Определение от04.10.2010 по делу №2-561/2010о признании решения территор.избират.комиссии незаконны



дело №2-561/2010

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о прекращении производства по делу

село Илек 04 октября 2010 года

Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., представителя третьего лица, В.И. Захаровой С.З. ( доверенностьНомер обезличен от Дата обезличена), при секретаре судебного заседания, помощнике председателя суда Семененко Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску, заявленного и.о. прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к территориальной избирательной комиссии Илекского района о признании решения территориальной избирательной комиссии незаконным и его отмене,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Илекского района Оренбургской области, заместитель прокурора Илекского района Кирилюк А.Б. обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к территориальной избирательной комиссии Илекского района о признании решения территориальной избирательной комиссии от 01 сентября 2010 года о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы муниципального образования Илекский район незаконным указывая, что прокуратурой Илекского района проведена проверка по факту нарушений законодательства о выборах при регистрации территориальной избирательной комиссии Илекского района В.И. в кандидаты на должность главы Илекского района. В ходе проверки установлено, что 01 сентября 2010 года территориальной избирательной комиссией Илекского района принято решение о регистрации В.И. кандидатом на должность главы Илекского района, в нарушение требований действующего законодательства, при наличии оснований отказа в регистрации кандидата, предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон № 67-ФЗ).

Одним из основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом (подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).

Частью 44 статьи 2 Федеральный закон №. 67-ФЗ определяет недействительную подпись как подпись, собранную с нарушением "порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или оформления подписного листа).

Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов определен статьей 37 Федерального закона № 67-ФЗ.

Частью 8 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ определено, что избиратель, участник референдума ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ. Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Кроме того, п.п. 3 пункта 11 статьи 34 Закона Оренбургской области от 2 мая 2004 года № 1153/177-Ш-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» установлено, что недействительными считаются подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты внесения избирателем своей подписи в подписной лист.

Пунктом 9 статьи 32 Закона Оренбургской области от 2 мая 2004 года № 1153/177-Ш-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» установлено, что сбор подписей избирателей осуществляется посредством их внесения в подписные листы. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свою фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина (иностранного гражданина), а также адрес местожительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина (иностранного гражданина). Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.

В силу пункта 17 статьи 34 Закона Оренбургской области от 2 мая 2004 года № 1153/177-Ш-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области» кандидат, список кандидатов не регистрируется, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.

Изучение подписных листов, послуживших основанием для принятия территориальной избирательной комиссии Илекского района решения о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы Илекского района, показало,

Указанное, являлось безусловным основанием для отказа В.И. в регистрации кандидата на должность главы района со стороны территориальной избирательной комиссии Илекского района.

Однако, несмотря на наличие оснований для отказа в регистрации, территориальная избирательная комиссия Илекского района принимает решение о регистрации кандидата В.И. на должность главы Илекского района, что является незаконным.

Статьей 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированной Федеральным законом от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах -участниках Содружества Независимых Государств» закреплено, что каждый гражданин должен иметь равные возможности выдвинуть свою кандидатуру на выборах.

Статьей 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, ратифицированной Федеральным законом от 2 июля 2003 года N 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах -участниках Содружества Независимых Государств» закреплено, что соблюдение принципа справедливых выборов должно обеспечивать создание равных правовых условий для всех участников избирательного процесса.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Аналогичные нормы закреплены в статье 5 Закона Оренбургской области от 2 мая 2004 года № 1153/177-Ш-ОЗ «О выборах глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Оренбургской области».

Кроме того, каждый кандидат в силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" имеет равные с другими кандидатами права и несет одинаковые обязанности и, вправе рассчитывать на соблюдение требований закона каждым кандидатом.

Решение территориальной избирательной комиссии о регистрации В.И. кандидатом на должность главы района является незаконным и нарушает интересы Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц, поскольку принятие подобного решения идет в противоречие с установленными государством и международными нормами принципами на равное участие граждан Российской Федерации в выборах равенства прав и обязанностей кандидатов, нарушает права неопределенного круга лиц на справедливые выборы.

О факте незаконности принятого территориальной избирательной комиссии Илекского района решения о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы района прокуратуре района стало известно по результатам проведенной в сентябре 2010 года проверки по обращению члена территориальной избирательной комиссии. В связи с изложенным и.о. прокурора Илекского района просит признать решение территориальной избирательной комиссии Илекского района от 1 сентября 2010 года о регистрации Еремина В.И. в кандидаты на должность главы Илекского района незаконным.

В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. уточнила исковые требования и просила признать решение территориальной избирательной комиссии Илекского района от 1 сентября 2010 года о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы Илекского района незаконным и отменить по изложенным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании, представитель территориальной избирательной комиссии Илекского района не присутствует, о месте и времени судебного заседания территориальная избирательная комиссия была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрении дела В.И. не присутствует, представляющая его интересы Захарова С.З. иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, поскольку прокурором пропущен срок для предъявления иска в суд и поскольку прокурор не имеет полномочий для предъявления данного иска.

Выслушав стороны, изучив документы дела, суд приходит к выводу о том, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

По общему правилу части 1 статьи 259 ГПК РФ прокурор назван в числе лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением о защите избирательных прав граждан Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор.

Такие случаи по которым прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата( списка кандидатов) определены п.12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно которого регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению прокурора в случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения им списка кандидатов деяний, предусмотренных соответственно подпунктом "ж" пункта 7, подпунктом "ж" пункта 8 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных подпунктами "б", "в", "г" и "з" пункта 7, подпунктами "б", "в" и "г" пункта 8 настоящей статьи.

Пункт 12 указанного выше закона не содержит оснований, по которым и.о. прокурора Илекского района просит признать незаконным и отменить решение территориальной избирательной комиссии Илекского района от 1 сентября 2010 года о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы Илекского района.

Таким образом, исковое заявление принято с нарушением выше указанных требований закона, и.о. прокурора Илекского района не вправе по указанным в исковом заявлении основаниям обращаться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов), в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Кроме того, и.о. прокурора Илекского района при обращении с иском в суд о признании решения территориальной избирательной комиссии от 01 сентября 2010 года о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы муниципального образования Илекский район незаконным, нарушены сроки, предусмотренные частью 2 ст. 260 ГПК РФ, согласно которой заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения, указанный срок восстановлению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.220 ч.1 абзац1, 221, 224,225 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Производство по делу по иску и.о. прокурора Илекского района Оренбургской области, заявленного в интересах Российской Федерации, муниципального образования, неопределенного круга лиц к территориальной избирательной комиссии Илекского района о признании решения территориальной избирательной комиссии от 1 сентября 2010 года о регистрации В.И. в кандидаты на должность главы Илекского района незаконным и о его отмене- прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд в течение 5 дней со дня вынесения.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Н.В. Мясникова