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» предусмотрено, что право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют, в том числе и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и т.д., признанные нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения гражданам предоставляются с учетом членов их семей.

       В соответствии со ст.132 Конституции РФ, п.4 ст.6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъекта РФ с одновременной передачей необходимым материальных и финансовых средств.

       Законами субъекта РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта РФ по решению вопросов, указанных, в том числе, и в п.п.24 п.6 ст.26.3 Федерального закона № 184 ФЗ (в том числе по вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

       В пределах своих полномочий субъект Российской Федерации - Пермский край - в статье 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 г. № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определил, что дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом губернатора области и Правительства Пермского края.

       Расходы на реализацию мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные настоящим Законом, производятся за счет средств бюджета Пермской области.

       В силу ст.4 Правил учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения.

       В силу п.14 вышеуказанных Правил жилое помещение детям-сиротам предоставляется органами местного самоуправления после выхода детей-сирот из указанных учреждений (или окончании службы в армии, или возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы) либо по достижении детьми-сиротами совершеннолетия (для детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством).

       Постановлением Правительства Пермского края от 10 августа 2006 г. № 16-п утверждено положение о порядке распределения и использования средств, предусмотренных на приобретение, строительство или реконструкцию жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с которым также все действия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляются органами местного самоуправления.

       Таким образом, обязанность по предоставлению жилья семье ФИО3 возложена на администрацию Ильинского муниципального района.

       Постановлением главы администрации п.Ильинский от 26 декабря 2005 года ФИО3 поставлена в льготную очередь на получение жилья.

       Согласно сведениям, предоставленным Управлением Росреестра по Пермскому краю, Карагайским филиалом ГУП «ЦТИ», Коми-Пермяцким окружным филиалом ГУП «ЦТИ» сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за ФИО3, ее дочерью ФИО2, отсутствуют, также отсутствует информация о правах родителей ФИО3 на жилое помещение.

        Таким образом, судом установлено, что в настоящее время истец и ее ребенок в собственности и в пользовании жилья не имеют. За родителями ФИО3 жильё в собственности не значится.

       Согласно свидетельству <данные изъяты> ФИО3 24 июня 2011 года окончила Профессиональный лицей п.Ильинский.

       Исследованные доказательства позволяют сделать вывод, что истец ФИО3 имела статус ребенка, оставшегося без попечения родителей. ФИО3 и ее дочь ФИО2 не имеют жилого помещения ни на праве собственности, ни по договору социального найма. Истец поставлена в очередь на предоставление жилья и до настоящего времени состоит на регистрационном учете граждан, нуждающихся в получении жилого помещения в Ильинском муниципальном районе.

       Таким образом, ФИО3 с 24 июня 2011 года имеет право на получение жилого помещения вне очереди.

       Часть 2 ст. 57 ЖК РФ, как и другие нормы ЖК РФ, не ставит реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список внеочередников, тем более от времени включения в названный список. В названной норме отсутствует указание на иной порядок предоставления жилья, то есть в порядке очередности лиц равной категории.

       Таким образом, бездействием ответчика администрации Ильинского района нарушено право ФИО3 на внеочередное получение жилого помещения из государственного (муниципального) жилищного фонда.

       Доводы ответчиков о том, что действующее законодательство не содержит обязанности предоставления жилья членам семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о том, что целевое использование денежных средств на указанные нужды предусмотрено лицам, обладающим указанным статусом, не основаны на законе.

       В соответствии со ст.50 Жилищного кодекса РФ размер площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, определяется исходя из норы предоставления площади жилого помещения. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

       Согласно ст.1 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

       Согласно п.3 ст.9 Закона Пермского края от 14 июля 2008 года «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма» жилые помещения государственного жилищного фонда Пермского края по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с учетом членов их семей.

       В силу ст.69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

       Как члены одной семьи, один из которых имеет право на внеочередное предоставление жилья в силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, супруга и дети истца также подлежат обеспечению жилой площадью по установленным нормам.

       Поскольку конкретный порядок обеспечения граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не оговорен, действует общий порядок обеспечения жилыми помещениями нуждающихся лиц.

       Согласно актовой записи о рождении ФИО3 является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

       С учетом вышеизложенного, суд считает, что исковые требования прокурора Ильинского района в части возложения обязанностей по предоставлению жилья вне очереди ФИО3 с учетом членов ее семьи на администрацию Ильинского муниципального района Пермского края обоснованы и подлежат удовлетворению.

       Поскольку финансирование мер по обеспечению детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями относятся к обязательствам субъекта РФ, то жилое помещение должно быть приобретено за счет средств, выделенных Правительством Пермского края.

       На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

       Удовлетворить исковые требования прокурора Ильинского района в защиту интересов ФИО3.

       Обязать администрацию Ильинского муниципального района Пермского края приобрести жилое помещение для семьи ФИО3, состоящей из двух человек, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, которое должно быть предоставлено по договору социального найма по нормам предоставления жилых помещений в границах Ильинского муниципального района, за счет субвенций, выделяемых бюджету Ильинского муниципального района на эти цели Правительством Пермского края.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                                         Торопицына Л.Ю.