о признании незаконным бездействия



Дело № 2-367/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Ильинский                    07 августа 2012 года

       Ильинский районный суд Пермского края в составе судьи Шляпиной И.С.

       с участием помощника прокурора Ильинского района Шишкина Д.А.

       представителя ответчика директора муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа» Смирных Н.Л.

       представителя ответчика Управления образования администрации Ильинского муниципального района Лупуштян Т.К., по доверенности

       при секретаре Чигиревой Н.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по заявлению прокурора Ильинского муниципального района к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Ильинская средняя общеобразовательная школа», Управлению образования администрации Ильинского муниципального района о признании незаконным бездействия МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа» и возложении обязанности по получению лицензии,

У С Т А Н О В И Л :

       Прокурор Ильинского района обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» по устранению нарушений санитарного законодательства и получению лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении- детском саду д.Пепеляево, указывая в обоснование своих требований, что в ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1» установлено, что образовательное учреждение имеет в своем составе структурное подразделение- детский сад, расположенный в отдельном здании по адресу Пермский край, Ильинский район, д.Пепеляево, ул. Дзержинского, 17. Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 02.03.2010 года по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. Указанной лицензией право ведения деятельности по программе дошкольного образования в структурном подразделении учреждения детском саду, расположенном в д.Пепеляево, не предоставлено. Между тем фактически данный вид деятельности осуществляется в отсутствие лицензии.

        В результате невыполнения МБОУ «Ильинская СОШ № 1» требований законодательства о лицензировании воспитанникам не гарантировано оказание качественного и квалифицированного дошкольного образования в условиях, обеспечивающих безопасность, и в соответствии с утвержденными законодательством стандартами.

       Отсутствие лицензии может повлечь приостановление и прекращение деятельности структурного подразделения образовательного учреждения, поскольку такая деятельность запрещена законом, а следовательно, будет нарушено право обучающихся на получение образования.

       Прокурор просит обязать МБОУ «Ильинская СОШ № 1» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении -детском саду, а также обязать управление образования администрации Ильинского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБОУ «Ильинская СОШ № 1» денежные средства на цели получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду.

       В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в заявлении.

       Представитель ответчика директор МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» Смирных Н.Л. в своем отзыве указала, что согласно имеющейся в наличии в школе документации Пепеляевское муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная общеобразовательная школа -детский сад» имело лицензию серии А № 023084, которая выдана Департаментом образования Пермской области 12.11.2002 г., и действительна по 13.11.2007г. После реорганизации в форме присоединения Пепеляевский детский сад является структурным подразделением МОУ «Ильинская СОШ №1» по решению управления образования Ильинского района Пермской области № 99 от 19.07.2004 г. (договор присоединения от 18.09.2004г.). После переоформления лицензии согласно приказа департамента образования № 392 от 15.04.2005г. МОУ «Ильинская СОШ №1» считалась лицензированной на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования до 17 мая 2006 г. В 2007 году школа была пролицензирована по программам начального, основного, среднего (полного) общего, дополнительного образования и специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 и 8 видов (приказ Министерства образования Пермского края от 22.06.2007г. № 26-01-05-1182, лицензия серии А №247507 выдана 22.06.2007г., действительна по 23.06.2012г.). После очередной реорганизации, а именно присоединения к МОУ «Ильинская СОШ №1» МОУ «Садковская ООШ» (нынешний филиал школы), 02 марта 2010 года была получена лицензия серии А № 076719, выданная Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края, действительна по 23.06. 2012г.

       Согласно приложений МОУ «Ильинская СОШ №1» имеет право ведения образовательной деятельности по программам начального, основного, среднего (полного) общего, дополнительного образования и специальных (коррекционных) образовательных учреждений 7 и 8 видов, а в филиале - по программам дошкольного, начального, основного общего образования. Она назначена на должность директора 28.07.2010 г., и на момент вступления в должность не знала, что в Ильинской школе есть непролицензированное структурное подразделение - детский сад д. Пепеляева и филиал в д. Садки.

       По предложению управления образования было решено лицензировать деятельность детского сада одновременно с прохождением процесса лицензирования школой (июнь 2012г), т.к. основные усилия в тот период времени были направлены на успешное прохождение школой аккредитации (школу аккредитовали в апреле 2011 года). Она неоднократно обращалась в управление образования с предложением о пересмотре структуры сети образовательных учреждений с целью присоединения детского сада д. Пепеляева к какому-нибудь из ильинских детских садов, но эти предложения посчитали неэффективными.

За прошедшие два года основные финансовые расходы в школе связаны с ремонтом и приведением в нормативное состояние в соответствии с современными требованиями СанПин и Госпожнадзора большого количества устаревших зданий (их на балансе школы 8). Именно по детскому саду д. Пепеляева были выполнены следующие работы и мероприятия:

       2010 год: выполнение пунктов предписания Госпожнадзора (установка противопожарных дверей и люков и пр.) на сумму 54224,15 р.; приобретение мебели (детские кровати) на сумму 47846 р., постельного белья на сумму 13000 р., игрушек на сумму 22000 р.; были приобретены водонагреватели, произведен косметический ремонт групповых; для пополнения библиотечного фонда выделено 3000 р.;

       2011 год: проведена противопожарная обработка чердачных помещений на сумму 28000 р.; приобретены игрушки на 6000 р., стиральная машина, пополнен библиотечный фонд, произведен косметический ремонт помещений, частичный ремонт забора и системы освещения;

       2012 год: произведен ремонт подсобного помещения, приобретен водонагреватель, производится ремонт крыши, на который выделено 365334 р., составлены сметы на другие виды работ.

       На сегодняшний день МБОУ «Ильинская СОШ №1» только в 2012 году выделено около 6000000 рублей на приведение зданий и помещений в нормативное состояние. Однако выделенных средств не хватает, чтобы выполнить все необходимые виды работ для получения положительного санитарно- эпидемиологического заключения по всем зданиям.

Кроме вышеперечисленного в процессе подготовки к лицензированию обнаружилось, что у школы нет свидетельств на право оперативного управления ни на одно из имеющихся зданий. Много времени было затрачено на поиск, восстановление необходимых документов через согласование в комитете «Муниципальное хозяйство» администрации Ильинского района. Процесс оформления документов растянулся почти на полгода из-за несвоевременного и неправильного оформления документов (договоров, актов передачи и пр.) при передаче имущества школе в 1995 году и при реорганизациях 2004 и 2009 годов, и только в апреле 2012 года свидетельства на право оперативного управления были получены, в том числе и на здание детского сада д. Пепеляева. Также необходимо отметить, что в марте 2012 года по заявлению школы от 28.02.2012г. Пепеляевский детский сад, как и все здания школы, был обследован представителями Роспотребнадзора, с целью установления соответствия зданий, строений, сооружений, оборудования и иного имущества, которое предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, требованиям действующих санитарных правил и норм СанПин 2.4.1.2660 - 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». На основании протокола (акта) санитарно -эпидемиологического обследования от 15.03.2012г. в апреле был составлен план мероприятий по устранению замечаний, выявленных в ходе проверки Роспотребнадзора, и передан в управление образования вместе с копией экспертного заключения. Также были переданы и составленные на тот период сметы по Пепеляевскому детскому саду на общую сумму 1295435 рублей.

       Таким образом, школа не бездействует, а проводится определенная работа по приведению документации, а также зданий, сооружений и помещений в нормативное состояние. Из-за ветхости практически всех стоящих на балансе школы зданий требуются достаточно большие средства, чтоб выполнить все необходимые мероприятия и работы, в том числе и в структурном подразделении- детском саду.

       В ходе судебного заседания директор МБОУ «Ильинская СОШ №1» Смирных Н.Л. также показала, что образовательное учреждение до настоящего времени не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении Пепеляевский детский сад, данный вид деятельности осуществляется без лицензии, однако, руководством учреждения проводится определенная работа, направленная на получение лицензии, учреждение не бездействует.

       Представитель ответчика Управления образования администрации Ильинского муниципального района Лупуштян Т.К. с заявленными требованиями в части обязания выделения денежных средств на цели получения лицензии МБОУ «Ильинская СОШ №1» на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении -детском саду, согласна, однако денежных средств недостаточно, поэтому в первую очередь будет получена лицензия для школы.

       Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

       Конституцией Российской Федерации признано и гарантировано, что каждый имеет право на образование, общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а дошкольное образование предоставляется гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, как о том гласит статья 43.

       В силу ч.1 ст.49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии).

       В соответствии с п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

       Согласно п. 1, 2, 3, 4 ст. 33.1 Закона Российской Федерации от10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в ред. от 10.07.2012 г. установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

       В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1). Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.2). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (п. 3). К образовательным относятся и дошкольные учреждения (п.п. 1 п. 4).

       Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе и по программе дошкольного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», действующего в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2012 N 731.

       Согласно Устава МБОУ «Ильинская средняя образовательная школа №1» является юридическим лицом, его учредителем является Администрация Ильинского муниципального района в лице Управления образования.

       В силу п. 17 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 года № 2562), право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

       Таким образом, осуществление образовательной деятельности может осуществляться учреждением при наличии лицензии на право ведения такой деятельности, отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности запрещено законом под страхом применения гражданско-правовой ответственности в виде прекращения деятельности такого учреждения (ликвидации).

       Прокуратурой Ильинского района в июне 2012 года проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности в деятельности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1».

       В ходе проверки установлено, что МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1» расположена и осуществляет образовательную деятельность по адресу Пермский край, Ильинский район, п. Ильинский, ул. Ленина, 9. Учредителем юридического лица является управление образования администрации Ильинского муниципального района. В составе МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1» имеется структурное подразделение- детский сад, расположенный в отдельном здании по адресу Пермский край, Ильинский район, д.Пепеляево, ул. Дзержинского, 17.

       Образовательное учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 02.03.2010 года по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. Указанной лицензией право ведения деятельности по программе дошкольного образования в структурном подразделении учреждения детском саду, расположенном в д.Пепеляево, не предоставлено. Однако, данный вид деятельности осуществляется в отсутствие лицензии.

      Факт осуществления МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» образовательной деятельности в структурном подразделении- детский сад, расположенном в д.Пепеляева, ул.Дзержинского, 17, в отсутствие лицензии на данный вид деятельности нашел свое подтверждение в ходе судебного заседания, не отрицается он и представителями ответчиков.

       Судом установлено и не отрицается ответчиками, что МБОУ «Ильинская средняя образовательная школа №1» и на день разрешения иска продолжает осуществлять образовательную деятельность при отсутствии у них лицензий на право ее ведения, что безусловно, является нарушением действующего законодательства, проанализированного судом, поэтому следует признать незаконным бездействие МДОУ «Ильинская средняя образовательная школа №1» по получению лицензии.

       В результате невыполнения МБОУ «Ильинская СОШ № 1» требований законодательства о лицензировании воспитанникам не гарантировано оказание качественного и квалифицированного дошкольного образования в условиях, обеспечивающих безопасность, и в соответствии с утвержденными законодательством стандартами.

       Отсутствие лицензии может повлечь приостановление и прекращение деятельности структурного подразделения образовательного учреждения, поскольку такая деятельность запрещена законом, а, следовательно, будет нарушено право обучающихся на получение образования.

       Таким образом, требование прокурора об обязании МБОУ «Ильинская СОШ № 1» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении- детском саду подлежит удовлетворению.

       Также суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора об обязании управления образования администрации Ильинского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБОУ «Ильинская СОШ № 1» денежные средства на цели получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду, поскольку, согласно п.2.1 Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа №1» её учредителем является администрация Ильинского муниципального района в лице Управления образования.

       Представители ответчиков не согласны с требованием прокурора о признании незаконным их бездействия по вопросу получения лицензии на вышеуказанный вид деятельности, указывая в обоснование своих возражений, что в течение двух лет проводится работа по приведению в нормативное состояние в соответствии с современными требованиями СанПинов и Госпожнадзора здания детского сада в д.Пепеляево.

       Однако, суд не принимает возражения ответчиков, поскольку Пепеляевский детский сад является структурным подразделением МБОУ «Ильинская СОШ №1» по решению управления образования Ильинского района Пермской области № 99 от 19.07.2004 года (договор присоединения от 18.09.2004 года). После переоформления лицензии, согласно приказу департамента образования № 392 от 15.04.2005 года МОУ «Ильинская СОШ №1» считалась лицензированной на право ведения образовательной деятельности по программам дошкольного образования до 17 мая 2006 года. С указанного периода времени учреждение осуществляет образовательную деятельность в структурном подразделении детский сад в д.Пепеляево в отсутствие лицензии. Таким образом, учреждение на протяжении длительного времени не принимало мер к получению лицензии, чем существенным образом нарушаются права и законные интересы несовершеннолетних, посещающих дошкольное учреждение, в связи с чем суд считает требования прокурора о признании незаконным бездействия МБОУ «Ильинская СОШ №1» по вопросу получения лицензии на вышеуказанный вид деятельности обоснованными и подлежащими удовлетворению.

       В силу абзаца 7 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.

       Следовательно, ответчик обязан исполнить обязанности, установленные законом.

       В соответствии ст. 204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

       Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

       С учетом того, что получение лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении- детском саду требует значительного периода времени, исходя из требований разумности, суд приходит к выводу о том, что срок для устранения ответчиком нарушений следует установить до 31 декабря 2012 года.

       На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

       Исковые требования прокурора Ильинского муниципального района удовлетворить.

        Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного учреждения «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1» по получению лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду в д.Пепеляево.

        Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ильинская средняя общеобразовательная школа № 1» получить лицензию на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении -детском саду.

       Обязать управление образования администрации Ильинского муниципального района в случае недостаточности собственных средств выделить МБОУ «Ильинская СОШ № 1» денежные средства на цели получения лицензии на осуществление образовательной деятельности в структурном подразделении - детском саду.

       Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд в течение месяца.

                          Судья                                                 И.С. Шляпина.