Решение от 18.10.2010 по делу №2-542/2010 о признании бездействия незаконным



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Илек 18 октября 2010 года

Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Манцерова В.Н.,

с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюка А.Б.,

при секретаре Ставышенко Т.И.,

рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского природоохранного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Наименование обезличено» о признании бездействия незаконным,

у с т а н о в и л:

Оренбургский природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «Наименование обезличено» о признании бездействия незаконным, указав, что Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы второе полугодие 2010 года проведена проверка соблюдения природоохранного и земельного законодательства на территории Илекского района Оренбургской области.

Установлено, что в соответствии с пунктом 2.1 устава ООО «Наименование обезличено» (утвержден решением общего собрания участников от Дата обезличенаг. Номер обезличен) основным видом деятельности Общества является организация отдыха.

В этих целях Дата обезличенаг. между администрацией ... и Обществом (на основании распоряжения главы данного района от Дата обезличенаг. Номер обезличенр) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, находящегося на расстоянии ... км по направлению на юго-восток от ориентира ... общей площадью ... м2 (северо-западная часть кадастрового квартала Номер обезличен).

Дата обезличенаг. путем заключения дополнительного соглашения с администрацией ..., этот земельный участок был разделен на два, в том числе с кадастровым номером Номер обезличен с расположенной на ней водопроводной скважиной.

ООО «Наименование обезличено» имеет лицензию серии ... Номер обезличен вид ВЭ сроком действия до Дата обезличенаг. на добычу подземных вод с целью водоснабжения базы отдыха на берегу Наименование обезличено водохранилища (водозабор состоит из одной вышеуказанной скважины, расположенной на берегу указанного водохранилища в бассейне ... глубиной 26 м, пробуренной в 2004 году).

В соответствии со статьями 9, 42, 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно статьям 5,43,59 Водного кодекса РФ от 03.06.2006г. №74-ФЗ к водным объектам относятся подземные водные объекты. Юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. При эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

В соответствии со статьями 1.2,6,9,11,22 закона «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1 недра в границах территории РФ являются государственной собственностью и предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых; пользователями недр могут быть юридические лица.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды).

Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией.

К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр отнесены: достоверный учет извлекаемых в недрах запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от факторов, снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Статья 43 Водного кодекса РФ, статьи 11,18,39 закона «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999н. №52-ФЗ (в
действующей редакции), Санитарные правила и нормы (САНПИН 2.1.4.1110-02)
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения» (утверждены постановлением главного

государственного санитарного врача РФ №10 от 14.03.2002г., зарегистрированы в Минюсте РФ 24.04.2002г. №3399) установили следующее.

Для целей питьевого водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Для водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в них осуществление строительства запрещается или ограничивается в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

В нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства, а также соответствующего лицензионного соглашения, ООО «Наименование обезличено»:

- не разработало и не утвердило в установленном порядке проект зоны
санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (скважины), не
получило санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии
санитарным правилам;

- не проводит корректировку лимита в отделе водных ресурсов по Оренбургской
области Нижневолжского бассейно -водного управления (БВУ);

- не соблюдает зоны санитарной охраны подземных вод (согласно
лицензионному соглашению зона санитарной охраны первого пояса составляет
50 метров, в ней не допускается посадка высокоствольных деревьев,
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, однако
проверкой выявлено размещение в данной зоне жилых зданий, деревьев,
захламление скважины отходами);

- не составило программу ведения мониторинга подземных вод;

- не оборудовало скважину водоизмерительными приборами;

- не направляло до 10 января 2010 года (за 2009 год) в отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского БВУ государственную статистическую отчетность по форме 2ТП-водхоз;

- не представляло до 25 декабря 2009 года (за 2009 год) в Оренбургский
территориальный центр государственного мониторинга геологической среды
отчет по результатам наблюдений за качеством и уровнем подземных вод,
количеством их отбора, техническим состоянием скважин и состоянием зон
санитарной охраны.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, признаются государством в качестве высшей ценности (статьи 2,19 Конституции РФ).

Невыполнение ответчиком требований вышеперечисленных нормативных и иных актов нарушает интересы Российской Федерации как собственника недр, ущемляет права неопределенного круга лица, пребывающих на территории эксплуатирующейся ООО «Наименование обезличено» базы отдыха (расположена на берегу Наименование обезличено водохранилища ... ...), на благоприятную окружающую среду.

Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (часть 2 статьи 34 закона «Об охране окружающей среды»).

Пункт 1 части 1 статьи 22 Гражданско-процессуального кодекса РФ от 14.11.2002г. №138-Ф3 к подведомственности судов общей юрисдикции отнес дела с участием организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Иски о правах на участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно связанные с землей, предъявляются в суд по месту нахождения этих объектов (статьи 28,30,31 ГПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором и в 'случае, если основанием для этого послужило обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие ООО «Наименование обезличено» по невыполнению мероприятий направленных на разработку и утверждение в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (скважины), получение санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам, проведение корректировки лимита в отделе водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского бассейно -водного управления (БВУ),соблюдение зоны санитарной охраны подземных вод, составление программы ведения мониторинга подземных вод, оборудование скважины водоизмерительными приборами, предоставление до 10 января 2010 года (за 2009 год) в отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского БВУ государственной статистической отчетности по форме 2ТП-водхоз, представление до 25 декабря 2009 года (за 2009 год) в Оренбургский территориальный центр государственного мониторинга геологической среды отчета по результатам наблюдений за качеством и уровнем подземных вод, количеством их отбора, техническим состоянием скважин и состоянием зон санитарной охраны и обязать его в срок до 05.03.2011г. принять меры к осуществлению вышеперечисленных мероприятий, а также незамедлительно приостановить эксплуатацию водопроводной скважины, расположенной на берегу Наименование обезличено водохранилища (координаты центра водозабора - 51 градус 31 минута северной широты, 54 градуса 08,1 минуты восточной долготы).

В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюк А.Б. на иске настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и просил обязать ответчика выполнить те мероприятия по устранению нарушений природоохранного законодательства, которые не выполнены на день рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ответчика не присутствует, направил в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Кирилюка А.Б., огласив заявление представителя ответчика М.С.Т. и изучив документы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, по следующим причинам:

Согласно ст. ст. 9, 42 и 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст.ст. 5,43,59 Водного кодекса РФ к водным объектам относятся подземные водные объекты. Юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. При эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды. Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

Согласно ст. ст.1.2,6,9,11,22 закона «О недрах» от 21.02.1992г. №2395-1 недра в границах территории РФ являются государственной собственностью и предоставляются в пользование для добычи полезных ископаемых; пользователями недр могут быть юридические лица.

Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (в том числе условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды).

Пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых в недрах запасах полезных ископаемых в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; выполнение условий, установленных лицензией.

К основным требованиям по рациональному использованию и охране недр отнесены: достоверный учет извлекаемых в недрах запасов полезных ископаемых; охрана месторождений полезных ископаемых от факторов, снижающих качество и промышленную ценность полезных ископаемых; предотвращение загрязнения недр; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ, ст.ст. 11,18,39 закона «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999н. №52-ФЗ (в
действующей редакции), Санитарные правила и нормами (САНПИН 2.1.4.1110-02)
«Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов
питьевого назначения» (утверждены постановлением главного

государственного санитарного врача РФ №10 от 14.03.2002г., зарегистрированы в Минюсте РФ 24.04.2002г. №3399) для целей питьевого водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. Для водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (в них осуществление строительства запрещается или ограничивается в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами).

Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Как установлено в судебном заседании, в соответствии с пунктом 2.1 устава ООО «Наименование обезличено» (утвержден решением общего собрания участников от Дата обезличенаг. Номер обезличен) основным видом деятельности Общества является организация отдыха.

В этих целях Дата обезличенаг. между администрацией ... и Обществом (на основании распоряжения главы данного района от Дата обезличенаг. Номер обезличенр) был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером Номер обезличен, находящегося на расстоянии ... км по направлению на юго-восток от ориентира ... общей площадью ... м2 (северо-западная часть кадастрового квартала Номер обезличен).

Дата обезличенаг. путем заключения дополнительного соглашения с администрацией ..., этот земельный участок был разделен на два, в том числе с кадастровым номером Номер обезличен с расположенной на ней водопроводной скважиной.

ООО «Наименование обезличено» имеет лицензию серии ... Номер обезличен вид ВЭ сроком действия до Дата обезличенаг. на добычу подземных вод с целью водоснабжения базы отдыха на берегу Наименование обезличено водохранилища (водозабор состоит из одной вышеуказанной скважины, расположенной на берегу указанного водохранилища в бассейне ... глубиной 26 м, пробуренной в 2004 году).

Как следует из материалов дела, при проведении проверки соблюдения природоохранного и земельного законодательства на территории Илекского района Оренбургской области, произведенной Оренбургской природоохранной прокуратурой, установлено, что в нарушение вышеприведенных норм федерального законодательства, а также соответствующего лицензионного соглашения, ООО «Наименование обезличено» не разработало и не утвердило в установленном порядке проект зоны
санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (скважины), не
получило санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии
санитарным правилам; не проводит корректировку лимита в отделе водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского бассейно -водного управления (БВУ); не соблюдает зоны санитарной охраны подземных вод (согласно
лицензионному соглашению зона санитарной охраны первого пояса составляет
50 метров, в ней не допускается посадка высокоствольных деревьев,
размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, однако
проверкой выявлено размещение в данной зоне жилых зданий, деревьев,
захламление скважины отходами); не составило программу ведения мониторинга подземных вод; не оборудовало скважину водоизмерительными приборами; не направляло до 10 января 2010 года (за 2009 год) в отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского БВУ государственную статистическую отчетность по форме 2ТП-водхоз; не представляло до 25 декабря 2009 года (за 2009 год) в Оренбургский
территориальный центр государственного мониторинга геологической среды
отчет по результатам наблюдений за качеством и уровнем подземных вод,
количеством их отбора, техническим состоянием скважин и состоянием зон
санитарной охраны.

Помимо документов проверки, копии которых имеются в материалах дела – учредительных документов ООО «Наименование обезличено», лицензии на право пользования недрами, лицензионного соглашения об условиях пользования недрами для добычи питьевых подземных вод с целью водоснабжения базы отдыха ООО «Наименование обезличено» на берегу Наименование обезличено водохранилища от Дата обезличена года, паспорта эксплуатационной скважины на воду, объяснения бывшего директора ООО «Наименование обезличено» П.Е.И. от Дата обезличена года, объяснения Ш.И.А, от Дата обезличена года и протокола осмотра земельного участка, на котором расположена эксплуатируемая скважина на воду от Дата обезличена года, вышеуказанные нарушения природоохранного и земельного законодательства ООО «Наименование обезличено» подтверждаются вступившим в законную силу Постановлением Государственного инспектора по геологическому контролю на территории Оренбургской области главного специалиста-эксперта отдела геологического контроля и охраны Управления Росприроднадзлра по Оренбургской области П.А.А. Номер обезличен от Дата обезличена года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Наименование обезличено».

Данным постановлением по указанной статье КоАП РФ ООО «Наименование обезличено» признано виновным в пользовании недрами с нарушением требований Закона РФ «О недрах» и условий лицензионного соглашения к лицензии на право пользования недрами в связи с допущенными нарушениями природоохранного законодательства, но производство по делу прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ - за малозначительностью с вынесением устного замечания о недопустимости повторного совершения административного правонарушения.

В ходе рассмотрения административного дела было установлено, что ООО «Наименование обезличено» устранило нарушения п.п. 1,2,4 ч 2.4, ч.3.1,3.2 условий лицензионного соглашения к лицензии ... Номер обезличен, то есть была проведена корректировка лимита в Отделе водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского БВУ, скважина оборудована водоизмерительными приборами, отчетность об использовании подземных вод по форме 2ТП – водхоз за 2009 год предоставлена в Отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского БВУ, отчетность по результатам наблюдений за качеством и уровнем подземных вод, за количеством их отбора, за техническим состоянием скважины и состоянием зон санитарной охраны за 2009 год предоставлена в Оренбургский ТЦ ГМГС, но не составлена программа мониторинга подземных вод, которая включает в себя наблюдения за величиной водоотбора, уровнем и температурой поземных вод, химическим составом и физическими свойствами подземных вод, за техническим состоянием скважины и состоянием зон санитарной охраны.

Согласно ст. 254 ч.1 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с требованием статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, в том числе и несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым исковые требования удовлетворить частично: признать незаконным невыполнение тех мероприятий, которые ответчиком не были выполнены на момент проведения прокурорской проверки, но обязать выполнить только те мероприятия, которые не выполнены на момент рассмотрения дела об административном правонарушении

Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии с требованиями статьи 103 ГПК РФ взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет.

Согласно требованиям ст. 333–19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ООО «Наименование обезличено» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст.45, 254–258, 194–199 ГПК РФ, районный суд

р е ш и л:

Заявление Оренбургского природоохранного прокурора Ю.Р.В.от Дата обезличена удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ООО «Наименование обезличено» по невыполнению мероприятий, направленных на разработку и утверждение в установленном порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (скважины), получение санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам, проведение корректировки лимита в отделе водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского бассейно -водного управления (БВУ),соблюдение зоны санитарной охраны подземных вод, составление программы ведения мониторинга подземных вод, оборудование скважины водоизмерительными приборами, предоставление до 10 января 2010 года (за 2009 год) в отдел водных ресурсов по Оренбургской области Нижневолжского БВУ государственной статистической отчетности по форме 2ТП-водхоз, представление до 25 декабря 2009 года (за 2009 год) в Оренбургский территориальный центр государственного мониторинга геологической среды отчета по результатам наблюдений за качеством и уровнем подземных вод, количеством их отбора, техническим состоянием скважин и состоянием зон санитарной охраны.

Обязать ООО «Наименование обезличено» в срок до 5 марта 2011 года принять меры к разработке и утверждению в установленном законом порядке проекта зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения (скважины), получению санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии санитарным правилам, к соблюдению зоны санитарной охраны подземных вод, к составлению программы ведения мониторинга подземных вод.

Обязать ООО «Наименование обезличено» незамедлительно приостановить эксплуатацию водопроводной скважины, расположенной на берегу Наименование обезличено водохранилища (координаты центра водозабора - 51 градус 31 минута северной широты, 54 градуса 08,1 минуты восточной долготы) – до устранения всех вышеперечисленных нарушен ий.

Взыскать с ООО «Наименование обезличено» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей, зачислив её в федеральный бюджет.

Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области, в течение десяти суток со дня оглашения.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области В.Н. Манцеров.