Дело № 2-776/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации с. Илек 24 августа 2011 года Илекский районный суд Оренбургской области в составе: председательствующего судьи Мруговой Л.К., с участием заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапановой И.В., ответчика Исаева И.М., при секретаре судебных заседаний Никишиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В., предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Илекский район к администрации муниципального образования Илекский район и <данные изъяты> Исаеву И.М. о признании незаконным бездействия и об обязании принять меры к демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Илекского района Оренбургской области Гущин В.В. обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Илекский район к администрации муниципального образования Илекский район и <данные изъяты> Исаеву И.М. о признании незаконным бездействия и об обязании принять меры к демонтажу самовольно установленной рекламной конструкции, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения земельного законодательства, а также законодательства о рекламе на территории Илекского района. В ходе проведенной проверки, установлено, что на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности на расстоянии 2 метров от бровки автомобильной дороги <адрес> и непосредственно на бровки дорожного полотна автомобильной дороги, проходящей по <адрес> 2-х метров от края асфальта автомобильной дороги по <адрес>) <данные изъяты> Исаевым И.М. размещена конструкция в виде деревянного щита размером 3*2, установленного на металлическом столбе диаметром 15 см, выстой 2.4 м., в целом высота конструкции 4, 4 метров, с надписями «Универсальная база строительно-отделочных материалов и хозяйственных товаров», «Все в одном месте», «По самым низким ценам:», «Погрузка, доставка бесплатно». На указанном деревянном щите помимо указанных надписей имеется указатель в виду стрелки по направлению на север от указанного щита. Двигаясь по направлению от указанного щита на север на расстоянии 100 метров имеется въезд на территорию строительной базы с названием «<данные изъяты>». Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О рекламе" (далее по тексту Федеральный закон № 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее -рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В силу статьи 3 Федерального закона № 38-Ф в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: 1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; 2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; 3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. Таким образом, щит установленный Исаевым И.М. с содержащейся на нем информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, строительно-отделочных материалов и хозяйственных товаров, реализуемому Исаевым И.М. имеет все признаки рекламы и является рекламной конструкцией. Согласно информации от администрации района разрешений на установку рекламной конструкции Исаеву И.М. не выдавались. За разрешением на установку рекламной конструкции, заключением договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции Исаев И.М. в администрацию района не обращался. Указанный договор с Исаевым И.М. не заключался. Решением Совета депутатов муниципального образования Илекский район Оренбургской области второго созыва от 27.12.2006 № 119 утверждены Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Илекском районе (далее по тексту Правила). В силу пунктов 6.4, 7.2 Правил (в редакции от 28.08.2009) заявитель производит размещение рекламной после поступления оплаты по счету. За размещение (установку и эксплуатацию) рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности, взимается плата. В силу пункта 5.2.4 Правил (в редакции от 28.08.2009) установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания Комиссии по наружной рекламе при администрации района, осуществляющей в силу пункта 9.1 Правил контроль от имени администрации района за соблюдением Правил. Таким образом, установленная Исаевым И.М. рекламная конструкция является самовольной, однако администрацией Илекского района меры к демонтажу самовольной установки не принимаются. Вместе с тем, в ходе проверки и обследовании земельного участка, на котором Исаевым И.М размещена рекламная конструкция, установлено несоответствие требованиям указанного ГОСТа, поскольку рекламная конструкция установлена непосредственно на бровке дорожного полотна автомобильной дороги по. <адрес>, на расстоянии 2 метров от края асфальта дорожного покрытия <адрес>. В силу части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Установление Исаевым И.М. рекламной конструкции в нарушение требований законодательства РФ о безопасности дорожного движения грубо нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, на безопасные условия движения по <адрес>. Кроме того, самовольное установление рекламной конструкции Исаевым И.М. в отсутствие разрешение на ее установку, без заключения соответствующего договора с собственником земельного участка на котором установлена рекламная конструкция нарушает права муниципального образования, жителей муниципального образования, поскольку плата за пользование земельного участка не поступает, местный бюджет в результате самовольной установки не пополняется. Указанные нарушения муниципального образования, неопределенного круга лиц, стали возможными ввиду бездействия администрации Илекского района, поскольку контроль за соблюдением требований законодательства о рекламе не осуществлялся, меры к демонтажу указанной установки не применялись. В связи с этим, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Илекский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Земельного кодекса РФ в деятельности индивидуального предпринимателя Исаева И.М. Обязать администрацию муниципального образования Илекский район, <данные изъяты> Исаева И.М. устранить выявленные нарушения, путем принятия мер к демонтажу самовольно установленной Исаевым И.М. рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности на перекрестке <адрес> В судебном заседании заместитель прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанова И.В. поддержала заявленные требования по приведенным в заявлении основаниям и просила суд их удовлетворить. В судебном заседании представитель третьего лица- администрации Илекского района Оренбургской области, не присутствует. Главный специалист-юрист организационно-правового отдела администрации района Х.В.А. . действующая по доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ направила в суд заявление, из которого следует, что она против удовлетворения искового заявления прокурора Илекского района не возражает и просит рассмотреть дело в отсутствии представителя администрации. В судебном заседании <данные изъяты> Исаев И.М. исковые требования прокурора не признал и показал, что рекламный шит он разместил без разрешения, однако документы на размещение рекламы находятся в стадии оформления. В настоящее время он оформляет с администрацией Илекского района договор аренды на размещение на <адрес> стенда с рекламой. Суд, изучив заявление, выслушав заместителя прокурора Илекского района Оренбургской области Парапанову И.В., ответчика Исаева И.М. и изучив документы дела, находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия должностного лица, препятствующего осуществлению гарантированных прав граждан. Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О рекламе" (далее по тексту Федеральный закон № 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. В силу части 5 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ установка, и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Согласно требованиям части 5.1. статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу требований части 9 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции. Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того, частью 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011) закреплено, что использование земли в Российской Федерации является платным. В судебном заседании установлено, что щит установленный Исаевым И.М. с содержащейся на нем информацией, адресованной неопределенному кругу лиц, направленной на привлечение внимания к объекту рекламирования, строительно-отделочных материалов и хозяйственных товаров, реализуемому Исаевым И.М. имеет все признаки рекламы и является рекламной конструкцией. Так же как установлено в судебном заседании, проверкой исполнения земельного законодательства, а также законодательства о рекламе на территории Илекского района, произведенной прокуратурой района выявлено, что в нарушение вышеизложенных требований законодательства, <данные изъяты> Исаевым И.М. установлена рекламная конструкция, грубо нарушающая права и законные интересы неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, на безопасные условия движения по <адрес>, кроме того рекламная конструкция установлена в отсутствии разрешения на её установку. Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция. Суд соглашается с доводами прокурора, что <данные изъяты> Исаевым И.М. так же нарушены утвержденные Советом депутатов МО Илекский район от ДД.ММ.ГГГГ № Правила размещения средств наружной рекламы и информации в Илекском районе, согласно которых: заявитель производит размещение рекламной после поступления оплаты по счету. За размещение (установку и эксплуатацию) рекламной конструкции на объектах, находящихся в муниципальной собственности, взимается плата. В силу пункта 5.2.4 Правил (в редакции от 28.08.2009) установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания Комиссии по наружной рекламе при администрации района, осуществляющей в силу пункта 9.1 Правил контроль от имени администрации района за соблюдением Правил. Из представленной информации от заместителя главы <адрес> по финансово-экономическим вопросам, заведующий финансовым отделом администрации района Н.Л.Н. следует, что в бюджет района денежных средств от <данные изъяты> Исаева И.М. за аренду земли, за установку и эксплуатацию рекламной конструкции в период ДД.ММ.ГГГГ не поступало, так как разрешение на то не выдавалось. Таким образом, установленная Исаевым И.М. рекламная конструкция является самовольной, однако администрацией Илекского района меры к демонтажу самовольной установки не принимаются. Кроме того, в соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются права и свободы человека и гражданина. Согласно пункту 3 части 4 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта. В силу пункта 4.2 Правил рекламные конструкции и их размещение должны быть безопасны. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный Закон № 196-ФЗ) дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Безопасность дорожного движения -состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно - транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путём выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации (статья 24 Федерального закона № 196-ФЗ). Согласно п.6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы, правила размещения» средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, а так же не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м. от бровки земляного полотна автомобильной дороги вне населённых пунктов и на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) - в населённых пунктах. В указанном ГОСТе содержатся требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность дорожного движения и населения, поэтому в силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» данный государственный стандарт подлежит обязательному применению. Однако в нарушении указанных требований ГОСТа рекламная конструкция установлена непосредственно на бровке дорожного полотна автомобильной дороги по <адрес> на расстоянии 2 метров от края асфальта дорожного покрытия <адрес>. Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Илекского района Оренбургской области является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку, исследованными в судебном заседании доказательствами вышеуказанное бездействие администрации МО Илекский района в деятельности <данные изъяты> Исаева И.М., нашло свое подтверждение и установленная <данные изъяты> Исаевым И.М. рекламная конструкция нарушает требования законодательства РФ о безопасности дорожного движения, грубо нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, являющихся участниками дорожного движения, на безопасные условия движения по <адрес>. В соответствии со статьей 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан. Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, в соответствии с требованиями статьи 103 ГПК РФ взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в федеральный бюджет. Согласно требованиям ст. 333–19 Налогового кодекса Российской Федерации, с <данные изъяты> Исаева И.М. в федеральный бюджет подлежит взысканию сумма в размере <данные изъяты> рублей. Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, районный суд Р Е Ш И Л: заявление прокурора Илекского района Оренбургской области Гущина В.В. - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Илекский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», Земельного кодекса РФ в деятельности <данные изъяты> Исаева И.М.. Обязать администрацию муниципального образования Илекский район, <данные изъяты> Исаева И.М. устранить выявленные нарушения, путем демонтажа самовольно установленной рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности на перекрестке <адрес> и <адрес> <адрес>. Взыскать с <данные изъяты> Исаева И.М. государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> рублей, зачислив её в федеральный бюджет. Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Илекский районный суд Оренбургской области, в течение десяти суток со дня изготовления мотивированного решения. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Л.К.Мругова Мотивированное решение изготовлено 26.08.2011. Судья Илекского районного суда Оренбургской области Л.К.Мругова