о признании незаконным бездействия



Дело № 2- 392/2012                                                                                                         

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Ильинский                                                                                                      28 августа 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.

       с участием помощника прокурора Ильинского района Шишкина Д.А.,

       представителя ответчика - администрации Ильинского муниципального района ФИО3 по доверенности,

       представителя ответчика - муниципального бюджетного медицинского учреждения «Ильинская центральная районная больница»ФИО2 по доверенности,

       при секретаре Чигирёвой Н.Г.,

       рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ильинского района к МБМУ «Ильинская ЦРБ», администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непроведения аттестации рабочих мест,

у с т а н о в и л:

       Прокурор Ильинского района обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц с иском к МБМУ «Ильинская ЦРБ», администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия в части непроведения аттестации рабочих мест мотивируя свои требования следующим:

      Прокуратурой Ильинского района по обращению Председателя Объединения организаций профсоюзов Пермского края «Пермский крайсовпроф» проведена проверка соблюдения законодательства об охране труда в деятельности Муниципального бюджетного медицинского учреждения «Ильинская центральная районная больница» (далее - МБМУ «ИЦРБ», Учреждение).

       В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ МБМУ «ИЦРБ» на момент проверки не обеспечено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе ввиду отсутствия необходимых финансовых средств.

       Согласно нормативным положениям ст. 120 ГК РФ и ст. 161 БК РФ, бремя содержания Учреждения возложено на собственника, его учредившего, в данном случае на Ильинский муниципальный район как публично-правовое образование, а от его имени на Администрацию Ильинского муниципального района согласно Уставу Учреждения. В связи с этим Администрация как Учредитель обязана профинансировать Учреждение за счет средств бюджета района на цели устранения нарушений в необходимых для этого объёмах.

       Таким образом, в результате невыполнения Учреждением требований законодательства об охране труда в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда работники вынуждены работать в условиях, не отвечающих требованиям безопасности.

       В сложившейся ситуации ввиду бездействия со стороны Учреждения нарушается закрепленное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.

       Прокурор в судебном заседании отказался от исковых требований в части признании незаконным бездействия администрации Ильинского муниципального района по выделению муниципальному бюджетному медицинскому учреждению «Ильинская центральная районная больница» бюджетных средств на цели устранения нарушений требований законодательства об охране труда и проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, в остальной части требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

       Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Учреждение обратилось с ходатайством о выделении денежных средств на аттестацию рабочих мест только после проведённой проверки. Администрация муниципального района не отказывается от своих обязательств. Просят установить срок выделения денежных средств на указанные цели или до конца 2013 года, или до конца второго квартала 2013 года. Аттестация рабочих мест в ЦРБ - в самом крупном учреждении района - длительная процедура, она не пройдёт быстро, если даже Учредитель выделит необходимые денежные средства.

       Представитель ответчика МБМУ «ИЦРБ» ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что в Учреждении 177 рабочих мест, для проведения аттестации требуется около 12 млн. рублей. Сейчас много фирм, которые проводят аттестацию, представитель Учреждения узнал расценки, аттестация одного рабочего места стоит 12 000 рублей. Проведение аттестации рабочих мест планировалось в Учреждении в 2010 - 2011 годах, но средства были направлены на ремонт фельдшерско - акушерских пунктов. Собственных денежных средств у Учреждения на аттестацию рабочих мест нет, мероприятия будут проведены, если выделит необходимые денежные средства Учредитель. К учредителю с ходатайством о выделении денежных средств для проведения аттестации рабочих мест не обращались.

       Заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

       В соответствии с ч.3 статьи 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

       В силу статьи 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

       Согласно статьи 209 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

       Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Согласно пункту 8 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённого приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», сроки проведения аттестации устанавливаются работодателем исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестоваться не реже одного раза пять лет.

       Непроведение аттестации рабочих мест в Учреждении подтверждается имеющимися в материалах дела письмом Председателя Пермского крайсовпрофа на имя прокурора Пермского края (л.д. 4), справкой от 06.08.2012 помощника прокурора Ильинского района о результатах проверки исполнения законодательства об охране труда в деятельности бюджетных учреждений Ильинского муниципального района (л.д. 6), ответом от 17.07.2012 № СЭД-1.0-01-20-438 администрации Ильинского муниципального района на имя прокурора Ильинского района, что признаётся представителем ответчика Учреждения.

В ходе судебного заседания установлено, что МБМУ «Ильинская ЦРБ», ссылаясь на отсутствие собственных средств, не обращалось к Учредителю о выделении денежных средств на проведение аттестации рабочих мест, что свидетельствует о незаконном бездействии Учреждения по устранению нарушений требований законодательства об охране труда в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

В сложившейся ситуации ввиду бездействия со стороны Учреждения нарушается право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, что нарушает права и интересы неопределённого круга лиц.

Согласно пункту 1.5 Уставу МБМУ «Ильинская ЦРБ» учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование «Ильинский муниципальный район» в лице администрации Ильинского муниципального района. Представитель ответчика администрации Ильинского муниципального района в судебном заседании ФИО3 признала исковые требования в части выделения денежных средств Учреждению на цели устранения нарушений требований законодательства об охране труда и проведение аттестации рабочих мест в случае отсутствия у него собственных средств.

       Согласно нормативным положениям ст. 120 ГК РФ и ст. 161 БК РФ, бремя содержания Учреждения возложено на собственника, его учредившего, в данном случае на Ильинский муниципальный район как публично-правовое образование, а от его имени на Администрацию Ильинского муниципального района согласно Уставу Учреждения. В связи с этим Администрация как Учредитель обязана профинансировать Учреждение за счет

       Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в объеме, поддержанном в судебном заседании.

В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

       Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

       С учетом того, что исполнение требований провести аттестацию рабочих мест по условиям труда, требует значительных материальных затрат, при этом, исходя из требований разумности, а также учитывая бюджетное финансирование и необходимость соблюдения требований бюджетного законодательства РФ, суд приходит к выводу о том, что срок для устранения ответчиком нарушений заявленный прокурором до 31 декабря 2012 г. является обоснованным.

       На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

       Удовлетворить исковые требования прокурора.

       Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного медицинского учреждения «Ильинская центральная районная больница» по устранению нарушений требований законодательства об охране труда в части непроведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

       Обязать муниципальное бюджетное медицинское учреждение «Ильинская центральная районная больница» в полном объеме устранить допущенные нарушения требований законодательства об охране труда и провести аттестацию рабочих мест по условиям труда до 31 декабря 2012года.

       Обязать Администрацию Ильинского муниципального района выделить муниципальному бюджетному медицинскому учреждению «Ильинская центральная районная больница» денежные средства на цели устранения нарушений требований законодательства об охране труда и проведение аттестации рабочих мест в случае отсутствия у учреждения собственных средств.

       Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

        Судья                    Шляпина И.С.