Решение от 22.08.2011 по делу № 2-764/2011 о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением. Решение вступило в законную силу 06.09.2011



Дело № 2-764/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Илек 22 августа 2011 года

Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мруговой Л.К.,

с участием помощника прокурора Илекского района Оренбургской области Манцеровой Ю.А., при секретаре судебного заседания Никишиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Илекского района Оренбургской области в интересах Ищановой Ж.К. к администрации муниципального образования <адрес> о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Ищановой Ж.К. с исковым заявлением о взыскании расходов по оплате жилья с отоплением и освещением, указав, что Ищанова Ж.К. с 2000 года является медицинским работником учреждения здравоохранения, работает в МУЗ «<данные изъяты>», проживает в сельской местности. До ДД.ММ.ГГГГ Ищанова Ж.К. пользовалась льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) Ищановой Ж.К. в счет оплаты за освещение было уплачено <данные изъяты> рублей, за отопление в указанный период было уплачено <данные изъяты> рублей. В общей сложности указанным лицом на оплату жилья с отоплением и освещением было потрачено <данные изъяты> рублей.

За указанный период Ищановой Ж.К. на основании решения Совета депутатов Илекского района Оренбургской области от 27.12.2004 года №303 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории Илекского района Оренбургской области» выплачена ежемесячная компенсация на частичное возмещение расходов по оплате за наем жилого помещения, отопление и освещения в сумме <данные изъяты> рублей.

Согласно части 2 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

В силу пункта 50 статьи 35 Федерального Закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 статьи 63 Основ законодательства об охране здоровья граждан утратила силу.

Данная статья дополнена частью 5, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления, т.е. полномочия по установлению мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения переданы тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

В силу части 2 статьи 153 названного Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Федеральный закон от 22.08.2004 года №122-ФЗ, согласно преамбуле, принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой; нормы указанного федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении № 383-О-П от 07.02.2007, правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права и льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства об охране здоровья граждан.

Таким образом, с января 2005 года указанная категория медицинских работников не могла быть лишена прав на льготы, которыми они пользовались до ДД.ММ.ГГГГ, и условия их предоставления не должны были быть ухудшены и соответственно Ищановой Ж.К., являющейся медицинским работником муниципального учреждения здравоохранения, работающей и проживающей в <адрес>, относящегося к сельской местности, пользующейся до января 2005 года льготами по полному возмещению расходов на отопление и освещения, с указанного времени должно было производиться возмещение данных расходов в полном объеме.

Согласно Уставу МУЗ «<данные изъяты>» муниципальное учреждение здравоохранения «<данные изъяты>» учреждено муниципальным образованием «<данные изъяты> район».

Обязанность по сохранению социальной поддержки в том же объеме, в каком Ищанова Ж.К. получала до ДД.ММ.ГГГГ, лежит на муниципальном образовании <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор праве обратиться в суд в случае обращения к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Илекского района поступило заявление от Ищановой Ж.К. по вопросу защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты, включая социальное обеспечение и просит взыскать с администрации муниципального образования <адрес> за счет средств местного бюджета в пользу Ищановой Ж.К. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (включительно) в качестве возмещения расходов по оплате жилья с отоплением и освещением в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Илекского района Оренбургской области Манцерова Ю.А. уточнила исковые требования прокурора Илекского района Оренбургской области в части периода, за который они просят взыскать понесенные Ищановой Ж.К. расходы по оплате отопления и освещения, а именно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно и в сумме <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Ищанова Ж.К., в интересах которой прокурор Илекского района Оренбургской области обратился в суд, не присутствует, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика администрации МО <адрес> К.Ю.В.., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не присутствует, обратилась в суд с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствии, представила в суд отзыв, согласно которому с исковыми требованиями прокурора о возмещении всех, понесенных Ищановой Ж.К., расходов по оплате за отопление и освещение не согласилась и считает, что истцом необоснованно указано в заявлении, что представляемое лицо пользовалось льготами по 100% оплате жилья, связанных с отоплением и освещением, поскольку по сведениям <данные изъяты> ЦРБ до 1.01.2005 года применялись льготы по оплате в соответствии с нормами, предусмотренными Решением Совета депутатов МО Илекский район от 26.12.2003 г №266, которым было предусмотрено, что размер возмещения расходов по оплате за отопление определяется исходя из социальных норм площади жилья 18 кв. метров общей площади жилья на одного человека, состоящих из трех и более человек, 42. кв. м. - на семью из двух человек, 33 кв.м. - на одиноко проживающих граждан.

Размер возмещения расходов на предоставление льгот по оплате за освещение определяется по стоимости электроэнергии, затрачиваемой на горение лампочки в 100 ватт, а на семью, состоящую из трех и более человек -150 ватт.

При проведении расчетов истцом необоснованно была включена в сумму задолженности сумма платежей, произведенных лицом, чьи интересы представляет истец, в период с 15 апреля по 15 октября, поскольку в указанный период отопительный сезон прекращается.

При расчете задолженности необходимо использовать данные с учетом количества членов семьи в соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования Илекский район от 26 декабря 2003 года №266.

При подготовке расчета использовались социальные нормы, которые применялись до 01.01.2005 года, то есть положение лиц, в интересах которых выступает истец не было ухудшено, согласно ч.2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции ФЗ №122-ФЗ от 22.08.2004 года о мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления. До внесения изменений в указанный закон врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной системы здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством.

С 01.01.2005 года после вступления в силу ФЗ №122-ФЗ от
22.08.2004 года в Илекском районе Решением депутатов
муниципального образования Илекский район от 27.12.2002 года №330
«О мерах социальной поддержки отдельных категорий

квалифицированных работников районных муниципальных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности на территории <адрес>» была установлена ежемесячная денежная компенсация на частичное возмещение расходов за наем жилого помещения отопление и освещение в размере 120 рублей в месяц. Согласно положения, утвержденного этим решением, назначение и выплата компенсации осуществляется по месту работы, финансирование производится за счет средств местного бюджета. С 1 апреля 2011 года размер данной компенсации составляет 180 рублей. Вместе с тем, следует учитывать, что в соответствии с п.2 ст. 153 ФЗ №122 от 22.08.2004 года «О внесении изменений в законодательные акты РФ «и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» при издании органами государственной власти субъектов РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны соблюдаться следующие условия:

-вновь установленные размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т.ч. единовременные) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме, представляются соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 года;

- при изменении после 31.12.2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющих отдельным категориям граждан по указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

С учетом вышеизложенного, администрация <адрес> считает исковое заявление о взыскании расходов по оплате коммунальных услуг в пользу лица, в интересах которого выступает истец, не обоснованным и подлежащим удовлетворению в части, а именно в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель третьего лица МУЗ «<данные изъяты>» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, Ищанова Ж.К. действительно с 2000 года и по настоящее время работает в МУЗ «<данные изъяты>» в должности <данные изъяты> <адрес>, что подтверждается копией трудовой книжки.

Согласно справки администрации МО <данные изъяты> сельсовет от ДД.ММ.ГГГГ, Ищанова Ж.К. зарегистрирована и проживает в <адрес> и имеет следующий состав семьи: <данные изъяты>.

Из представленных документов следует, что за период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что затраты Ищановой Ж.К. на освещение и отопление составили <данные изъяты> рублей.

Суд соглашается с доводами прокурора, что в соответствии ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993, в новой редакции, меры социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения определяются и осуществляются – органами местного самоуправления (ч.4,6). При этом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 года №5-П, Определении Конституционного Суда РФ от 07.02.2008 года №383-О-П, где указано, что установленное п.50 ст.35 ФЗ от 22.08.2004 года №122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности, права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, которыми они пользовались до 01.01.2005 года на основании ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 года №149-О-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретено ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

Часть 1 ст.153 ФЗ от 22 августа 2004 года №122 –ФЗ, не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 01.01.2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников, как указано, в вышеназванном определении, федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика и представленным ими расчетом задолженности по возмещению расходов на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, поскольку их доводы основаны на решении Совета депутатов МО <адрес> от 26 декабря 2003 года № 266, утратившим силу 27.12.2004 решением совета депутатов № 330.

Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что выплатой денежной компенсации в размере 120 рублей нарушаются права Ищановой Ж.К., поскольку размер произведенной выплаты по сравнению с фактическими затратами носит символический характер, а согласно вышеназванному определению Конституционного Суда, выплаты компенсаторного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В данном случае речь идет не об общем объеме произведенных выплат ответчиком, а об объеме произведенных выплат конкретному субъекту – получателю льгот.

При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, в сумме <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п.19 части 1 ст.333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, от уплаты государственной госпошлины администрация МО <адрес> освобождается.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области, в интересах Ищановой Ж.К. – удовлетворить.

Взыскать с администрации муниципального образования <адрес> за счет средств местного бюджета в пользу Ищановой Ж.К. расходы по оплате отопления и освещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Оренбургский суд через Илекский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К. Мругова

Мотивированное решение изготовлено 26.08.2011

Судья Илекского районного суда

Оренбургской области Л.К. Мругова