Дело № 2-730/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с.Илек 05 августа 2011 года Судья Илекского районного суда Оренбургской области Мругова Л.К., с участием: представителя истца помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А., представителя ответчика администрации муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекский район Оренбургской области Кожевников В.Г., при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Нижнеозернинский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Нижнеозернинский сельсовет и обязании проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Нижнеозернинский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Нижнеозернинский сельсовет и обязании проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов, указав в заявлении, что прокуратурой Илекского района проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства на территории района, в ходе которой установлено следующее. В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. В соответствие со ст. 2 указанного закона, основными принципами актов (проектов нормативных правовых актов) являются: - обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов; - оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами; - обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов); - сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Проведенной проверкой установлено: что с 2009 года на территории МО Нижнеозернинский сельсовет принято более двадцати НПА, однако антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов не проводилась и не проводится в настоящее время. Бездействие органов местного самоуправления МО Нижнеозернинский сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Статья 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривает возможность оспаривания бездействия органов местного самоуправления в судебном порядке. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. на исковых требованиях прокурора Илекского района Оренбургской области настаивала и просила их удовлетворить в полном объеме. В судебном заседании представитель ответчика глава администрации МО Нижнеозернинский сельский Совет Илекского района Оренбургской области Кожевников В.Г. с исковыми требованиями прокурора согласен и против удовлетворения заявленных требований не возражал. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: В соответствий со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц и пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции. Согласно ст.З указанного Федерального закона Российской Федерации противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, законности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления. Суд соглашается с доводами прокурора, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации № 172-ФЗ от 17.07.2009 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Согласно ч.З ст.З этого же закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится: органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. Советом депутатов МО Нижнеозернинский сельсовет Илекского района Оренбургской области ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет и их проектов», в соответствии с которым, обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы возложена на администрацию Нижнеозернинского сельсовета. Из пояснения в судебном заседании главы администрации Нижнеозернинского сельсовета Кожевникова В.Г. следует, что с 2009 года на территории МО Нижнеозернинский сельсовет принято более двадцати нормативно-правовых актов, однако антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов не проводилась и не проводится в настоящее время. Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о том, что бездействие органа местного самоуправления МО Нижнеозернинский сельсовет в данной сфере создает угрозу коррупциогенных проявлений и негативных последствий правоприменения, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Нижнеозернинский сельсовет о признании незаконным бездействия администрации МО Нижнеозернинский сельсовет и обязании проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и их проектов – удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского Обязать администрацию муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет Илекского района в срок до 01 ноября 2011 Нижнеозернинский сельсовет и их проектов в соответствии с Федеральным законом «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», и методикой определенной Правительством Российской Федерации, на основании порядка, утвержденного решением Совета депутатов МО Нижнеозернинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №. Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Л.К.Мругова Мотивировочная часть решения изготовлена 09.08.2011 Судья Илекского районного суда Оренбургской области Л.К.Мругова
организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых
района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной
экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет и их проектов и обязать администрацию муниципального образования Нижнеозернинский сельский совет <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет и их проектов в соответствии с Федеральным законом « Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов» и методикой определенной Правительством Российской Федерации, на основании порядка, утвержденного решением Совета депутатов МО Нижнеозернинский сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ №.
района, выразившееся в непринятии мер по проведению антикоррупционной
экспертизы правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Нижнеозернинский сельсовет и их проектов.
года обеспечить проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов
органов местного самоуправления муниципального образования