решение от 08.08.2011 по делу № 2-732/2011 по иску прокурора о признании незаконным бездействия и обязании проведения антикоррупционной экспертизы. решение вступило в законную силу 23.08.2011



Дело № 2-732/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Илек 08 августа 2011 года

Судья Илекского районного суда Оренбургской области Мругова Л.К.,

с участием: представителя истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А.,

при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Рассыпнянский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Рассыпнянский сельсовет и обязании проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Рассыпнянский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Рассыпнянский сельсовет и обязании проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, указав в заявлении, что прокуратурой Илекского района проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства на территории района, в ходе которой установлено следующее.

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

В соответствие со ст. 2 указанного закона, основными принципами
организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых

актов (проектов нормативных правовых актов) являются:

-       обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;

-       оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;

- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);

- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Проведенной прокуратурой Илекского района Оренбургской области проверкой было установлено: что с 2009 года на территории МО Рассыпнянский сельсовет принято более двадцати НПА, однако антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов не проводилась и не проводится в настоящее время в виду отсутствия порядка проведения антикоррупционной экспертизы.

Бездействие органов местного самоуправления МО Рассыпнянский сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Статья 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривает возможность оспаривания бездействия органов местного самоуправления в судебном порядке.

Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Рассыпнянский сельсовет Илекского
района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной
экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Рассыпнянский сельсовет и их проектов и обязать администрацию муниципального образования Рассыпнянский сельский совет Илекского района в срок до 01 ноября 2011 года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Рассыпнянский сельсовет и их проектов в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» и методикой определенной Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. на исковых требованиях прокурора Илекского района Оренбургской области настаивала и просила их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель администрации МО Рассыпнянский сельский Совет Илекского района Оренбургской области не присутствует, глава администрации МО Рассыпнянский сельский совет Секретев А.А. представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело по иску прокурора Илекского района Гущина В.В. в его отсутствии, с исковыми требованиями согласен.

Суд, выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствий со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц и пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции.

Согласно ст.3 указанного Федерального закона Российской Федерации противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Суд соглашается с доводами прокурора, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Согласно ч.3 ст.3 этого же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Советом депутатов МО Рассыпнянский сельсовет <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Рассыпнянский сельсовет и их проектов, однако указанный порядок так и не был разработан.

Как установлено в судебном заседании с 2009 года на территории МО Рассыпнянский сельсовет принято более двадцати нормативно-правовых актов, однако антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов не проводилась и не проводится в настоящее время в связи с тем, что отсутствует порядок проведения антикоррупционной экспертизы.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления МО Рассыпнянский сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Рассыпнянский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Рассыпнянский сельсовет и обязании проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Рассыпнянский сельсовет Илекского
района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной
экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Привольный сельсовет и их проектов.

Обязать администрацию муниципального образования

Рассыпнянский сельсовет Илекского района в срок до 01 ноября 2011
года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов
органов местного самоуправления муниципального образования

Рассыпнянский сельсовет и их проектов в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», и методикой определенной Правительством Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К.Мругова

Мотивировочная часть решения изготовлена 11.08.2011

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К.Мругова