дело № 2-683/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Илек 14 июля 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Мясниковой Н.В., при секретаре судебного заседания Дугиновой М.В., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., представителя колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области Щиенко Т.В., действующей на основании доверенности от 13.07.2011, рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Илекского района Оренбургской области, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к колхозу «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании привести Яму Беккари в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, УСТАНОВИЛ: прокурор Илекского района Оренбургской области в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к колхозу «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия и обязании привести Яму Беккари в соответствие с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. В своем заявлении прокурор указывает, что прокуратурой Илекского района с привлечением ветеринарного инспектора ГУ «<данные изъяты>» в мае-июне 2011 года проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В ходе проверки установлено, что находящаяся на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Яма Беккари (биотермическая яма), расположенная в южном направлении от с. <данные изъяты>, не соответствует требованиям пунктов 5.6, 5.7, 5.8 Ветеринарно-санитарных правил бора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом РФ 04.12.1995 N 13-7-2/469, выразившимся в том, что ограждение Ямы Беккари сплошным забором занимает участок земли менее 600 кв.м., траншея выкопана с наружной стороны ограждения, вытяжные трубы из ямы высотой 3 м отсутствуют, на территории Ямы Беккари отсутствуют: помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м.. Скотомогильник является потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В ходе проведения проверки установлено, что имеющаяся на территории <данные изъяты> сельсовета Илекского района Оренбургской области Яма Беккари является собственностью колхоза «<данные изъяты>» и используется последним. Ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермических ям) с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций. Однако надлежащим образом установленные законом обязанности по обустройству, санитарному состоянию и оборудованию Ямы Беккари колхоз «<данные изъяты>» не исполняет, что может привести к созданию чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования и тем самым создает препятствие к осуществлению предусмотренных ст. 42, Конституции РФ прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В связи с этим, прокурор Илекского района Оренбургской области просит признать незаконным бездействие колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области, выразившимся в непринятии мер по содержанию места захоронения биологических отходов - Ямы Беккари, расположенной на территории МО <данные изъяты> сельсовет, в соответствии с требованиями Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и обязать администрацию колхоза «<данные изъяты>» привести Яму Беккари в соответствие с требованиями вышеуказанных правил. В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. поддержала иск прокурора Илекского района Оренбургской области по изложенным в нем основаниям. В судебном заседании представитель колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области Щиенко Т.В., действующая на основании доверенности от 13.07.2011, требования прокурора района не признала и пояснила, что Яма Беккари, расположенная на территории <данные изъяты> сельсовета, ранее принадлежала на праве собственности колхозу «<данные изъяты>». В 2002 году Яма Беккари была снята с баланса колхоза, так как пришла в негодность и формально колхоз не является собственником этого имущества. Вместе с тем, она подтвердила, что и до настоящего времени колхоз использует данную Яму Беккари по назначению. Кроме того, данную яму для захоронения животных используют жители села <данные изъяты>. Суд, выслушав заместителя прокурора Илекского района Парапанову И.В., представителя колхоза «Россия» Щиенко Т.В, допросив свидетеля и изучив документы дела, приходит к следующему выводу. В силу ст. 8 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижения размеров ущерба окружающей природного среде материальных потерь в случае их возникновения. Согласно указанным Ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, зарегистрированным в Минюсте РФ 5 января 1996 года № 1005 скотомогильники - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются: трупы животных и птиц; ветеринарные конфискаты (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения), выявленные после ветеринарно - санитарной экспертизы; другие отходы, получаемые при переработке пищевого и не пищевого сырья животного происхождения. Скотомогильники являются потенциальным источником распространения опасных инфекционных заболеваний. В соответствии с п. 6.10 Правил, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермических ям) возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых они находятся. Согласно п. 1.11 Правил, целью надлежащего содержания скотомогильников является охрана окружающей среды от загрязнения, предупреждение и ликвидация заразных и массовых болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, то есть предупреждение и ликвидация последствий таких явлений, как эпидемия и эпизоотия, которые относятся к чрезвычайным ситуациям. Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимальное возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Таким образом, полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление организационно-технических мероприятий по защите населения от эпидемий, эпизоотии, которые относятся к биолого-социальным чрезвычайным ситуациям, а надлежащее устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников (биотермический ям) является важной составляющей мер по предупреждению указанных чрезвычайных ситуаций. Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. По смыслу указанной статьи использование земель и других природных ресурсов не должно наносить ущерба окружающей среде и не нарушать права и законные интересы граждан, в данном случае проживающих на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет. В соответствии со ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», статьей 8 Федерального закона «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается выполнением требований природоохранного и санитарного законодательства. Как установлено судом, Яма Беккари, расположенная на территории <данные изъяты> сельсовета, находится в ведении колхоза «<данные изъяты>» Илекского района. На балансе колхоза «<данные изъяты>» не состоит, но до настоящего времени Яма Беккари используется колхозом «<данные изъяты> по прямому его предназначению, что подтвердила представитель ответчика Щиенко Т.В. Как следует из информации председателя колхоза «<данные изъяты> Илекского района Д.С.И.., скотомогильник эксплуатируется колхозом «<данные изъяты>» и населением села <данные изъяты>. На балансе колхоза данный объект не числится с 02.02.2002 г. В 2008 году скотомогильник был огорожен силами колхоза «<данные изъяты>» вторым забором. Согласно требованиям статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом. Таким образом, колхоз «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области несет ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника, расположенного на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет. Актом проверки ветеринарно-санитарного состояния места захоронения биологических отходов подтверждается нарушение ветеринарно-санитарных норм в содержании Ямы Беккари, принадлежащей колхозу «<данные изъяты>», а именно: -ограждение Ямы Беккари сплошным забором занимает участок земли менее 600 кв.м., -траншея выкопана с наружной стороны ограждения, - вытяжные трубы из ямы высотой 3 м отсутствуют, на территории Ямы Беккари отсутствуют: помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м.. Допрошенный в судебном заседании свидетель Л.Ю.Л. показал, что он работает ветеринарным инспектором ГУ «<данные изъяты>» и в мае-июне 2011 года совместно с прокуратурой Илекского района проводил проверку соблюдения ветеринарного законодательства по содержанию и эксплуатации мест, отведенных для захоронения биологических отходов. В ходе проверки было установлено, что находящаяся на территории <данные изъяты> сельсовет и принадлежащая колхозу «<данные изъяты>» Яма Беккари не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпромом РФ 04.12.1995 № 13-7-2/469, что создает угрозу распространения опасных инфекционных заболеваний. Анализируя изложенное суд приходит к выводу о том, что бездействие руководства колхоза «<данные изъяты>» нарушает конституционные права граждан (неопределенного круга лиц), проживающих на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет на благоприятную окружающую среду, а поэтому считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии с требованиями статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет. Согласно требованиям ст. 333-19 Налогового кодекса Российской Федерации, с колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области в федеральный бюджет подлежит взысканию денежная сумма в размере <данные изъяты> рублей. На основании изложенного и руководствуясь статьями 45, 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: исковое заявление прокурора Илекского района Оренбургской области – удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по содержанию места захоронения биологических отходов – Ямы Беккари, расположенной на территории муниципального образования <данные изъяты> сельсовет Илекского района Оренбургской области, в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Обязать администрацию колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области привести Яму Беккари в соответствие с требованиями ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, а именно: оградить Яму Беккари сплошным забором на земельном участке не менее 600 кв.м.; выкопать траншею с внутренней стороны ограждения; установить вытяжные трубы из ямы высотой 3 м ; оборудовать на территории Ямы Беккари помещение для вскрытия трупов животных, хранения дизенсредств, спецодежды, инструментов, инвентаря; установить навес над ямой высотой 2,5 м, длиной 6 м и шириной 3 м.. Взыскать с колхоза «<данные изъяты>» Илекского района Оренбургской области государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Оренбургский областной суд, через Илекский районный суд, в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова Мотивированное решение изготовлено 18.07.2011. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Н.В.Мясникова