Дело № 2-437/2011
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Илек 08 апреля 2011 года
Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мруговой Л.К.,
с участием прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В., ответчика Нестерова А.А.,
при секретаре судебного заседаний Никишиной Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Юдина Р.В., предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор Юдин Р.В. обратился в Илекский районный суд Оренбургской области с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» (далее «МО <данные изъяты> сельсовет») о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, указав, Оренбургской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>», при осуществлении сбора и вывоза бытовых отходов с территории населенных мест.
В ходе проведенной проверки установлено, что численность МО «<данные изъяты> сельсовет» составляет 963 человека. Населенный пункт <адрес> состоит из 6 улиц.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения» установлено правило, согласно
которому, отходы производства и потребления подлежат сбору,
использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ходе проведенной проверки установлено, что администрацией МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства, надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора не организован. Населением и учреждениями муниципального образования, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора осуществляется самостоятельно.
В домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены. На улицах муниципального образования урны не выставлены.
Генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась.
Очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988.г. N 4690-88) определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из не канализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре -свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих
канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункты 1.1., 1.2., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.З., 2.2.1, 2.2.2).
Согласно п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Пунктом 19 ч.1 ст.5 Устава муниципального образования также закреплено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельсовета.
В силу ст.42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду. Статьёй 41 Конституции РФ также гарантируется право каждого на здоровье. Данные права обеспечиваются исполнением федеральных законов, регулирующих правоотношения, в том числе в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с ч.2 ст.4 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отношения, возникающие в области охраны окружающей природной среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды и настоящим Федеральным законом.
Несоблюдение администрацией муниципального образования требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельсовета, может привести к ухудшению экологической обстановки и возникновению опасности для здоровья граждан.
Данные обстоятельства ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, проживающего на территории МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес>, что является нарушением ст. 8 ФЗ РФ «О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», которой установлено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования, обязать администрацию МО «<данные изъяты> сельсовет»:
не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО <адрес> и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их количество;
на согласованной территории организовать площадки с водонепроницаемым покрытием, на которые установить согласованное с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) количество стандартных металлических контейнеров;
на улицах муниципального образования выставить урны, количество которых согласовать с органами коммунального хозяйства;
установить и согласовать очередность плано-регулярной очистки населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
В судебном заседании глава администрации МО «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> Нестеров А.А. обоснованность заявления природоохранной прокуратуры признал, обязался устранить допущенные нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, изучив заявление, выслушав пояснение прокурора Илекского района Гущина В.В., ответчика Нестерова А.А., исследовав документы дела, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусмотрено право прокурора, обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Принимаемые природохранным межрайонным прокурором меры, направленные на защиту окружающей среды, состояния атмосферного воздуха и земель, очевидно, отвечают законным интересам неопределенного круга лиц.
В соответствии с требованиями статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и здоровья населения. Однако, эти положения законодательства при функционировании и эксплуатации указанной свалки грубо нарушаются: в нарушение требований п. п. 2.3, 2.4,5.7 СанПин 2.1.7.1038-01 Гигиенических требований к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов не разработан регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, не обеспечен контроль за составом поступающих отходов, не ведется учет поступающих отходов.
Как установлено в судебном заседании, проверкой по соблюдению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического состояния, произведенной Оренбургской природоохранной межраонной прокуратурой установлены нарушения, а именно: не организован надлежащий сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, в домовладениях и на территории муниципального образования места сбора отходов и контейнеры не установлены, на улицах муниципального образования урны не выставлены, генеральная схема отчистки населенных пунктов решением Совета депутатов муниципального образования не принималась и не утверждалась, очередность планово-регулярной очистки в муниципальном образовании не устанавливалась, с территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) не согласовывалась, что является нарушением статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которому, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения относится организация сбора, вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с требованиями ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Исследованные судом доказательства, в своей совокупности, позволяют сделать вывод о доказанности бездействия администрации МО «<данные изъяты>» в организации надлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
Очевидным для суда является то, что данное бездействие нарушает конституционные права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» на благоприятную окружающую среду, установленные ст. 42 Конституции Российской Федерации, поскольку наличие бытовых отходов и мусора в <адрес> негативно влияет на состояние атмосферного воздуха и земель на территории указанного муниципального образования.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.45, 254–258, 194–199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Юдина Р.В.-удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» <адрес> по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории муниципального образования.
Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет» не позднее ДД.ММ.ГГГГ согласовать с администрацией МО Илекский район и Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) выделение на территории домовладений специальных площадок для размещения мусоросборных контейнеров и их количество.
На согласованной территории организовать площадки с водонепроницаемым покрытием, на которые установить согласованное с Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) количество стандартных металлических контейнеров.
На улицах муниципального образования выставить урны, количество которых согласовать с органами коммунального хозяйства.
Установить и согласовать очередность плано-регулярной очистки населенных пунктов с Территориальным Управлением Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К.Мругова
Мотивированное решение изготовлено 11.04.2011.
Судья Илекского районного суда
Оренбургской области Л.К.Мругова