дело № 2-688/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Илек 14 июля 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., при секретаре судебного заседания Дугиновой М.В., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Илекского района Оренбургской области предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по принятию мер к надлежащему содержанию скотомогильника и признании незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет по принятию мер к обращению к Правительству Оренбургской области по вопросу выделения средств на благоустройство и содержание скотомогильника, УСТАНОВИЛ: прокурор Илекского района Оренбургской области в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Правительству Оренбургской области и администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области. В своем заявлении прокурор указывает, что прокуратурой Илекского района с привлечением ветеринарного инспектора ГУ «<данные изъяты>» в мае-июне 2011 года проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В ходе проверки установлено, что находящийся на территории муниципального образования <данные изъяты> направлении от <адрес>, не соответствует требованиям пунктов 5.6, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил бора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, выразившимся в том, что ограждение территории скотомогильника глухим забором частично отсутствует, траншея выкопана с наружной стороны скотомогильника, на территории скотомогильника отсутствуют: помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м. Согласно указанным Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996 года № 1005 скотомогильники - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно - санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В ходе проведения проверки установлено, что имеющийся на территории <данные изъяты> сельсовета <адрес> скотомогильник, являющийся местом захоронения биологических отходов, на балансе администрации указанного муниципального образования не состоит. Сведений о правах на указанные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется. Названный скотомогильник в нарушение требований действующего законодательства, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто не следит за его техническим состоянием. В свою очередь, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Однако полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника <данные изъяты> сельсовету не передавались, полномочия непосредственно органом государственной власти субъекта РФ -Правительством Оренбургской области, в указанной сфере не исполняются. Вопрос о надлежащем устройстве и содержании скотомогильника в надлежащем санитарном состоянии и оборудовании до настоящего времени не решен, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42, Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с этим, прокурор Илекского района Оренбургской области просит признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию мест захоронения биологических отходов – скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, являющимся бесхозяйным, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469 и признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Подстепкинский сельсовет, выразившимся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования Подстепкинский сельсовет. Обязать Правительство Оренбургской области привести скотомогильник в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469. В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. уточнила требования прокурора Илекского района Оренбургской области, поддержав их в части признания незаконным бездействия Правительства Оренбургской области по принятию мер к надлежащему содержанию скотомогильника и просила не рассматривать требования в части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, выразившимся в непринятии мер по обращению в Правительство Оренбургской области по вопросу выделения денежных средств на обустройство и содержание скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет, поскольку действующее законодательство не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного скотомогильника, а полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации МО <данные изъяты> сельсовет не передавались. В судебное заседание представитель ответчика Правительства Оренбургской области не явился, о дне, времени и месте слушания дела извещен. Согласно представленного отзыва ответчик не согласен с заявленными требованиями, поскольку считает, что в соответствии с Гражданским кодексом РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права, на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Скотомогильник находится на землях муниципального образования. В соответствии с п.2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Согласно п.п 8 п. 1 ст. 14. Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится и участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. В соответствии со ст. 11 «Основ законодательства Российской Федерации об Согласно п.1, абзаца 2 п.2, п.5 ст. 19 № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, то есть согласно Федерального закона от 31,07,1998 г. № 145-ФЗ «Бюджетный кодекс Российской Федерации». В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В соответствии с п.6.10. «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты. Следовательно, вопросы содержания скотомогильников (биотермических ям) возлагаются на собственников этого имущества, а при их отсутствии такая обязанность относится к полномочиям Российской Федерации или субъектов Российской Федерации». Местная администрация в режиме сельских и поселковых советов есть и она работает. В настоящее время Правительством Оренбургской области разработан проект Постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы «предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам» на 2011-2015 годы». На реализацию данной программы планируется выделить из областного бюджета 665 миллионов рублей. Цели и основные задачи Программы: обеспечение безопасности населения и сельскохозяйственных животных при обращении с биологическими отходами на территории Оренбургской области. Основные задачи Программы: устранение негативного воздействия биологических отходов на окружающую среду, на здоровье населения и сельскохозяйственных животных в Оренбургской области; реализация комплекса мер по строительству, ремонту и консервации объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, приобретению специальной техники. В связи с этим Правительство Оренбургской области просит отказать в удовлетворении заявления прокурора Илекского района Оренбургской области. В судебном заседании глава муниципального образования <данные изъяты> Н.А.П. не присутствует, обратился в суд с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд, выслушав заместителя прокурора <адрес> Парапанову И.В., допросив свидетеля и изучив документы дела, приходит к следующему выводу. В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает. В соответствии с п.5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 №13-7-2/469 к полномочиям органов местной администрации отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в силу пункта 6.10 указанных Ветеринарно-санитарных правил может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся данные объекты. Судом установлено, что имеющийся на территории МО <данные изъяты> сельсовет скотомогильник на балансе администрации муниципального образования не состоит. Сведений о правах на указанные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не имеется. Актом проверки ветеринарно-санитарного состояния места захоронения биологических отходов подтверждается нарушение ветеринарно-санитарных норм в содержании скотомогильника, а именно: -ограждение территории скотомогильника глухим забором частично отсутствует, -траншея выкопана с наружной стороны скотомогильника, - на территории скотомогильника отсутствуют: помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м. Допрошенный в судебном заседании свидетель Л.Ю.Л. показал, что он работает ветеринарным инспектором ГУ «<данные изъяты>» в мае-июне 2011 года совместно с прокуратурой <адрес> проводил проверку соблюдения ветеринарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В ходе проверки было установлено, что находящийся на территории МО <данные изъяты> сельсовет скотомогильник не соответствуют требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпромом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, что создает угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что ненадлежащее устройство, содержание и оборудование скотомогильника может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42, Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Доводы Правительства Оренбургской области о том, что оно не бездействует, поскольку в настоящее время Правительством Оренбургской области разработан проект Постановления Правительства Оренбургской области «Об утверждении областной целевой программы « предупреждение чрезвычайной ситуации в Оренбургской области, связанной с несоответствием объектов сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов ветеринарно-санитарным правилам» на 2011-2015 года» суд считает несостоятельными, поскольку до настоящего времени Правительство Оренбургской области не приняло никаких мер по приведению находящегося на территории МО <данные изъяты> сельсовет скотомогильника в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, не передало полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном ст.19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрации МО <данные изъяты> сельсовет для содержания и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан. На основание изложенного и руководствуясь ст. ст. 45, 194 – 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить. Признать незаконным бездействие Правительства Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по предупреждению чрезвычайной ситуации, связанной с несоответствием ветеринарно- санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов скотомогильника, находящейся на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области. Обязать Правительство Оренбургской области привести скотомогильник в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд, через Илекский районный суд, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова
охране здоровья граждан» (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) санитарно-
эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.