дело № 2-608/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Илек 30 июня 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., истца Федотовой Т.Г., представителя ответчика администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области Бочкарева В.В., при секретаре судебного заседания Ставышенко Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах Федотовой Т.Г. к администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, У С Т А Н О В И Л: прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Федотовой Т.Г. с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав, что Федотова Т.Г. с 1997 года является медицинским работником учреждения здравоохранения, работает в МУЗ «<данные изъяты>», проживает в сельской местности. До ДД.ММ.ГГГГ Федотова Т.Г. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) Федотовой Т.Г. в счет оплаты за освещение было уплачено <данные изъяты> рублей, за отопление в указанный период было уплачено <данные изъяты> рублей. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено <данные изъяты> рублей. За указанный период Федотовой Т.Г. на основании решения Совета депутатов Илекского района Оренбургской области от 27.12.2004 года №303 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Илекского района Оренбургской области» выплачена ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещения в сумме <данные изъяты> рублей. Согласно части 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством. В силу пункта 50 статьи 35 Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу. Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, т.е. полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения переданы тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года; при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы указанного федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении № 383-О-П от 07.02.2007, правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Таким образом, с января 2005 года указанная категория медицинских работников не могла быть лишена прав на льготы, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, и условия их предоставления не должны были быть ухудшены и соответственно Федотова Т.Г., являющаяся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающей и проживающей в <адрес>, относящегося к сельской местности, пользующейся до января 2005 года льготами по полному возмещению расходов на отопление и освещения, с указанного времени должно было производиться возмещение данных расходов в полном объеме. Согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>» муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» учреждено муниципальным образованием «<данные изъяты>». Обязанность по сохранению социальной поддержки в том же объеме, в каком Федотова Т.Г. получала до ДД.ММ.ГГГГ лежит на муниципальном образовании Илекский район. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Илекского района поступило заявление от Федотовой Т.Г. по вопросу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение и просит взыскать с администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Федотовой Т.Г. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты> рублей. В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. уточнила исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области в части периода, за который они просят взыскать понесенные Федотовой Т.Г. расходы по оплате отопления и освещения, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и в сумме <данные изъяты>, при этом просит суд учесть, что Федотовой Т.Г. произведена за указанный период ежемесячная компенсация в счет частичного возмещения расходов по оплате за отопление и освещение в сумме <данные изъяты> рублей, а также ее мужу, Ф.И.А., как ветерану боевых действий в сумме <данные изъяты>, и просила взыскать с администрации муниципального образования Илекский район в счет возмещения расходов по оплате освещения и отопления в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании истец Федотова Т.Г., в интересах которой прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд, поддержала уточненные исковые требования прокурора и просила их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что она работает в МУЗ «<данные изъяты>» с 1997 года врачем и до 2005 года коммунальные услуги оплачивались в полном объеме. С 2005 года льгота на коммунальные услуги предоставляется частично в размере 120 рублей в месяц. Считает, что ей должны компенсировать расходы по оплате коммунальных услуг в размере 100%. Просит взыскать с ответчика в её пользу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно расходы по оплате отопления и освещения в <данные изъяты>. В судебном заседании представитель ответчика администрации МО Илекский район Оренбургской области Бочкарев В.В. действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ с исковыми требованиями прокурора о возмещении всех, понесенных Федотовой Т.Г. расходов, по оплате за отопление и освещение не согласился и считает, что при определении подлежащей к взысканию суммы необходимо применять в расчет нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных действовавшим до 01.01.2005 закона Оренбургской области от 26.11.2003 № 720/92-Ш-ОЗ «О возмещении расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», поскольку это не ухудшает положение истца по предоставлению льгот. Частью 2 данного закона Оренбургской области было предусмотрено, что размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за наем жилого помещения и льгот по плате за отопление и освещение определяется исходя из социальных норм площади жилья 18 кв.м. общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек,42 кв.м. на семью из двух человек, 33 кв.м- на одиноко проживающих граждан. Расчет затрат производится на 1 кв.м льготной площади, но не более фактических затрат, понесенных льготником. Размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за освещение определяется по стоимости электроэнергии, затрачиваемой на горение лампочки в 100 ватт, а на семью, состоящую из трех и более человек-150 ватт. При проведении расчетов истцом необоснованно была включена в сумму задолженности сумма платежей, произведенных Федотовой Т.Г. в период с 15 апреля по 15 октября, поскольку в указанный период отопительный сезон прекращается. При расчете задолженности использовались данные из расчета на одного человека, тогда как для семьи из двух человек (как в данном случае) применяются отдельные критерии в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Илекский район от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно представленного ими расчета они согласны выплатить Федотовой Т.Г. в счет понесенных ею расходов на отопление и освещение в сумме <данные изъяты>. В судебном заседании представитель третьего лица МУЗ «<данные изъяты>» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Как установлено в судебном заседании Федотова Т.Г. действительно с 1997 года и по настоящее время работает в МУЗ «<данные изъяты>» в должности врача, что подтверждается копией трудовой книжки. Согласно справки администрации МО <данные изъяты> сельсоветот ДД.ММ.ГГГГ Федотова Т.Г. зарегистрирована и проживает в <адрес> имеет следующий состав семьи: муж – Ф.И.А., сын- Ф. Дмитрий и дочь- Ф. Алина. Из представленных документов и уточненных требований истцов следует, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что затраты Федотовой Т.Г. на освещение и отопление составили <данные изъяты>. Согласно сведениям о выплате ежемесячной денежной компенсации на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг за указанный период Федотовой Т.Г. выплачено <данные изъяты>, ее мужу Ф.И.А., как ветерану боевых действий выплачено <данные изъяты>. Суд соглашается с доводами прокурора, что в соответствии ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются – органами местного самоуправления (ч.4,6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года №5-П, Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года №383-О-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 ст.153 ФЗ от 22 августа 2004 года №122 –ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано, в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты. Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика и представленным ими расчетом задолженности по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку их доводы основаны на решении Совета депутатов МО Илекский район от 26 декабря 2003 года № 266, утратившим силу 27.12.2004 решением совета депутатов № 330. Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что выплатой денежной компенсации в размере 120 рублей нарушаются права Федотовой Т.Г., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванному определению Конституционного Суда, выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае речь идет не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту – получателю льгот. При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в сумме <данные изъяты>. В соответствии с п.19 части 1 ст.333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, от уплаты государственной госпошлины администрация МО Илекский район Оренбургской области освобождается. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области, в интересах Федотовой Т.Г. – удовлетворить. Взыскать с администрации муниципального образования Илекский район Оренбургской области за счет средств местного бюджета в пользу Федотовой Т.Г. расходы по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова Мотивированное решение изготовлено 30.06.2011 Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова