дело № 2-684/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Илек 14 июля 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., при секретаре судебного заседания Дугиновой М.В., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Илекского района Оренбургской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области и МУП «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия и обязании привести скотомогильник в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Илекского района Оренбургской области в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области и МУП «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия и обязании привести скотомогильник в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В своем заявлении прокурор указывает, что прокуратурой Илекского района с привлечением ветеринарного инспектора ГУ «<данные изъяты>» в мае-июне 2011 года проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В ходе проверки установлено, что находящийся на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района скотомогильник, расположенный юго-западном направлении от с. <данные изъяты>, не соответствует требованиям пунктов 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил бора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, выразившимся в том, что территория скотомогильника ограждена глухим забором частично, траншея выкопана с наружной стороны, на территории скотомогильника отсутствуют: помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м.. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В ходе проведения проверки установлено, что имеющийся на территории <данные изъяты> сельсовета Илекского района Оренбургской области скотомогильник является собственностью муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, передан в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>», право на указанный объект зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Однако надлежащим образом установленные законом обязанности по обустройству, санитарному состоянию и оборудованию скотомогильника администрации МО <данные изъяты> сельсовет, МУП «<данные изъяты>» не исполняют, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42, Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с этим, прокурор Илекского района Оренбургской области просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты>, выразившимся в непринятии мер по содержанию места захоронения биологических отходов скотомогильника, расположенного на территории МО <данные изъяты>, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и обязать администрацию МО <данные изъяты> сельсовет и МУП «<данные изъяты>» привести скотомогильник в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. поддержала иск прокурора Илекского района Оренбургской области по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании глава муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области К.В.Г.. не присутствует, обратился в суд с заявлением о рассмотрении данного дела в его отсутствии, исковые требования прокурора Илекского района признает в полном объеме. Суд, выслушав заместителя прокурора Илекского района Парапанову И.В., допросив свидетеля и изучив документы дела, приходит к следующему выводу. Согласно Ветеринарно-санитарных правил бора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996 года № 1005 скотомогильники - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно - санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. В силу статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация- это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций- это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природной среде, материальных потерь в случае их возникновения. Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу п. 6.1 Ветеринарно- санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469 в редакции от 16.08.2007, скотомогильники и биотермические ямы, принадлежащие организациям, эксплуатируются за их счет. Согласно пункту 6.10 Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов (утв.Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 №13-7-2/469) (редакция от 16.08.2007) ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Судом установлено, что имеющийся на территории МО <данные изъяты> сельсовет скотомогильник находится на балансе администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет и принадлежит ему на праве собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от 25.12.2009. Из исследованных судом- перечня имущества, передаваемого в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>» и акта приема-передачи имущества муниципального образования <данные изъяты> сельсовет в хозяйственное ведение МУП «<данные изъяты>» от 01.06.2010, в хозяйственном ведении МУП «<данные изъяты>» находится скотомогильник, расположенный по адресу: <данные изъяты> Актом проверки ветеринарно-санитарного состояния места захоронения биологических отходов подтверждается нарушение ветеринарно-санитарных норм в содержании скотомогильника, принадлежащего МО <данные изъяты> сельсовет и находящегося в хозяйственном ведении МУП «<данные изъяты>», а именно: -территория скотомогильника ограждена глухим забором частично, -траншея выкопана с наружной стороны, -на территории скотомогильника отсутствуют: помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м.. Допрошенный в судебном заседании свидетель Л.Ю.Л.. показал, что он работает ветеринарным инспектором ГУ «<данные изъяты>» и в мае-июне 2011 года совместно с прокуратурой Илекского района проводил проверку соблюдения ветеринарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В ходе проверки было установлено, что находящаяся на территории МО <данные изъяты> сельсовет скотомогильник не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпромом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, что создает угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что надлежащее устройство, содержание и оборудование скотомогильника может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42, Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию места захоронения биологических отходов – скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Обязать администрацию МО <данные изъяты> сельсовет, МУП «<данные изъяты>» привести скотомогильник в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд, через Илекский районный суд, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова