Дело № 12-11/2011 г.Р Е Ш Е Н И Е
п. Ильинский 18 марта 2011 года
Ильинский районный суд Пермского края в составе: судьи А.Ю.Стерховой
с участием представителя юридического лица директора МУ «Васильевский Дом культуры» ФИО4
представителя государственной инспекции по Ильинскому району по пожарному надзору Ракитина С.И.
при секретаре Соловьевой Т.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Ильинский дело по жалобе представителя юридического лица МУ «Васильевский Дом культуры» Чудиновой Л.М. на постановление № 7 от 26 января 2011 года главного государственного инспектора по Ильинскому району по пожарному надзору начальника 23 ОНД о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное учреждение «Васильевский Дом Культуры» обратилось в суд с заявлением об отмене постановления № 7 от 26 января 2011 года, вынесенного главным государственным инспектором по Ильинскому муниципальному району по пожарному надзору, согласно которому заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Требования заявителя мотивированы тем, что оспариваемое постановление вынесено незаконно и необоснованно, поскольку вина учреждения отсутствует, так как им предпринимались все зависящие от него меры для соблюдения законодательства о пожарной безопасности, но устранить все нарушения требований пожарной безопасности заявитель не смог ввиду отсутствия финансирования.
В судебном заседании представитель заявителя директор МУ «Васильевский Дом культуры» ФИО4 требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении, показав, что они вступили в программу приведения в нормативное состояние объектов социальной сферы. После проверки они устранили большинство нарушений, но на устранение еще 8 нарушений им необходимы средства поселения. В поселение она обращалась для выделения денежных средств на пожарную безопасность, только на те мероприятия, на которые требовалось значительное финансирование.
Представитель ОГПН по Ильинскому муниципальному району с доводами жалобы не согласен, полагает вынесенное постановление законным и обоснованным, поскольку вина учреждения подтверждается материалами дела и отражена в постановлении.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав заявителя, представителя ОГПН, суд пришел к следующему выводу.
Должностным лицом государственной инспекции по пожарному надзору по Ильинскому району на основании распоряжения (приказа) от 20 декабря 2010 года № 153 в присутствии законного представителя учреждения с 22 по 27 декабря 2010 года с целью проверки соблюдения требований пожарной безопасности была проведена внеплановая проверка в зданиях МУ «Васильевский Дом культуры», расположенных по адресам: с.Васильевское, ул. Культуры, 11; д.Комариха; д. Мартыновцы, ул.Школьная, 4; д. Москвина, ул. Школьная, 10. По результатам проверки составлен соответствующий акт, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, и 19 января 2011 года в присутствии законного представителя учреждения уполномоченным лицом административного органа составлен протокол № 7 об административном правонарушении, согласно которому в зданиях и помещениях МУ «Васильевский Дом культуры» выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности:
Дом культуры с. Васильевское
1. Длякладовой на втором этаже (помещения для хранения костюмов) не определена категория повзрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. ППБ 01-03 п.33.
2. Двери кладовой на втором этаже (помещения для хранения костюмов) не имеют предел огнестойкости не менее 0,6 часа. СНиП 2.08.02-89* п.1.82.
3. Двери, отделяющие общий коридор второго этажа от лестничной клетки, не имеют уплотнений в притворах. СНиП 21-01-97* П.6.18*.
4. В здании на путях эвакуации, для отделки стен в лестничной клетке, допускается применение материалов, с неизвестными показателями пожарной опасности. № 123-ФЗ ст. 134, п.6.
5. В здании на путях эвакуации, для покрытия ступеней в лестничной клетке, допускается применение материалов, с неизвестными показателями пожарной опасности. № 12З-ФЗ ст.134, п.6.
6. Двери, отделяющие помещение второго этажа от лестничной клетки, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах. СНиП 21-01-97* п.6.18*.
7. Двери, отделяющие помещение гримёрной первого этажа от лестничной клетки, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах. СНиП 21-01-97* п.6.18*.
8. При открытой прокладке электропровода с оболочкой из сгораемого материала на сцене расстояние в свету от провода до поверхности плинтуса из сгораемого материала менее 10 мм. Провод не отделён от поверхности плинтуса слоем несгораемого материала, выступающего с каждой стороны провода не менее чем на 10 мм. ПУЭ п.2.1.37.
9. Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода на сцене не укомплектован рукавом и стволом. ППБ 01-03 п.91.
10. В здании на путях эвакуации, для отделки стен в фойе, допускается применение материалов, с неизвестными показателями пожарной опасности. № 123-ФЗ ст. 134, п.6.
11. В здании на путях эвакуации, для покрытия пола в фойе, допускается применение материалов с неизвестными показателями пожарной опасности. № 123-ФЗ ст. 134, п.6.
12. Соединение жил проводов в фойе на люстры произведено без применения опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.). ПУЭ п.2.1.21.
13. В фойе допускается использование поврежденной розетки. ППБ 01-03 п.60.
14. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов в коридоре первого этажа не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности. ППБ 01-03 п.51.
15. Двери, отделяющие коридор первого этажа от лестничной клетки, не имеют приспособления для самозакрывания и уплотнения в притворах. СНиП 21-01-97* п.6.18*.
16. Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в лестничной клетке не укомплектован рукавом и стволом. ППБ 01-03 п.91.
17. В здании на путях эвакуации, для отделки стен в общем коридоре первого этажа, допускается применение материалов, с неизвестной способностью распространения пламени по поверхности. № 123-ФЗ ст. 134, п.6.
18. В здании на путях эвакуации, для отделки стен в общем коридоре второго этажа, допускается применение материалов, с неизвестной способностью распространения пламени по поверхности. № 123-ФЗ ст. 134, п.6.
Дом культуры д. Комариха
19. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, по наличию на путях эвакуации на дверях из танцевального зала через библиотеку знака пожарной безопасности. ППБ 01-03 п.51.
20. Огнетушитель № 2, установленный на объекте, имеет порядковый номер, нанесенный на корпус зелёной краской. ППБ 01-03 п.108, прил. 3, п.16.
21. Огнетушитель №2 расположен на высоте более 1,5 м. от пола. ППБ 01-03 п. 108, прил. 3, п.19.
22. На сцене допускается использование поврежденной розетки. ППБ 01-03 п.60
23. Огнетушитель № 1, установленный на объекте, имеет порядковый номер, нанесенный на корпус зелёной краской. ППБ 01-03 п.108, прил. 3, п.16.
24. Двери на путях эвакуации из кабинета руководителя открываются не по направлению выхода из здания. ППБ 01-03 п.52.
25. В тамбуре главного входа светильник не оборудован колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. ППБ 01-03 п.60.
26. Тамбур выгорожен от зала деревянной перегородкой. 123-ФЗ ст.87 п.2.
Дом культуры д. Москвина
27. В здании на путях эвакуации, для отделки стен в фойе, допускается применение материалов, с неизвестной способностью распространения пламени по поверхности. № 123-ФЗ ст.134, п.6.
28. В здании на путях эвакуации, для отделки стен в тамбуре, допускается применение материалов с неизвестной способностью распространения пламени по поверхности. № 123-ФЗ ст. 134, п.6.
29. Двери запасного эвакуационного выхода из зрительного зала открываются не по направлению выхода из здания ППБ 01-03 п.52.
30. В здании на путях эвакуации для отделки стен в коридоре, ведущего к запасному эвакуационному выходу, допускается применение материалов, с неизвестной способностью распространения пламени по поверхности № 123-ФЗ ст. 134
31. Дверь электрощитовой не имеет предел огнестойкости не менее 0,6 часа. СНиП 2.08.02-89* п.1.82.
32. Для электрощитовой не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок. ППБ 01-03 п.33.
33. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение требований нормативных документов по пожарной безопасности, по наличию на путях эвакуации на дверях из танцевального зала знаков пожарной безопасности. ППБ 01-03 п.51.
34. В здании между помещениями дома культуры и фельдшерско-акушерским пунктом установлена деревянная перегородка. 123-ФЗ ст. 87 п.2.
35. В коридоре ведущего к запасному эвакуационному выходу установлена дополнительная дверь с деревянной перегородкой, которая открывается не по направлению выхода из здания. 123-ФЗ ст. 87 п.2.
Дом культуры Д. Мартыновцы
36. Из помещений дома культуры отсутствует второй эвакуационный выход. СНиП 21-01-97* п.6.13*.
37. Соединение жил проводов в зрительном зале произведено без применения опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.). ПУЭ п.2.1.21.
38. В месте прохода электропровода через стену из зрительного зала в помещения администрации проход выполнен не без трубы, короба и т.п. С целью предотвращения проникновения и скопления воды и распространения пожара в месте прохода электропровода через стену зазор не заделан легко удаляемой массой из несгораемого материала. ПУЭ п.2.1.58.
39. Двери чердачного помещения не закрыты на замок. На дверях указанного помещения отсутствует информация о месте хранения ключа. ППБ 01-03 п.44.
40. Огнетушитель в зрительном зале не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус зелёной краской. ППБ 01-03 п.108, прил. 3, п.16.
41. Огнетушитель в кабинете руководителя не имеет порядковый номер, нанесенный на корпус зелёной краской. ППБ 01-03 п.108, прил. 3, п.16.
42. В тамбуре светильник не оборудован колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. ППБ 01-03 п.60.
43. В помещении участкового светильник не оборудован колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией светильника. ППБ 01-03 п.60.
26 января 2011 года было вынесено оспариваемое постановление № 7, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что событие административного правонарушения подлежит обязательному установлению по делу об административном правонарушении.
Согласно п.3 Правил пожарной безопасности организациям, ответственным за обеспечение пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. К указанным документам относятся, в том числе строительные нормы и правила.
Факты нарушений Правил и нормативных документов по пожарной безопасности подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, также они не оспариваются заявителем по существу.
Таким образом, суд приходит к выводу, что событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, административным органом доказано.
В соответствии с п.3 ст.26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежат виновность лица в его совершении.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу ст. 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (ст.38 Закона).
Согласно ст.10 Правил пожарной безопасности собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.
Из анализа изложенных выше норм следует, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, является лицо, ответственное за содержание вверенных помещений.
Согласно Уставу муниципального учреждения «Васильевский Дом культуры» учредителем организации является администрация Васильевского сельского поселения. Собственником имущества, закрепленного за Учреждением, является муниципальное образование Васильевское сельское поселение.
Представленными заявителем суду документами подтверждается, что заявитель неоднократно обращался в адрес учредителя администрации Васильевского сельского поселения с просьбой о выделении денежных средств для целей устранения нарушений пожарной безопасности, кроме того руководством учреждения принимались определенные меры по устранению нарушений пожарной безопасности (бюджетная смета на 2010 год, соглашение № 4 о совместной деятельности, направленной на реализацию мероприятий подпроекта «Приведение в нормативное состояние объектов культуры и молодежной политики» от 01 октября 2010 г, заявка на предоставление субсидии на реализацию проекта, заявки на оплату расходов от 09.07.2010, 27.07.2010, 28.12.2010).
Таким образом, изученные судом документы подтверждают, что учредителю было известно, о том, что МУ «Васильевский Дом культуры» не имеет денежных средств на выполнение мероприятий для приведения помещений в соответствие с требованиями пожарной безопасности, в связи с чем, суд, учитывая особенности финансирования учреждения (утверждения бюджетной сметы и выделения денежных средств), приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации заявитель не может нести административную ответственность за бездействие своего учредителя по неисполнению возложенных обязанностей (Устав Учреждения).
Административным органом в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о вине учреждения в части вмененных оспариваемым постановлением нарушений требований пожарной безопасности: п.п. 1,2,3,4,5,6,7,10,11,15,17,18,24,26,27,28,29,30,31,32,34,35,36.
Однако, административным органом верно установлено и отражено в оспариваемом постановлении, что заявителем допущены нарушения требований пожарной безопасности, не требующие значительных финансовых затрат: п.п. 8,9,12,13,14,16,19,20,21,22,23,25,33,37,38,39,40,41,42,43. Устранение же выявленных нарушений Правил после проведения административным органом проверки не свидетельствует об отсутствии вины Учреждения.
Суд, оценив материалы дела по правилам ст.26.11 КоАП РФ приходит к выводу о том, что заявителем до проведения административным органом проверки не принято мер по недопущению части нарушений требований пожарной безопасности, вмененных оспариваемым постановлением (п.п. 8,9,12,13,14,16,19,20,21,22,23,25,33,37,38,39,40,41,42,43), устранение которых не требует значительных финансовых затрат, однако, создает угрозу жизни и здоровью людей (использование поврежденных розеток, отсутствие на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, расположение огнетушителя на высоте более 1,5 м от пола, отсутствие колпаков (рассеивателей) на светильниках).
На основании изложенного, вина МУ «Васильевский Дом культуры» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, административным органом доказана в части нарушений требований пожарной безопасности: п.п. 8,9,12,13,14,16,19,20,21,22,23,25,33,37,38,39,40,41,42,43.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Размер административного наказания установлен административным органом по нижней границе ответственности, предусмотренной санкцией ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности судом не установлено, при составлении протокола об административном правонарушении, вынесении оспариваемого постановления присутствовала законный представитель учреждения- директор МУ «Васильевский Дом культуры» ФИО4
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит оспариваемое постановление законным и обоснованным, а требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд,
решил:
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене Постановления № 7 от 26 января 2011 года, вынесенного главным государственным инспектором по Ильинскому району по пожарному надзору начальником 23 ОНД по Ильинскому району в отношении юридического лица муниципального учреждения «Васильевский Дом культуры» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и наложении административного наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей отказать.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ильинский районный суд.
Судья А.Ю. Стерхова